Avant-garde в T&D: СЮДА! Блог им. ypshenitsina

Черный квадрат, К.Малевич, художник-авангардист*.

*Avant-garde (в пер. с фр. «передовой отряд», авангард) — обобщающее название течений в искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Авангард характеризуется экспериментальным подходом к творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.


В очередной раз открыв страницу Trainngs.ru, я поймала себя на мысли, что мне СКУЧНО. Скучно читать одинаковые статьи про тренеров и тренинги, про лучшие hr практики и кейсы компаний, тенденции и методы повышения мотивации к обучению (особенно в кризис). Как-то не хватает экспериментов, настоящего искусства, новаторства, ухода от стандартных привычных форм, ПОИСКА, нарушения правил, авангарда.

Кто-то должен «нарисовать черный квадрат»… Ведь время такое, что нужна революция. Иначе разговоры про эффективность все равно не будут никуда приводить. Да и скука — плохое чувство…

Как долго провайдеры будут «прогибаться» под «мир заказчиков» (или наоборот, это, кстати, вопрос)?
А может революция уже происходит и нужно просто посмотреть вокруг, здесь, на Рекуклете? Рекуклет — отличная площадка для рождения НОВЫХ направлений. Предлагаю сюда писать идеи даже самые сумасшедшие!

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
Тренинг без тренера — наверное сюда :)
0
Юль, так ведь новаторство и авангард они делаются единицами и заметны только на фоне общей классики. Ведь если все творить начнут и устраивать революции, то будет хаос, в котором ничего не понятно.
А искать, находить, показывать, увлекать обязательно будем! И будем ставить под сомнение старое и проверенное, и будем предлагать новое и непроверенное! будем выводить из состояния равновесия и сподвигать к развитию! — это интересно ;)

Кстати, очень верен твой вопрос про прогибы провайдеров и заказчиков… На самом деле очень часто прогибаются именно заказчики, закрывая глаза на не очень качественные и эффективные продукты (особенно от компаний/тренеров с именем)… это факт…
+1
Маргарита! Про прогибы провайдеров и заказчиков — всем выгодно «играть» в игру, поэтому и прогибаются…
0
На мой взгляд, существует немало примеров весьма нестандартных подходов к тренингу. Когда я говорю «нестандартный» я имею ввиду поиграть-пообсуждать-попрезентовать.
Есть тренинги, которые ПОЛНОСТЬЮ состоят из упражнений, а теория появляется как бы сама (спасибо Елене Сидоренко)
Есть тренинги на которых работа идет с 10 утра до 2-3 ночи, при этом вся группа просто сидит и слушает тренера, но слушает завороженно, потому что тренер на их личном примере разбирает вещи настолько личностно-глубокие и следовательно эмоциональные, что не хочется пропустить ни слова (например, Бордунос).
Есть тренинги, на которых каждая минута тренинга (включая перерывы, завтраки, обеды, ужины) и даже время на сон, каждое слово, каждое движение тренера четко продумано и направлено на создание в группе таких условий, что человек поневоле начинает жить теми навыками, которые разбираются на тренинге (The GAP Partnership).
А есть тренинги, которые и не тренинги вовсе, а просто деловые проекты, которые выполняются группой сотрудников по определенным правилам и с определенными целями, при поддержке коуча, а новый опыт, знания и навыки образуются и рефлексируются в процессе выполнения проекта.
Много всего есть.
Вопрос в том, что нужно бизнесу, на каком этапе развития находится команда и т.д.
Очень часто тренеры начинают креативить там, где это не нужно и теряют фокус.
Что касается взаимодействия провайдер-заказчик, то тут можно кидаться камнями и в тех и в других. Если заказчик не знает четко, что ему нужно — провал обеспечен. Если провайдер непрофессионален — провал обеспечен.
+4
Вадим, не совсем поняла определение «нестандартного»… И что для Вас «стандартное»?

И совсем глупый вопрос. А что такое бизнес? (то есть «нужно бизнесу» — это как? )
Про этап развития команды и «нестандартность» тоже поясните.

Задаю все эти вопросы, так как интересно вместе с Вами поразмышлять об авангарде в тренинге ))
0
И еще про взаимодействие провайдера и заказчика… Получается, что в мире t&d почти всегда провалы )) Я правда так считаю (как и Вы возможно)… Или я не права?
+1
Не согласен категорически.
Есть очень успешные примеры. Но это требует профессионального подхода с обеих сторон, умения разделять зоны ответственности, эффективных коммуникаций и хороших отношений, а также готовности, со стороны заказчика — платить (иногда в разы больше, чем в среднем по рынку), а со стороны провайдера — проводить огромную работу вне тренинга по изучению потребностей клиента.
Ну и я лично не особо доверяю компаниям, которые могут «все». Как правило, специализирующиеся провайдеры обеспечивают более высокий уровень качества.
0
Спасибо.

