Я-концепция тренера Блог им. filatov

Коллеги, я в последнее время интересуюсь так называемой «я-концепцией» тренера. Насколько я помню, мы уже однажды обсуждали здесь ролевой репертуар тренера, его личный бренд и профессиональные качества. Однако сейчас я рассматриваю это как частное от личной я-концепции тренера.
В литературе, ориентированной на бизнес-тренинги, корпоративное обучение и даже, простите за такое слово в– «бизнес-психологию» я не встречал информации на эту тему: много ролевых и компетентностных подходов, при этом холистического я не знаю.
А поэтому, лично мне, стесняюсь сказать, интересно, почему каждый из нас считает себя (или не считает) профессиональным тренером? На основании чего мы так считаем? И окружающие люди тоже…
При всем моем огромном уважении к компетентностному подходу, тренерство все-таки трудно свести к набору компетенции, хотя при желании можно. Как набор ролей тренерство тоже можно объяснить. Развить компетенцию сравнительно просто, отрепетировать роль – тоже. Но все-таки для хорошего тренера этого мало…
Я с некоторым скепсисом отношусь к мысли, что компетенции и роли – стержень тренерской я-концепции.
Коллеги, встречали ли вы информацию на эту тему, что думаете по этому поводу?

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
Почему мне кажется, что ты хочешь свести разговор к призванию, миссии и пр. идеалистической фигне*? ;)

* — ну конечно, это не фигня!
-1
:)
Вот, кстати, для меня профессиональная миссия — точно не фигня, а действительно движущая сила. Другой вопрос в том, что наличие миссии не равно профессиональный тренер/T&Dспециалист.
+2
Для меня тоже :)наверное, миссию можно определить как вершину профессионального самосознания. Думаю, что как и любая социальная роль, бизнес-тренер — это результат консенсуса, общественного договора. Просто в России официально на тренера не учат (ВУЗ), поэтому подтверждением профессионализации может считаться что-угодно: сертификат о прохождении тренинга тренеров, релевантный опыт работы и т.д., т.е. все что разделяют 2 субъекта коммуникации.
0
Нет, Григорий, мне интересно, что происходит в голове у человека, когда он приходит к тому, что понимает, что тренерство — это его призвание. Что происходит в голове у человека, когда он достигает вершины профессионального самосознания. Или, точнее, что должно произойти в голове у человека, чтобы он достиг этой вершины :)
Про все остальное — итак понятно.
Признаться, в этой теме у меня достаточно меркантильный интерес. Вот есть, например курс, или тренинг, тренеров. Там подробно рассказывается и тренируется компетентностная и ролевая модель бизнес-тренера (или просто тренера). А вот работы на высоких логических уровнях, чаще всего нет. В смысле вообще нет :).
Таким образом, вопрос, что нужно сделать с головой человека, чтобы простроить ему (или помочь простроить, если угодно) я-концепцию «я — тренер».
В прикладных аспектах это также можно использовать и в корпоративном формате, тренеруя собственных корпоративных тренеров или выращивая тренеров из нетренерского персонала.
+2
Таким образом, вопрос, что нужно сделать с головой человека, чтобы простроить ему (или помочь простроить, если угодно) я-концепцию «я — тренер».


Мне видится, что формирование я-концепции является результатом рефлексии человека над своим профессиональным опытом, анализа сделанных выборов и причинза ними стоящих, а также всех эмоциональных переживаний, присутствовавших в опыте. Т.е для профессиональное самосознания формируется через проживание профессионального опыта и за рамками этого опыта невозможно.
На тренинге трененов тренер-ведущий может помочь будущему тренеру, снабдив его инструментами рефлексии, чтобы в дальнейшем он самостоятельно смог завершить процесс.
+1
Я в магистратуре даже писала дисер по Я-концепции правда у спортсменов. И подтвердила гипотезу, что то, как выстроен когнитивный компонент Я-концепции влияет на успешность спортсменов. Вероятно, у тренеров тоже такое может быть.
Из литературы могу порекомендовать книгу «Профессиональная Я-концепция» С.Т.Джанерьян, 2004 помоему год.
Там конкретно про тренеров нет, но в целом очень структурирует.
+3
Большое спасибо за рекомендацию!
Внимательно еще не ознакомился, но беглый просмотр говорит о том, что это поможет.
0
Алексей, привет ;)

