О классификации тренеров Блог им. OTatarina

В топике andreypasyunin-а «О том, на какие тренинги я не хочу ходить» в процессе дискуссии появилась мысль о классификации тренеров. В процессе обсуждения в постах упоминались: жизненный опыт, гуру, создание обучающего пространства / обучающей среды, бренд, фасилитатор, практик – как возможные критерии, по которым можно тренеров классифицировать.
Просмотрела несколько (честно говоря, немногочисленных) источников по этому поводу, и вот что получилось (букв получилось много :-)).

Как таковых классификаций нашла 2: по Петтигрю (Andrew Pettigrew) и по Таунсенду (John Townsend).


Петтигрю рассматривает 4 типа тренеров:

1. Аккуратист. Аккуратисты считают, что в тренинге необходимо достичь ровного взаимодействия между существующими системами, процедурами и технологиями в организации и использовать традиционное обучение и тренинговые подходы. Они составляют программы высокого уровня и относятся к нуждам тренинга так, как это подскажет авторитетное лицо.

2.Воспитатель. В противовес аккуратистам, воспитатели считают необходимым для тренинга менять системы, процедуры и технологии, но, так же как и аккуратисты, стремятся использовать традиционное обучение и тренинговые подходы. Они предвидят время перемен и работают в нужном направлении: принимают поправки к тренингу, моделируют его и составляют подходящее расписание тренинговых программ.

3. Миссионер. Миссионеры видят для тренинга необходимость в поддержании существующих программ и т. д., но принимают и целый ряд противоположных подходов. В основном они чувствуют, что традиционное образование и тренинговые подходы не подходят, и пытаются подвигнуть людей в организации на эксперименты, скажем, во время work-shop, семинаров или консультаций. Миссионеры ставят перед собой задачу в ходе обучения быть в большей степени фасилитаторами, чем экспертами по предмету и собственно тренерами.

4.Новатор. Новаторы считают необходимым для тренинга смену систем, процедур и технологий, существующих в организации, выступая за использование радикально иных подходов. Они распространяют свои идеи повсюду в организации и заставляют осознать реальные нужды. Они вовлекают людей и ведут их через весь процесс решения проблемы вместо того, чтобы просто предложить решения. По существу, они являются катализаторами или агентами по переменам.

Таунсенд описывает следующие типы:

1. Забывчивый и некомпетентный тренер — это человек, которого назначили присутствовать на тренинговых курсах в качестве «опытного говоруна», хотя он может и не быть экспертом этой области и совсем не обладает навыками представления и тренинга. Но забывчивые и некомпетентные не обеспокоены такими недостатками, и обычно никто не говорит им о них, поэтому они продолжают и дальше сидеть в своем болоте.

2. Самонадеянный шарлатан похож на забывчивых и некомпетентных людей за исключением того, что, по всей вероятности, обеспокоен своими недостатками, но скрывает их, хвастаясь и превознося свои очевидные знания и умения.

3. Милый путаник — это характеристика рассеянного профессора, который точно является экспертом по своему предмету, но так погружен в этот предмет, что даже не задумывается над тем, чтобы научиться передавать свои знания. Таким образом, милые путаники продолжают путаться, желая помочь группе, но на самом деле не задумываются над тем, успешно ли они действуют.

4. Убеждающий тренер — мастер в техниках и методах тренинга, которые использует, чтобы убедить группу учащихся в ценности сообщений, как того требует организация (независимо от того, согласен он с ними или нет). Часто случается, что тренеры, не по своей воле попавшие в такую ситуацию, обладают лишь какими-то определенными знаниями и умениями по тому предмету, который они представляют, тем не менее у них есть обязательства помочь учащимся научиться. Очень трудная ситуация. [...]

5. Скучный лектор слишком часто встречается, особенно в академических кругах, но появляется и на тренинговых мероприятиях, обычно в качестве приглашенного лектора. Без сомнения, такие тренеры досконально знают свой предмет, но не заботятся о методах и способах представления или о том, в какой мере они помогают своей аудитории. Они с жаром погружаются в мельчайшие подробности предмета, но быстро (обычно минут через десять) «теряют» своих слушателей, и дальнейшая лекция становится просто тратой времени. Одним вариантом этого типа, с которым я столкнулся, был лектор на одних из моих курсов, который каждый раз задерживал свою аудиторию еще на 20 минут после положенного времени. Ему говорили об этом, и он обещал в следующий раз что-нибудь с этим сделать — и он делал: готовил точно такое же количество материала, только говорил быстрее!

6. Директивный инструктор — это обычно общий инструктор / тренер, который должен гарантировать посещение курсов (чаще всего это касается новичков в организации или перешедших на новую работу или задание) и изучение предмета таким образом, чтобы, вернувшись на рабочее место участники могли использовать свои знания. Никто не спорит, что участники должны учиться, но из-за почти автоматической манеры, с которой подается материал и негласная или даже гласная команда: «вам надо учиться», очень трудно выполнять эту команду, особенно теперь, когда ученики ждут совершенно другого подхода. Проблема состоит в том, что, когда тренеры долгое время находились в этом «болоте» (и в течение долгих лет такой характер тренинга считался приемлемым), им очень сложно адаптироваться к новым, совершенствованным подходам. Есть такая поговорка: «Раз ты стал инструктором, ты теперь всегда инструктор!»

