Статья Максима Долгова "ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ: КАК МИФ И КАК РЕАЛЬНОСТЬ". Часть 2 Блог им. Teamlab

Необходимость перечисленных командных эффектов для современного бизнеса является РЕАЛЬНОСТЬЮ. Создавать их можно только последовательно развивая управленческие команды, команды подразделений (функциональные команды), повышая эффективность проектных команд и команд бизнес-процессов. Так шаг за шагом, внедряя методы командного менеджмента, мы формируем РЕАЛЬНОСТЬ командной синергии в организациях.

Командный менеджмент как подход в управлении появился на рубеже 80-х-90-х годов в виде реакции на рост конкуренции, диктовавшей необходимость повышения эффективности деятельности компаний. Рост масштабов бизнеса способствовал освоению новых форм управления.

Командный менеджмент — это теория и практика управления организацией, опирающейся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов.

Теория и практика командного менеджмента предполагает участие работников в самоорганизации и самоуправлении, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, ясность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, повышающую индивидуальную от­ветственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.

Методы формирования и развития командных эффектов.

Для развития командных эффектов используются комплексные методы, направленные на развитие командного духа (в англоязычной литературе — team spirit) и развитие навыков командной работы (team skills).

Действия, направленные на развитие командного духа являются неотъемлемой составляющей системы мотивации Компании и направлены на решение следующих задач:
— усиление чувства «мы»;
— повышение лояльности персонала к организации;
— создание неформальных содержательных и полезных для Компании отношений между со­трудниками;
— усиление неформального авторитета руководителей;
— создание опыта высокоэффективных совместных действий;
— повышение мотивации на совместную работу;
— более глубокое понимание индивидуальных особенностей друг друга, повышение степени принятия друг друга, развитие доверия между сотрудниками;
— создание яркой совместной истории, усиливающей осознание и принятие философии Компании.

Для того чтобы действия организации по развитию командного духа были эффективными, не­обходимо обеспечить при их проведении:
— соответствие Философии Компании (при условии, что Философия Компании, является фундаментом для развития командного менеджмента);
— связь с текущей результативностью и оперативными целями организации;
— активное участие сотрудников организации различных уровней (особенно членов управ­ленческой команды и руководителей среднего звена).

К методам развития командного духа можно отнести корпоративные праздники, совместный активный отдых, проведение проблемных совещаний, круглых столов и конференций, издание корпоративной газеты, использование корпоративной символики и многое другое.

Программы по формированию и развитию навыков командной работы являются основой системы внедрения командного менеджмента и направлены на формирование и развитие следующих навыков:

— навык формирования общей цели и принятия ответственности за ее достижение;
— навык распределения лидерства под задачу и гибкого изменения стиля лидерства в соответствии с особенностями задачи;
— навык конструктивного взаимодействия и самоуправления;
— навыки эффективного использования сильных сторон состава Команды с учетом особенностей их ролевого поведения;
— навыки создания процедур и стандартов взаимодействия;
— навык передачи знаний и опыта командной работы своим подчиненным.

Особое внимание уделяется работе с руководителями всех уровней, что предполагает их последовательную подготовку как в области регулярного менеджмента, так и в области командного лидерства.

Основным методом развития навыков командной работы является групповой тренинг, поскольку именно он максимально способствует созданию и коррекции установок сотрудников организации и выравниванию компетентности в области командного менеджмента. Стоит отметить, что речь идет не только о тренингах формирования команды в различных модификациях, но и о любой программе тренинга, в которой развиваются навыки совместной деятельности. То, насколько обучающая программа будет работать на развитие team skills, зависит не от названия, а от того, насколько она соответствует философии командного менеджмента (например, акцент не на личной эффективности, а на общей эффективности организации, не на внутренней конкуренции, а на внешней и т.д.).

Важно подчеркнуть то, что тренинг, даже эффективно разработанный и корректно проведенный, не даст долгосрочных результатов, если программой не предусмотрено адекватного закрепления навыков на рабочем месте. Для командного менеджмента это особенно критично. В практике командного менеджмента навык закрепляется только при соблюдении следующих условий:
— достижение общей цели невозможно (или сильно затруднено) без его использования;
— руководители, являясь организационными Лидерами, показывают пример использования закрепляемого навыка;
— руководители регулярно проводят обучение на рабочем месте и добиваются высокого среднего уровня профессионализма — всех сотрудников в соответствии с программой аудиторного обучения.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КОМАНДНЫХ ЭФФЕКТОВ

Спонтанное или несбалансированное формирование отдельных команд в организации, как это зачастую происходит, может принести компании не пользу, а вред. Он выражается в том, что:

— формируется субкультура, противоречащая философии Компании, что снижает эффективность взаимодействия с представителями команды подразделения, может даже привести к орга­низованному уходу сотрудников вместе со своим руководителем;
— развитие команд внутри организации приводит к развитию внутренней конкуренции и усилению межфункциональных конфликтов;
— топ-менеджеры не являются командными игроками и организационными лидерами и, соот­ветственно, не могут являться примером желаемого поведения; в результате командные эффекты не развиваются, а временные и финансовые затраты приводят лишь к демотивации сотрудников.

Мы смотрим на процесс развития командных эффектов в организации системно, начиная с управленческой команды, проясняем корпоративную философию, формируем стратегию, раз­виваем лидерский потенциал руководителей и только после этого, рассматриваем возможность существенных вложений в развитие команд отделов и подразделений. Проектные команды и команды процессов — являются связующими элементами МЕТАКОМАНДЫ. Их развитие целесо­образно в последнюю очередь.

Таким образом, речь идет не о деятельности по формированию отдельно взятой группы людей в команду единомышленников, а об определенном подходе в построении системы управления организацией, называемым командным менеджментом. Тогда тренинги командообразования ста­новятся РЕАЛЬНЫМ инструментом командного менеджмента.
Условия внедрения командного менеджмента

В заключении перечислим ряд условий, наличие которых позволит компании двигаться в на­правлении развития командного менеджмента в организации:
— Первое Лицо Компании готово развиваться как командный Лидер и развивать свою управ­ленческую команду.
— Члены Управленческой команды и топ- менеджеры развиваются как лидеры своих функ­циональных команд.
— Цели Компании (стратегические и оперативные) амбициозны и известны всем сотрудникам организации. Действуют процедуры обратной связи «сверху-вниз», «снизу-вверх» и по горизонтали.
-Система мотивации (материальной и нематериальной) прозрачна, ориентирует сотрудников как на личную результативность, так и общую ре­зультативность.
— Философия Компании является реальным инструментом управления.
Отсутствует примеры использования «политического» стиля управления и традиция «двойных стандартов».

К настоящему моменту все большее количество российских и транснациональных компаний соответствуют этим критериям или стремятся к ним.

А тренинги командообразования могут быть как МИФОМ, так и РЕАЛЬНОСТЬЮ, позволяющей создавать командные эффекты и повышать созидательною конкурентоспособность бизнеса. Это вопрос выбора и последовательности управленческих команд, реализующих методы командного менеджмента или имитирующих процессы командообразования.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.