Я-то, конечно, на 100% уверена, что «дрессурой» в области развития тренерских компетенций нельзя достичь уровня «мастера тренинга» (впрочем, так в любой профессии). Как мы знаем, по всевозможным опросам Заказчиков (участников), личность тренера — это главное.

Можно похвастаюсь (я вообще люблю хвастаться :) )? Как правило, у меня тренинги на одном дыхании проходят (и для меня, и для моих групп). Куча эмоций. Сама не знаю почему. Может потому что я вкладываю всю душу («вдох») и получаю в ответ тоже «вдох». Поэтому это похоже на обмен энергиями и на полное вдохновение всех сторон. Иногда что-то может не получится (в случае, если у меня нет вдохновения или физическая усталость). Вот когда первое — то вот тогда и я, и окружающие считают, что все профессионально. А когда второе (это очень редко, наверное пару раз помню), то тогда получается обычный хороший тренинг, но не WOW. Я считаю, что это мое призвание, поэтому этим занимаюсь и буду заниматься дальше. МЕНЯ ОНО ВДОХНОВЛЯЕТ. А когда меня, то и других тоже! И меньше всего я думаю о ролях, компетенциях и т.д. Я вообще нарушитель правил :))))
+1
Привет, Юля!
Вот именно, люди, и я их понимаю, «ходят» чаще всего на тренера, а не на тренинг. А в тренере, по моим подозрениям, люди ценят не только профессиональные качества (компетенции), но и личность. Пропорция профессиональных навыков и личностных качеств бывает разная, но факт, что личностные качества ценятся не меньше профессиональных, особенно, когда профессиональные качества уже по умолчанию развиты до некого базового уровня.
Вот ты говоришь, что тренерство – это твоё призвание и это, скорее всего, одно из базовых твоих качеств я-концепции и безусловно, влияет на твои тренинги.
Вот, например, есть человек, который считает себя спортсменом. Есть человек, который считает, что он занимается спортом. Есть человек, ведущий здоровый и активный образ жизни. Есть человек, который ходит на фитнес или в качалку. Есть человек, который делает зарядку. Наверное мы все согласимся, что отношение к спорту у этих людей разное, соответственно и отдача от них и их вклад в спорт будет разной. Но их базовое отличие – в голове. А поскольку «содержимое» нашей головы постоянно меняется, я предполагаю, что из человека, который просто занимается фитнесом можно сделать неплохого спортсмена, при помощи изменения его самовосприятия. И это уже – вопрос инструментов работы с человеческим опытом и восприятием, арсенал которых достаточно значителен. Также это значит, что это еще и вопрос моделирования – базового тренерского навыка. Именно ведь для этого в компаниях пишут истории успехов своих сотрудников, чтобы показать модель, которую можно и хотелось бы примерить. Одна модель может не сработать, поскольку может не подойти и быть написанной немодельным языком описания. Но если таких моделей много, то начинает складываться система и появляются узловые закономерности, которые можно использовать.
Юля, ты говоришь, что это тебя вдохновляет! Но ведь это не сразу так было. Т.е. что-то произошло или ты что-то сделала, чтобы так было. Что?
+2
Алексей, привет!!!

Согласна с тобой в том, что содержимое «головы» (а может и не головы, а «сердца») влияет на отношение к «спорту» и как следствие на «вклад и отдачу».

Давай вместе разберемся. СРАЗУ ВДОХНОВЛЯЛО. Именно поэтому я этим решила заниматься, как только узнала слово «ТРЕНИНГ». Клянусь :) Откуда это? Мотивы самые разные (думаю, тут классифицировать не получится точно, у каждого свои мотивы).

