Почему коучинг сейчас? Блог им. Misli_na_peske

В рамках фестиваля Планета людей Мэрилин Аткинсон проводила тренинг. На самом деле скорее семинар-презентацию.
Озвучила она довольно понятные вещи, но для меня они были новым взглядом, непривычным. В общем, я с такой позиции раньше не рассуждала :)
Делюсь с Вами кратким конспектом основных идей.

В начале определим место коучинга в следующих координатах: работа с проблемами/ работа с целями и задавание вопросов/подача рекомендаций.
с флипчарта
а теперь ответ на вопрос — почему.
Немного физиологии.
Мэрилин Аткинсон (и, наверно, кто-то еще вместе с ней) рассматривает мозг, как составляющую трех частей.
1. Самый древний мозг — ретикулярная формация. Ему 100млн лет
Отвечает за импульсы — бежать или нападать. Связывает мозг и нервную систему.
Как у рептилий
2. Его окружает эмоциональный мозг — лимбическая система. Ему 50млн лет. Создан как механизм защиты отношений в семье, запоминает, как заботиться о детях.
Этот мозг анализирует, как что-то было в прошлом и, исходя из этого, принимает решение — делать что-то или нет.
Он тонален, реагирует на интонацию.
Он как у млекопитающих.

Животные иерархичны, звуками они быстро распределяют роли, за счет этого выживают.
Тут мы можем провести параллель с современными организациями, ролями и иерархией.

Этот мозг устроен так, что все время оценивает right/ wrong
3. визуальный мозг — кора. 2,5 млн лет.
Работает образами и с будущим. Хорошо работает, когда мы расслаблены.
Для него не существует слова «нет», он не может представить то, чего нет. Представьте, что в стакане нет молока. Или не думайте о белой обезьяне.
Для этого мозга очень важна позитивная формулировка.

Так вот.
Современная система образования ориентирована на 1 и 2 мозг. Она учит как сдавать экзамены, а не дает знания. Или даже точнее — понимание. Потому что построена по принципу теста — right/ wrong
Коучинг работает с 3 мозгом, потому что именно он позволяет справляться с потоком информации 21века. И дает возможность работать с образами, будущим, это конкурентно в современной среде. Предпринимать новые шаги, а не постоянно фиксироваться на прошлых опытах. Как это делает эмоциональный мозг.

Коллеги, Вы слышали или читали о таком взгляде на устройство мозга? Точнее о его функциях.
Мне интересно больше об этом узнать.

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
Я слышала о таком взгляде на устройство мозга от Мэрилин Аткинсон на семинаре еще в 1998 году. Хорошо, что есть вечные ценности :)
0
Ух, заставила вспомнить курс «Физиология Центральной нервной системы» :)
Действительно, выделяют несколько этапов развития мозга и, следовательно, несколько представленных уровней. (Я правда не очень понимаю, что в данном случае имеется в виду под «визуальным мозгом»)
При этом меня сильно смущает вывод о том, что «система образования ориентирована на 1 и 2 мозг. И только коучинг работает с 3». Объясню почему:
1. Во-первых, если я ничего не путаю, «современная система образования» не очень то может влиять на ту же ретикулярную формацию. Р.Ф. отвечает за осуществление базовых рефлексов — дыхание, давление в сосудах, сон/бодрствование и т.д. + первой фильтрует информацию от большинства органов чувств.
Что касается лимбической системы, то её, действительно, называют «эмоциональным мозгом», т.к. она отвечает за эмоции и мотивацию. А так же за все биологические потребности и «приспосабливаемость» к изменяющимся условиям среды.
2. Во-вторых, любые высшие функции (задействованные в том числе в «современной системе образования»), такие как сознание, память, учение, мышление и т.п. — все они контролируются корой.
3. В-третьих, потому что все вышеперечисленные системы ретикулярная формация, лимбическая система, кора функционируют взаимосвязано, а не по отдельности.
4. В-четвертых, мне в принципе не нравится противопоставление коучинга и «современной системы образования», потому как как минимум в «современной системе образования» существуют разные подходы :) да и коучинг не панацея (хотя я его очень уважаю) от всех вопросов и проблем 21 века :)
+2
Я вот, к сожалению, ничего не помню про ЦНС. Спасибо, что пояснила.
все вышеперечисленные системы ретикулярная формация, лимбическая система, кора функционируют взаимосвязано, а не по отдельности.

Мне тоже было странно слышать про разорванность этих процессов, но, допускаю, что я не совсем верно поняла ее или записала. Хотя AnnaIvanova пишет, что и 10 лет назад Мэрилин рассказывала то же самое.
Просто на ее сайте что-то не найду толковой информации про этот взгляд(
0
Современная система образования ориентирована на 1 и 2 мозг.


Звучит «немного» странно. Как верно заметила Маргарита (выше), для участия в образовательном процессе необходимы высшие функции, расположенные этажом выше лимбической системы, хотя эмоционально реагировать на поступающую информацию вполне естественно. Ну а говорить о воздействии на ретикулятную формацию — полный бред. Бабушка Аткинсон, может, и гуру коучинга, но в нейропсихологии шарит неважно!
+2
Я полагаю, что, все же, это не ее личный взгляд и у него есть какая-то основа. Может я неверно ее интерпретировала.
Буду только рада сформировать себе верное видение и с точки зрения формирования психических процессов, и с точки зрения их задействованности в обучении.
Мне этот взгляд (рассказанный Мэрилин) показался близким из личного школьного опыта — нас учили, как получить «5», но мало учили тому, как создавать и придумывать что-то новое.
С другой стороны — может это и не задача школы, если вернуться к топику Так чему всё-таки должны учить ВУЗы?.
C третьей стороны — к средней школе уже все базовые процессы должны давно развиться.
Ох, жалко, что я выбросила все вузовские тетради(

Сейчас мысль пришла — может база ее обоснования важности коучинга не на развитии отделов головного мозга основывается, а на других процессах?..
+1
С таким взглядом на «обустройство» мозга знакомили и продолжают знакомить всех обучающихся в Эриксоне на 1-м модуле «Наука и искусство трансформационного коучинга».
Скажем так — строго научного обоснования я не услышала, хотя предположу, что оно какое-то есть :)

PS у нас на курсе были «сомневающиеся» в такой классификации — о чем они прямо и говорили ведущим тренерам; в ответ звучал какой-то аргумент (честно, не вспомню его:)), мне он показался приемлемым (как человеку, глубоко не сведущего в этой области), но спрашивающего, похоже, он не совсем удовлетворил.
+1
Оксана, спасибо за инфу. Теперь я уверена, что восприняла все верно.
Осталось докопаться до сути этого подхода с точки зрения науки.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.