Где возникают инновации для подготовки менеджеров? Блог им. MargaritaFatina

В бизнес-обучении, как одной из наиболее практико-ориентированных областей образования, инновации используются достаточно давно. Если говорить о конкретных — наиболее заметных — «технологических» новинках, следует отметить метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади (case study method); метод бизнес-симуляций (business simulations); метод обучения через проекты (project-based method).

В настоящее время можно выделить несколько программ подготовки управленческих кадров, в рамках которых разрабатываются и внедряются инновационные подходы к обучению менеджеров. Такие программы готовят некоторые бизнес-школы, профессиональные ассоциации, специализированные тренинговые компании и корпоративные университеты.

Традиционно наиболее активными потребителями и производителями новых образовательных технологий становятся бизнес-школы. В частности, речь идет о методе разбора конкретных ситуаций. Несмотря на свою более чем столетнюю историю за рубежом, в России он пока не получил достаточного распространения в школах бизнеса (за исключением ряда столичных школ).
У нас «кейсами» часто называются тексты, которые в соответствии с классическим «западным» пониманием таковыми вовсе не являются. Поэтому качественных отечественных кейсов, описывающих ситуации, характерные для наших компаний и отраслей, сегодня крайне мало. И, конечно же, «кейсовых» школ, в которых учебный процесс практически полностью строится на разборе конкретных ситуаций (за время обучения на программе MBA слушатели разбирают не одну сотню кейсов), подобных американской Harvard Business School или канадской Richard Ivey School на постсоветском пространстве пока нет.

Не очень активно практикуется разработка в рамках MBA-программ прикладных групповых проектов по конкретной компании или отрасли. При работе группы студентов над проектом для конкретной компании они должны сделать детальный анализ ситуации, разработать рекомендации, презентовать и обсудить их с топ-менеджментом данной компании. Пока это редкость в учебном процессе отечественных бизнес-школ. Определенным аналогом такой формы работы является принятая в российском инженерном образовании форма курсовых проектов. Это одна из наиболее близких к реальной практике образовательных технологий, которая дает прекрасные результаты и поэтому имеет мощный потенциал.

Большинство ведущих школ бизнеса в последние полтора-два десятилетия используют проектную форму обучения как одну из основных. Проекты длятся от одного–двух месяцев до полугода. В частности, слушатели годовой программы MBA IMD (Швейцария) за время обучения успевают выполнить два проекта: один предпринимательский, связанный с разработкой бизнес-плана, а второй — консалтинговый для компаний, которые в течение определенного времени уже ведут свою деятельность на рынке.

Одна из наиболее эффективных технологий обучения менеджеров — имитации управления бизнесом (компанией или банком) — бизнес-симуляции (business simulations). У нас под этим термином понимается много различных методик: ролевые игры (role play), настольные игры (board games), деловые игры, а также компьютерные имитации или симуляторы. В зарубежном бизнес-образовании эти разнообразные формы используются и как элементы курсов в бизнес-школах, и как самостоятельные обучающие мероприятия, которые предлагают тренинговые компании.

Компьютерные имитации представляют собой «тренажеры для менеджеров» — по аналогии с тренажерами для авиапилотов. Деятельность управленца не менее ответственна и сложна, потому разумно предварительно пройти тренировку в условиях минимального риска.

В настоящее время в ряде ведущих зарубежных школ бизнеса бизнес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисциплины MBA-программы. Участие в них позволяет учащимся применить на практике основные концепции управления виртуальной компанией, увидеть и осмыслить результат своей деятельности до начала реальной бизнес-практики. В ведущих школах такие курсы длятся от одной-двух недель (Rotman School at the University of Western Ontario в Торонто или в China-European International Business School в Шанхае) до трех месяцев (Tepper Business School at Carnegie Mellon University в Питсбурге). В питтсбургской бизнес-школе уже не одно десятилетие действует специальное структурное подразделение — Центр интерактивных симуляций (Center for Interactive Simulations), который отвечает за создание и внедрение инновационных методов в учебный процесс. В 2001 году лаборатория методов обучения (Learning Lab) была создана и в американской Wharton Business School, занимающей первое место в рейтинге Financial Times. В ее создание было инвестировано более 10 млн. долл.; ожидается, что лаборатория поможет школе удержать лидерство на рынке бизнес-образования.

В ведущих бизнес-школах России и стран СНГ также имеются подобные структуры. Для повышения эффективности образовательных программ и развития активных методов обучения в 2003 году в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ было создано структурное подразделение, специализирующееся на исследованиях и проектных разработках в области технологий образования и их внедрении в учебные программы, — Центр инновационных образовательных технологий. Недавно с целью расширения деятельности в этом направлении в АНХ был создан Институт технологий образования, который насчитывает в своем портфеле уже более 10-ти бизнес-симуляций в разных сферах, а также банк кейсов. Институт реализует ряд корпоративных программ для подготовки управленческих кадров, построенных на инновационных образовательных технологиях.

В украинской бизнес-школе Международный институт менеджмента МИМ-Киев уже более семи лет действует Центр инновационных технологий, отвечающий за работу четырех бизнес-симуляций в рамках различных дисциплин программ MBA и Executive Education. Примером использования новых коммуникационных технологий для обучения бизнес-команд в Украине также является сетевая симуляция Global Management Challenge.

В последнее время крупные компании все шире используют инновационные технологии для подготовки действующих менеджеров и для отбора наиболее талантливых студентов. Например L’Оreal, Danone, Siemens и Westdeutsche Landesbank уже 5–10 лет активно реализуют «симуляционные» обучающие проекты и в сетевом (через интернет) и очном формате.

Автор — Шоптенко Вячеслав. Статья подготовлена в соавторстве с директором проекта Business Battle АНХ при правительстве РФ Денисом Конанчуком и заместителем директора Центра инновационных образовательных технологий АНХ при правительстве РФ Дмитрием Кайсиным.

Источник: HR-лига

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
ээээээ
-3
Бизнес-симуляции — это, реально, перспективные штуки, вот только на рынке с этим как-то тяжко:
настольные простоваты и многое не охватывают, об электронных — вообще молчу.
То, что делается в бизнес-школах — более-менее адекватно бизнесу, только сделано крайне совково — много текста, Excel таблицы и т.д., глазу зацепиться не за что, т.е. не ципляет ну вообще.
+4
Курт, а вот лично для вас, что должно быть в симуляции, чтобы она была и максимально полезной и при этом не скучной, цепляющей?
0
Хм, интересный вопрос…
Безусловно, игра должна отражать бизнес, а не абстрактные вещи.
Она должна быть наглядной — т.е. хотелось бы, производя какие-то действия, в простой и наглядной форме видеть их результат, а не пытаться вычислить его самостоятельно — этого и в жизни хватает. А в обучении, как мне кажется важно сразу видеть тот или иной результат, чтобы понимать, почему он получился и, в случае чего исправить.
Для меня, допустим, очень важно, чтобы можно было сравнить свои результаты с результатами других. Наличие соревновательности, мне кажется, подстегнуло бы меня добиваться лучшего результата.
Ну и, конечно, это должно быть просто удобно с точки зрения использования, не отнимало много времени или можно было бы гибко подойти к этому вопросу.
наверное, в первом приближении так.
+3
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.