Но были моменты, например, в прошлом году, когда меня вдохновение вести тренинги временно покинуло, и я их практически и не вела. Это было связано с тем, что содержимое моей головы усиленно переосмысливалось. Я пыталась понять, могут ли тренинги быть действительно эффективными для компаний и в чем дело, где не стыковка между декларируемой полезностью тренинга и реальностью, которую я вдруг осознала, увидела, обнаружила в корпоративной среде обитания и вообще в мире… Именно в этот момент родился фактически проект learn2learn, БЧ, learning sur-rounds и все остальное, что ты, Лёша, сам видел и знаешь про меня. Но прошло время, моя картина мира прошла модернизацию и оптимизацию :), learn2learn активно развивается (!!!), а с тренингами я вышла на новый уровень вдохновения! И веду их, вдохновение со мной пока. Но для меня тренинги — это то, что я делаю в свободное от learn2learn время и только по входящим запросам от друзей-знакомых :) Может это тоже влияет на вдохновение?
+1
Вот именно, люди, и я их понимаю, «ходят» чаще всего на тренера, а не на тренинг. А в тренере, по моим подозрениям, люди ценят не только профессиональные качества (компетенции), но и личность


Алексей, можно маленький камушек в твой огород? :)

Говорят, что М. Эриксон сказал про Гриндера и Бэндлера: «эти парни решили, что взяли у меня жемчужину, но на самом деле, они взяли только ракушку».

Нельзя просто «смоделировать» успешный опыт. В лучшем случае, это будет успешная копия, имитация (не замечали, как похожи друг на друга, точнее, на своего «гуру», представители одной школы?). Люди ценят личность, потому что она — оригинал. И ходят на того, или иного тренера, артиста, режиссера, художника и т.д., потому что его работа, его творчество оригинальны, не похожи на другие. Заметь, никто из настоящих, признанных мастеров своего дела не ходил на тренинги, где ему «встаивали Я-концепцию».

Любая разработка модели или моделей — это первый шаг к конвеерному производству. Есть вещи, которые формируются спонтанно. Может, имеет смысл оставить процесс формирования личности самом человеку? Как говорит Джордж Карлин, разве мы не достаточно натворили?
+1
Почему-то я был уверен, Григорий, что твой скептицизм коснется и этого топика .

Во-первых, не факт, что невозможно смоделировать успешный опыт. Позволю себе тут с тобой не согласиться. И говорить, что Эриксон что-то там сказал про кого-то можно, но это второе дело, поскольку налицо первое – наличие реально работающей модели гипнотерапии и эриксоновского гипноза. Поверь мне, я знаю, о чем пишу – у меня за плечами значительный опыт работы в практической психиатрии и психотерапии. Я несколько лет наблюдал за тем и исправлял то, как люди учат себя и друг друга всяким заморочкам.

Я за то, чтобы оставить процесс формирования личности самому человеку. Мы это сделали. И что мы имеем в итоге? Слишком большое число людей имеют, простите меня за это слово, дисгармоничную личность – как просто людей, так и тренеров. И в этой унылой массе тренер, который имеет структурированную я-концепцию выгодно отличается от всех во всех аспектах .

Теперь по поводу «встраивания» я-концепции. Действительно, мало кому из известных тренеров её «встраивали».Но если проанализировать самовосприятие большинства успешных тренеров, то можно уверенно показать определенные законы формирования тренерской я-концепции. Это не приводит к конвееру, а напротив его устраняет, поскольку человек, знающий свои корневые установки и реализующий их в своей профессиональной деятельности всегда будет отличаться от других, потому что установки у людей разные.