Не согласна с тем, что обязательно хорошее стоит больших денег. Не все измеряется деньгами. Думаю, можно вообще без провайдеров обойтись и сделать очень профессионально, если профессионалы внутри компании.

Согласна, что провайдеры, который могут ВСЕ, ошибаются. ВСЕ не может никто :) И не знает ВСЕ никто. Чем больше специализация, тем глубже профессионализм в конкретной сфере. Уверена, что это правильная стратегия для провайдера. Единственное, чего не люблю у специализирующихся, так это того, что их ЛЕКАРСТВО подходит для лечения ВСЕХ болезней :) Обычно так. А мы знаем, что это неверное предположение :)
0
Когда я говорю стандартное, я имею ввиду некий шаблон, который присутствует в большинстве корпоративных (да и открытых) тренингов. Упражнения, теория, кейсы — все это кочует из тренинга в тренинг.
Огромное количество абсолютно бесполезных упражнений в тренинге — вообще болезнь на мой взгляд (всякие бессмысленные энерджайзеры — я не против энерджайзеров, но они должны иметь четкий линк с темой, не натянутый, а абсолютно конкретный).
Более конкретно сложно сказать — для меня тренинг должен соответствовать 2 критериям:
— «сносить башню» в плане мотивации
— давать ОЧЕНЬ простые и ОЧЕНЬ применимые инструменты

Бизнес — это компания, специфика нашей стратегии, нашего пути на рынок, наших ценностей и т.д. Бывает, что стратегия компании — впаривать продукт (и это может быть эффективно), а бывает, что наоборот продажи ведутся в консультативном ключе. Бывает, что сетевые клиенты занимают в нашем бизнесе 5-7%, а бывает, что 50-60%. Очевидно, что переговоры в этих случаях мы будем вести по-разному, а соответственно и технологии и ценностные установки будут даваться разные!
Если команда находится на этапе становления, то тренинг продаж может использоваться для командообразования и формирования общего языка и культуры в большей степени, нежели для обучения продажам (особенно если речь идет о менеджерах среднего и высшего уровня).
Тренинг может быть другим, если к примеру, компания начинает формировать виртуальные клиентские команды, состоящие из сотрудников разных отделов — это уже другой уровень развития команды.
Возможно, моя терминология не очень точна, я всего лишь хотел показать, что тренинги должны быть разными в разных ситуациях.

+2
Вадим, и за это спасибо. Интересно с Вами общаться ))
Поделитесь, какие тренинги (конкретно) «снесли Вам башню»?
Я думаю, что ТРЕНИНГ сам по себе как метод — уже не авангард. Это уже массовое явление. Кто-то это делает профессионально, интересно, «авторски», а кто-то делает с гуру «дешевые копии» (некачественными красками, к тому же и в некрасивых рамках, а иногда и в очень красивых рамках, но техника явно отстает от производителей шедевров :), так как даже ремеслу (нет-нет, не искусству!!!) тоже нужно учиться ).

Для меня авангард — это революция. Квадрат Малевича — это было смело, очень смело. В мире искусства в 1915 году преобладал реализм (отображение реальных объектов реальности), а Малевич своим квадратом показал, что реальность — это чувства, а не объекты. То есть НОВЫЙ уровень понимания функции искусства в обществе и т.д.

Коучинг в какой-то момент был авангардом, затем туда потянулись массы )) А что будет следующим?

Будет интересно, если в этой (или другой) теме появятся по-настоящему авангардные идеи… Их можно опробовать на практике как с тренингом без тренера мы сделали.

Про бизнес поняла. Для меня все равно бизнес — это люди. А люди разные. И у каждого в разные моменты в реальности происходят разные изменения, рост и т.д… Мне кажется от непонимания факта, что команда — это разные люди, много проблем с анализом потребностей и оценкой эффективности :)

Возможно моя терминология непонятна… Но может Вы уловили ход моих мыслей?

Что думаете?

+1
коллеги, путаница терминов.

шаблоны и штампы — это потому что принцип обучения взрослого он поциклу Колба. Никуда отсюда не уйдешь. А что, что не все тренеры умеют грамотно его реализовать, так это беда необучанного рынка. Требуйте сертификат о формальном обучении.

