Art of learning или Learning by arts? Блог им. FORMATTA

Должно ли искусство учить?

Последние дни я всерьез раздумываю над этим вопросом. Вот, к примеру, один мой коллега написал топик в наш корпоративный блог по следам вручения премии Оскар. По его мнению, единственным фильмом, достойным приза, в этом году был пиксаровский мультфильм «Вверх!». Аргумент прозрачный: потому что этот мультик транслирует правильную модель поведения, грубо говоря, он учит хорошему. А чему учит «Аватар» или «Повелитель бури», собравшие все статуэтки в этом году?

Я против назидательности в искусстве, и тем более против морализаторства (поэтому я не люблю басни и с трудом переношу многие старые советские фильмы). Но, в конце концов, еще древние греки считали, что главная цель искусства — достижение катарсиса, т.е. очищение, совершенствование… А комедии, например, относили к «низшим жанрам», потому что в них отсутствует то самое катарсическое начало.

Мысли греков в ХХ веке развил Ролан Барт. Все тексты (а под текстом он понимал любой, как сейчас бы сказали, контент) Барт разделил на «текст-удововльствие» и «текст-наслаждение».

«Текст-удовольствие» — это, например, романы Дюма, детективы или фильмы с Адамом Сендлером, т.е. все то, что мы с большим или меньшим удовольствием потребляем, чтобы убить время. Такое искусство может радовать, развлекать, но всегда проходит гладко, не трогает до глубины души.

«Текст-наслаждение», напротив, зачастую травмирует, заставляет отшвыривать книгу, рыдать, спорить до хрипоты. Такие тексты часто встречают сопротивление, потому что заставляют нас прыгать выше себя. Но, в конце концов, именно они доставляют нам подлинное, ни с чем не сравнимое наслаждение — наслаждение от осознания собственного роста.

В своей жизни я лично миллион раз находила подтверждение теории Барта. Мне кажется, что все (или почти все) самые ценные инсайты (в т.ч. профессиональные) я словила, соприкасаясь с текстами из категории «наслаждение». И это ни разу не была бизнес-литература.

Ровно поэтому, когда год назад один молодой коллега попросил меня составить для него список книг для индивидуального развития, я включила туда Кундеру, Маркеса, Фаулза, Уэльбека, Эрленда Лу, а не бизнес-бестселлеры, как он ожидал.

Искусство — мощнейший инструмент развития и обучения — как для ребенка, так и для взрослого человека. Но в корпоративном обучении мы используем его крайне мало, либо не используем совсем. Я видела много корпоративных библиотек, и в них всегда была только профессиональная или бизнес-литература. Для художественных произведений места не находилось. А ведь для человека, который хочет разобраться в себе и в окружающих людях, прочтение «Наивно. Супер» может оказаться стократно полезнее, чем знакомство с тоннами литературы по психологии и мотивации.

Должно ли искусство учить? Не знаю.
Но я точно знаю, что на искусстве можно и нужно учиться.

А вы что думаете?

Комментарии (36)

RSS свернуть / развернуть
ДА ДА ДА! Думаю даже, что если не учит — не искусство оно… Не подлинное.
Сейчас есть искусство и арт-бизнес… К сожалению и художников порой называют «проект»… Анна, но боюсь даже начинать обсуждать с Вами эту тему :)))

Сейчас читаю С.Моэма «Луна и грош». Там очень много про искусство. И книга сама — искусство подлинное! Автор пишет о миссии искусства (художника) в обществе. О том, что искусство — это не ремесло, а «личность человека». О том, что оно должно быть на общепринятом языке и понятно народу (массам). И много других ценных мыслей. Возможно Вы читали.

Есть мнение, что проверяется подлинность искусства временем… Есть мнение, что у искусства нет цели… Есть и другие мнения… Я считаю, что цель есть. И именно обучение через отображение реальности взглядом «художника» (писателя, живописца, певца и т.д., тренера :) ).