Я знаю закономерности и способы формирования здоровой я-концепции. Но способ описания этих законов довольно «терапевтический», но безкомпромиссно работающий в этом контексте. В настоящее время я ищу способы перевода этого терапевтического языка в контекст бизнес-тренингов. Вот, что, собственно, мне интересно в этой теме.
+2
Почему-то я был уверен, Григорий, что твой скептицизм коснется и этого топика
ну я же сволочь и гад, мне только повод дай :)

Во-первых, не факт, что невозможно смоделировать успешный опыт.
Можно смоделировать и технологизировать деятельность, не требующую оригинальности и индивидуальности. Хирург с нестандартным, авторским стилем проведения аорто-коронарного шунтирования стал бы маньяком. А вот смоделировав, к примеру, Чарли Чаплина, мы получим клон, ценность которого сомнительная. Никто не будет смотреть. Я про это.

Но если проанализировать самовосприятие большинства успешных тренеров, то можно уверенно показать определенные законы формирования тренерской я-концепции.


Мой опыт подсказывает, что большинство успешных российских тренеров страдает манией величия. Это нормально?

Я знаю закономерности и способы формирования здоровой я-концепции… В настоящее время я ищу способы перевода этого терапевтического языка в контекст бизнес-тренингов.


А вот это интересно. Т.е мы говорим о тренерском «здоровье»?

+1
Вот, например, мы приходим на тренинг тренеров. Чаще всего, какие-то навыки работы с аудиторией у нас к этому времени уже есть – «жизнь заставила», как минимум :). Нам эти навыки начинают разъяснять и улучшать в упражнениях. Т.е. основной учебный уклон делается на навыки с надеждой на то, что этого хватит для того, чтобы простроить высокие уровни в виде я-концепции и самовосприятия. А вот как-нибудь с другой стороны есть ли рабочие способы?
+2
Алексей, способов осознания себя, самоанализа множество :) Сам же почти отвечаешь.
+1
Почему-то (хотя понятно почему) при обучении тренеров акцент делается на развитие компетенций, умений, ролей и т.д., и так мало говорится о самом важном — глубоком понимании предмета тренинга, того компонента, без которого успешным тренинг быть не может. Да, тренеров учат разрабатывать тренинги, и они их разрабатывают — на любые темы. Тренинги по продажам — не имея опыта продаж, тренинги по менеджменту — не имея опыта в управлении, тренинги по презентации, переговорам, тайм-менеджменту..Все очень технологично, вот только глубины там нет, содержания нет, зато есть «динамика», шутки-прибаутки. Вот и весело скачит по сцене Молоканов, кривляется, угорает. Может, в этом причина дискредитации тренинга как метода? Потому что участники тренинга не дураки и видят, что за яркими метафорами, юморесками и ужимками — пустота? Я знаю, о чем говорю, знаю как разрабатываются тренинги в корпоративных университетах и консалтинговых компаниях (помню, дали мне разрабатывать тренинг «Стратегическое планирование» для топов большой нефтянки, а я, понятное дело, великий эксперт в стратегическом планировании). Может, в подготовке тренеров акцент сделать на другом? На том, что технологии и техники — вторичное? Но будет ли продаваться такой тренинг тренеров — вопрос…
+3
А что первичное, Григорий?
0
Собственное умение, мастерство. Для того, чтобы чему-то учить других, нужно вначале овладеть этим, при чем на достаточно высоком уровне. Разве не логично?
0
Мне кажется что профессия «тренера» слишком романтизирована и идеализирована. В конце концов это просто профессия с конкретными задачами и известными инструментами. Что до вашего вопроса, то мне кажется это имеет отношение к личному «брэндингу», эта тема какое-то время назад тут активно обсуждалась. Вообще же, практически все тренеры что я встречал — серые мышки, которые могут отлично делать свою работу, но в которых весьма слабо угадывается хоть какой-то намек на их собственное «я», а уж о концепции вообще говорить не приходится. С другой стороны также часто встречаются «звезды», которые имеют яркий сценический образ, но как тренеры редко достигают задач и по сути просто пустышки.
+3
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.