ярко и «сносить башню», да еще и инструменты — это тоже понимание, что there are trainings and trainings. инструментальные тренинги дают инстумент и автоматизируют (насколько это возможно) навык его использования. Потом еще и программа контроля. Например — алгоритм продажи в торговом зале. Мотивационные (они же установочные, они же «под лозунгом») — это программы работы с установками, их осознание, коррекция, опять же, насколько возможно, тренировка «правильной реакции» на определенный стимул". Например, при изменении качества и количества клиентов кричать не «ШЕФ-ВСЕ-ПРОПАЛО», а «Шеф, самое время реализовать наш уновую идею».
0
Ой, Юль, напугала:) особенно про прогрулись и отжались:)
Ну, давай только определеимся: мы тренеры — выполняем заказ компании по повышению эффективности персонала. Мы — не аниматоры, не отмыватели бюждетов, не кидатели понтов. Разумеется, в реальности мы и развлекаем, и отмываем, и в гуру играем — но это все для презренного металла, а не ради душеспасительно развития:)

Ну а если так, то — правильно ли я тебя услышала? — ты призываешь к революции ради революции? Вы тут ко мне со скучным заказом, а я вот как могу:) Метафора простая: вот приходит дама в перинатальный центр. У нее запрос — я хочу выносить и родить здорового ребенка. А ей продвинутый доктор — ой, да это сейчас немодно, девушка, да и скучно это! Мы вам сейчас предложим продвинутый метод — обучение чтению безоперационым путем с участием предков до седьмого колена в ванной из сплава серебра и титана! Вот это — продвинуто!

Если все манипуляции помогут эффективно (читай — минимальные затраты моральных, физических, эоциональных, денежных ресурсов для максимального резульата) выносить и родить здорового ребенка — отлично. Если инновационый подход к обучению менеджеров в абсолютной темноте и с погружением в молоко поможет компании занять уникальное место на рынке и повысить прибыльность бизнеса — гоу эхэд. Главный принцип работы с персоналом компании для меня — целесообразность. То есть не инновация — результат, а инновация для резульатата.

Кстати, немного рекламы:) в конце апреля в Москве с семинарами будет господин Викентьев, это ТРИЗ. Сама записалась на семинар по техникам консультирования заказчика (бизнеса) для тренеров. Это я к тому, что если хочется изобрести изящное решение скучной проблемы — это Альтшуллера читать и Викентьева слушать. Очень просветляющее занятие:)
+1
Маша, нет, я не призываю к революции ради революции. Зачем? Я просто уверена, что революция нужна и произойдет (а может уже происходит) в ближайшее время во всей мировой системе образования, так как мировая система образования совершенно не отвечает требованию времени. И все. T&D сфера как часть образования человека через всю жизнь тоже нуждается в революционных изменениях. Это мое убеждение. Очень глубокое :)

Я действительно люблю оригинальность for its own sake ) Этого не отнять. Творчество — это поиск. Поиск себя, в первую очередь. Почему бы не творить? Как говорит мой муж (художник), творчество начинается там, где нарушаются догмы…

Я призываю к экспериментированию, так как считаю неэффективным обсуждение в течение многих лет одних и тех же проблем с мотивацией, кадровым резервом, управления людьми и т.п. И да, это наскучило. Экспериментирование, выход за рамки и т.п. позволит «открыть новое измерение» в T&D, которое может и не T&D будет называться вовсе…
0
Да, Юль, понимаю — открыть новое измерение в T&D было бы потрясающе. Мне кажется даже, что можно взглянуть на это еще шире. T&D в том виде, который тебя не устраивает, является частью системы HR. Мне кажется, сложно изменить часть системы, не затронув полноценное функционирование системы. Значит, менять придется все.
Меня только пугает (правда!) высказанная тобой мысль, что нельзя стоить наоснове старого, надо сначала все смести и строить с нуля. Это очень настораживающее отношение для меня. То есть ты еще не знаешь, что ты построишь на выходе, но уже четко уверена, что нужно снести все, что сейчас есть, что ни один кирпич здания не лежит на своем месте. Было бы правда интесно посмотреть на проект нового здания, то есть, если бы я была твоим заказчиком, я бы этого хотела. Насколько я поняла, сейчас для тебя вопрос именно в поиске образа нового T&D, и на это направлены групповые усилия? А можешь ты для затравки представить свое видение будущего T&D? Если ты где-то об этом уже писала, извини, может я пропустила:)
+1
Маша, спасибо! Ты помогаешь мне осмысливать ))
Возьму еще шире — HR является частью бизнеса, а бизнес — частью общества. Меня не устраивает общество :) Менять надо общество. Ну или стремиться к его большей полноценности в виде более полноценных личностей, которым не нужен коучинг и психотерапия. )

Не бойся, Маша! Никто сносить «исторические ценности» не будет )) Просто для того, чтобы выстроить что-то иное полезно не привязываться к существующему, так как «проторенная дорожка» приводит к тем же результатам. Нужна «другая дорожка».

Идея проста. Вместо отдела t&d нужен отдел по поддержке самообучения. Вместо специалистов t&d — специалисты по самообучению. Не секрет, что 10% формального обучения пожирает 90% бюджета. тогда как 90% — это неформальное обучение в организациях, на которое t&d не влияет и не управляет (и не надо!!!). Просто глупо не задействовать такой ресурс :)
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.