Поскольку я связана семейными узами с человеком из мира искусства, то могу оценить изнутри процесса немножко… Он пишет картины душой, хотя и владеет техникой (школой профессиональной). Он поднимает социальные вопросы. Он стремится донести свои мысли. Он критичен к миру вокруг и своим творчеством пытается научить, это 100%.
0
Кундера мне тоже очень нравится. Особенно «Невыносимая легкость бытия».
0
Я по образованию филолог, в некотором роде кандидат филологических наук. Так что у меня очень трепетные отношения с литературой :))
0
Меня боятся? Это минус. Но отвечают- и это плюююююс :)))

Юля, я на самом деле хотела поднять вопрос, почему в корпоративном обучении так мало внимания уделяется, так сказать, «арт-терпаии». Раньше, вот, говорят, были на предприятиях какие-то кружки что ли, где люди встречались, обсуждали прочитанное, делали выводы. Форма, конечно, убогая, но если вдуматься, литература, кино могут дать человеку огромный багаж знаний и эмоций, нужно просто помочь их отрефлексировать. Кому как не бизнес-тренерам, профессионально владеющим навыками фасилитации, взять на себя эту роль?

А что касается искусства и бизнеса… Я не думаю, что настоящее искусство не может иметь коммерческого успеха. Пикассо, скажем, отлично зарабатывал своими холстами. В общем, художник, по-моему, не обязательно должен быть голодным, хотя художник, который работает только ради денег, конечно, умирает со временем как художник.Так что, думаю, полемики в этот раз не получится. Мир, дружба, рекуклет! :))))

+1
полностью согласна ;)
0
Анна, я совершенно уверена в том, что и в личной, и в корпоративной библиотеке должна быть не только профессиональная литература, но и художественная, философская, историческая. Потому как первая — даёт профессиональное развитие, даёт знания; а вторая — меняет и формирует отношение, установки, влияет на личностное развитие, без которого невозможно и профессиональное.

У меня есть предложение — давайте в блоге «Библиотека» писать не только о профессиональной литературе, которая зацепила, но и о всех книгах, которые стоят того, чтобы прочитать для собственного развития. Лично мне это было бы о-очень интересно, особенно в плане непрофессиональной — её мне последнее время выбрать сложно.
+2
Маргарита, самое большое культурное потрясение за последнее время — «Дорога» Кормака Маккарти.
Очень рекомендую.

Она не издавалась, но есть в открытом доступе в Интернете.
+1
Полина, спасибо большое. Обязательно прочитаю, коли советуешь.
Если кому-то интересно, это можно сделать здесь.
0
Буду рада, если понравится. По этой книге сняли фильм, он не вышел у нас в прокат, но в торрентах есть. Также рекомендую.
+1
Полина, спасибо за книгу.
Впечатлило…
Фильм, наверное, смотреть не буду — боюсь испортить впечатление… :)
0
оказывается книга уже вышла: www.ozon.ru/context/detail/id/4921297/?type=4#comments

фильм не испортит впечатление, редкий случай, надо сказать.

Рада, что понравилась, Оксана.

0
супер! идея про рекомендации не профессиональной литературы — поддерживаю. Я вот с большим уважением отношусь к рекомендациям Linarium — благодаря ей узнала много новых имен современной литературы, в которой (признаюсь:) разбираюсь плоховатенько:). Не все же гуру менеджмента читать.

0
Ух ты:) Спасибо за тему, Анна.
На мой взгляд, цель искусства — формулировать вопросы, будить мысли и чувства.
Насчет учить — не уверена. С одной стороны, авторскую позицию никто не отменял, с другой — мне ближе открытые финалы и дистанция между автором и его героями.

Относительно использования возможностей арт-терапии в бизнесе, — я настроена скептично. В качестве баловства, которое будет востребовано 10-15 энтузиастами — да, но как один из равноправных методов — не уверена. Слишком сложно для массового зрителя.

В качестве иллюстрации — пример. На прошлой неделе ходила вместе с мужем на лекцию Даниила Дондурея, посвященную кризису российского кино. Он приводил данные проката, тройка лидеров российского кино по сборам — «Самый лучший фильм», «Наша Раша. Яйца судьбы» и «Самый лучший фильм -2».
Это отражение вкусов массового зрителя. Эти люди — это сотрудники наших компаний.

И не могла не сказать про «Аватара» и «Повелителя бури». На мой взгляд, оба эти фильма поднимают серьезные вопросы и дают на них ответы.
Вы с этим не согласны?

+1
Полина, что правда, то правда. Общий культурный уровень у нас в стране весьма не высок. Но, с другой стороны, для того мы и работаем, чтобы этот уровень поднимать… Разве нет? СМИ от этой функции почти отказались, кто-то должен подхватить :)

Хотя я на самом деле про широкие массы сотрудников, пожалуй, даже не говорю. Я, когда писала этот топик, имела в виду скорее менеджерский состав — людей, перед которыми стоит задача управления другими людьми, коммуникации, убеждения. Мне кажется, что как раз эту задачу художественная литература и кино могу помогать решать очень эффективно. Как и задачу лучшего понимания себя (про это выше я уже писала).