7. Профессиональный тренер. «Профессиональный» используется в своем самом широком, общем смысле. Такой тренер обладает знаниями и умениями по техникам, методам и подходам тренинга; знает, когда следует применить те или иные из них; постоянно заботится о нуждах учащихся и пытается удовлетворить эти нужды, даже изменив тренинговый материал; может распределять «рабочее» и «социальное» время и не становится тренером в стиле «Люби меня за то, что я купил тебе выпить»; имеет хорошие человеческие качества и может эффективно управлять большинством ситуаций. Профессиональный тренер достиг высшего уровня, когда он или она может все это сказать о себе, обходится без стрессовых ситуаций и когда все получается естественно. Всегда существует опасность того, что тренер станет слишком хорошим или его таким воспринимают, но это уже небольшая проблема по сравнению с теми, которые возникают у менее эффективных тренеров.

(источник — Л. Рай, Развитие навыков тренинга, СПб, «Питер», 2003 г.)

Откровенно говоря, хотелось бы ввести в обращение некую матрицу / шкалу, по которой можно определить категорию / классификацию тренера.
Столкнулась с тем, что непросто определить те самые векторы, на пересечении которых можно давать какое-либо конкретное описание получившемуся квадрату (если говорить о матричном представлении инфо).
Например, если по оси Х расположить опыт проведения тренингов (до года, 1-5 лет, 5 и более), а по оси У – «степень зажигания» :-) (от 1 до 5), то тренер, попавший в квадрат 1, будет считаться начинающим, набирающимся опыта; тренер в квадрате 9 – профессионал с большим практическим опытом.


Хотя, с другой стороны, оценка «степени зажигания» тренера («когда умы и сердца зажигаются» – Юлия Пшеницина) – вещь тонкая и субъективная.

НО! Как интерпретировать остальных??? «Вот в чем вопрос!»
Либо определять оси как фасилитатор (навыки / умения работы с группой) vs опыт…

В общем, надо думать…. :-) :-)

Хм… есть еще вариант опросника для T&D, который подбирает тренера для проведения корпоративного тренинга: перечислены основные роли / функции тренера и «галочкой» отмечается наличие / отсутствие признака (во время проведения демо-тренинга).

Вот только опять же уходим в субъективность восприятия, и что одному может быть хорошо, то другому – не подойти по каким-то критериям (к примеру)…

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
В свое время нашла статью на hrm.ru — «Профессиональные стандарты для тренера».
Делюсь ссылкой — www.hrm.ru/db/hrm/1FFB973045D8413BC3256A9C003F9180/vid/article/article.html
Документ описывает идеал – но только так и можно закрепить стандарты профессионализма. Собственно, в этом и заключается основная идея этого документа – сделать список, сверяясь с которым, тренер может проверить свое соответствие требованиям профессии.
+1
Я встречалась с этими типологиями и, если честно, они меня пугают. :)) В том плане, что прочитаешь их и учиться уже как-то совсем не хочется, т.к. понимаешь, что попадёшь к одному из описанных. А они все какие-то «не очень» :)
И самое главное, из этих типологий не очень понятно, и что с этим теперь делать? :)
0
Хорошая классификация тренерских парадигм / стилей есть в книге «Окна в мир тренинга» Вачков, Дерябо.

Одна из самых толковых книг на тему тренерства.
+1
Поделюсь своей собственной классификацией. Использую ее при поиске и выборе тренеров, а также при оценке адекватности затрат на обучение :)

Я бы среди тренеров точно выделила «работяг», «профи» и «харизматиков» (названия условные, только что придумала) :)
«Работяги» делают свой тренинг и дальше раз от раза его оттачивают, дополняют, улучшают.
«Профи» продают тренинг, разработанный кем-то и выученный ими «на зубок». Обычно это касается каких-то стандартных методик (переговоров, например, или разработки ПО, или управления проектами...). Такие скорее совершенствуют собственные навыки относительно преподаваемого курса, совершенствуют свое умение доносить до аудитории конкретную методику.
" Харизматики" — это те, кто работает, в первую очередь, с аудиторией. Не то что бы у них нет программы, не то что бы они были ее готовы менять напропалую ради участников тренинга… Но они настраиваются на «их волну», и участники готовы за ними бежать. Чаще всего работа таких тренеров ориентирована на изменение каких-то глубинных установок, а не на формирование конкретного навыка.

В каждой группе могут быть и «хорошие», и «плохие» тренеры. Выбор «группы», конечно, зависит от того, что вам нужно.
Но последняя группа, на мой взгляд, самая эффективная, и таким я готова платить большие деньги :)

А еще тренеров можно классифицировать, как минимум, по специализации. Технические навыки, управленческие навыки, навыки продаж… :)
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.