И в этом смысле я верю в роль T&D как «наводчиков» и фасилитаторов. Нужно а) дать людям доступ к ресурсу, б) помочь с рефлексией, чтобы вынести максимум из прочитанного или увиденного (потому что известно, что книга — это такой источник, из которого каждый берет ровно столько, сколько может). Мне кажется, что такая практика может приносить пользу.

Про «Аватара» ничего заслуживающего внимания сказать не могу. Мне кажется, что этот фильм был снят исключительно ради демонстрации технических возможностей современного кино. Сюжет и тем более смысл там вторичен. «Повелителя бури» я не видела и не уверена, что хочу смотреть. Еще одно кино про американскую войну меня не прельщает ни для каких целей. Хотя если люди, которым я доверяю, выскажутся принципиально «за», может быть, и посмотрю. Как-то так.

+1
Анна, с гораздо большим энтузиазмом я думаю про молодых специалистов:). Мне кажется, что в них такие методы найдут больший отклик и будет больше пользы.
Допускаю, что это прозвучит высокомерно, но озвученное выше мнение, в том числе, и о культурном уровне наших руководителей. Есть исключения, конечно, но я мало встречала людей из бизнеса, читавших Уэльбека, Каннингема, Барикко, и других авторов.
Правда, ставить эксперименты нам никто не запрещает:)

Я другого мнения и об Аватаре, и о Харт Локер. Оба фильма не оставили меня равнодушной. Аватар, по моему мнению, великий фильм:) Великий прежде всего своей простотой и внятностью. И Камерон, конечно, редкий рассказчик и гениальный режиссер. Харт Локер, на мой взгляд, это история не про войну, а про человека на войне. Меня фильм не оставил равнодушной, хотя, конечно, не Апокалипсис:)
А что нас вас произвело сильное впечатление за последнее время?
0
Из книг — за последнее время лучшее, что я читала это Гавальда. Не могу сказать, что это «великая литература», но она свтлая, хорошо переведенная и очень психотерапевтичная :) Еще Линор Горалик — «Недетска еда». Мысли на все случаи жизни.

Из фильмов, как ни странно, «Бесславные ублюдки», на мой вкус это лучшее из Тарантино.

А вооще я сосредоточусь и что-нибудь более осмысленное на эту тему напишу. Набегу плохо получается.
+1
Очень люблю Линор Горалик, да.
Стихи особенно.

А вот «Бесславные ублюдки» считаю один из худших его фильмов, если не самым:)
Такой же казус, как сейчас у Бартона с «Алисой» получился.

0
Полина, на мой взгляд «учение» и происходит лишь благодаря формулированию вопросов, пробуждению мыслей и чувств… Именно «незавершенный гештальт», как говорит одна моя знакомая коллега и формирует «почву» для зарождения в ней личных «зерен» каждого…

Про тройку лидеров — сильно.

Мы с мужем были на выходных в галерее ГАРАЖ на выставке ФУТУРУССКИЕ. То, что сегодня называется современным искусством (галереей данной разумеется) — это грустно… У меня даже появилась идея в рамках сделать акцию нехудожников, которые не хуже знаменитостей некоторых напишут картины, создадут скульптуры… Только две работы Малевича спасли положение )) А главное, сейчас модно «непонятное» искусство как в сказке про голого короля прям :))
0
Пару лет назад я перенимал опыт управления автосалоном в Японии. Этот автосалон 8 (!) лет подряд устойчиво занимал первое место по удовлетворенности клиентов среди других автосалонов производителя. Среди разнообразных методов, которые использовало руководство (никакого T&D у них не было и всем обучением занимается сам руководитель) был один, направленный на повышение общего уровня развития сотрудников, работающих с клиентами. Директор автосалона выбирал произведение из художественной литуратуры с глубоким смыслом. Это произведение давалось для прочтения сотруднику (или группе). По прочтении, они должны были написать краткое эссе на тему смысла произведения и тех моральных, нравственных и каких-либо других уроков, которые они почерпнули из произведения. Затем это произведение и эссе обсуждались с руководителем (типа в формате коучинга). За успешное эссе сотруднику полагалась небольшая денежная премия.
+3
Дмитрий, спасибо за кейс!
На счет обучения таким методом ничего сказать не могу (хотя почему бы и нет?), а вот то, что так можно оценивать людей входе — уверена абсолютно.
Ведь по эссе легко понять и интеллектуальный уровень человека, и ценности, которых он придерживается. Хотя, конечно, не для всех позиций это важно.
В любом случае любопытная практика.
0
Всё здорово, я вот только не понимаю смысл денежной премии за подобны вещи — мне кажется, что это плохой стимул…
0
да, я согласна с Маргаритой, что деньги платить за то, что «поучился» не дело )ай-яй-яй...)
0
знаете, японцы народ темный и непонятный %) поэтому однозначно сказать почему премия и зачем премия не могу. размер премии — 2000 йен (20 долл примерно, по японским меркам очень незначительно), в японских реалиях это работает хорошо, а в наших может и правда кажется странным.

моя позиция всегда была такая: интеллектуальное, личное, эмоциональное развитие это не задача бизнеса — это личная задача каждого человека, семьи, школы и т.п. но как выясняется из дискуссии и моего примера место такому развитию есть и в бизнесе. и увы, будет становиться со временем более актуальным потому что многие школы/институты не дают нормального образования и развития, а в бизнесе все больше будут требоваться личностные качества и навыки требующие определенного уровня эмоционального развития. и бизнес возможно будет вынужден компенсировать эти недостатки через обучение.
возвращаясь к японскому примеру: среднестатистический японец — необразованная и не развитая в интеллектуальном плане серость. менеджмент компании рассудил здраво — чем искать в их деревне (примерно 50 км от Токио) умных, начитанных, образованных, проще попытаться их немножко поднатаскать уже во время работы. что они и делают.
+1
да и вот еще. я искал примерно год назад компанию, которая бы сделала мне программу обучения с очень как бы сказать специфическими целями. не вдаваясь в цели — из десятка предложений было только одно стоящее. программа была на год примерно и включала в себя помимо всего прочего разнообразные «культурные вливания» — походы в кино и театр :) очень интересное было предложение и обещало хороший результат, мы отказались только из-за неочевидного соотношения цена решения/финансовый выхлоп.
+1
Дмитрий, надо же, я была другого мнения о японцах (стереотипно мыслила как-то)…
0
Т.Рузвельт как-то сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно — значит создать угрозу для общества». Думаю, примеры из нашей недавней (и мировой) истории приводить нет смысла, все их прекрасно знают. Применительно к бизнесу вспоминается мысль С.Кови: «Большинство бизнес-литературы предлагает методы, воспользовавшись которыми Вы можете, образно говоря, быстрее подняться по лестнице. А что если лестница приставлена не к той стене?» Лично я нередко сталкиваюсь с подобными вещами. А где искать «ту стену»? Естественно, в базовых принципах, известных издревле. Вот источником подобных идей как раз и является глубокое, вдумчивое чтение классической литературы, стихов, прослушивание классической музыки и прикосновение к изобразительному искусству. Через эти источники можно приблизиться к целостному понимаеию смысла деятельности Вашей компании.
Теперь произведем обратный отстчет: имея достаточно целостное понимание долгосрочных перспектив, Вы строите планы и осуществляете текущую деятельность, а здесь уже пользуетесь методиками и навыками, описанными в бизнес-литературе. Эти навыки позволят Вам быстрее достичь целей, которые Вы почерпнули в результате развития личности, в том, числе, после слоприкосновения с искусством.
И еще: технологии, описанные в бизнес-литературе больше основываются на методах анализа, то есть Вы задействуете логическое мышление. Все, что можно почерпнуть из искусства, позволяет взглянуть на бизнес-процесс с точки зрения другого метода — синтеза и взглянуть на свой бизнес как на целостный организм, увидеть связи между отдельными звеньями.
Мне кажется, директор автосалона, который ввел подобную практику, понимал эти законы (ведь он вместе с разбором классических произведений практиковал и развитие деловых навыков, не так ли?).
Примерно вот так, не вдаваясь в детали :-))
+5
С.Кови: «Большинство бизнес-литературы предлагает методы, воспользовавшись которыми Вы можете, образно говоря, быстрее подняться по лестнице. А что если лестница приставлена не к той стене?»


Здорово! Умеет Кови сформулировать все понятно. Я бы сказала еще, что пробовать самим ТВОРИТЬ поможет отыскать СВОЮ стену… Искусство доступно ЛЮБОМУ. Это внутри, а не снаружи…

+1
Да, спасибо за тему.
В свое время в одной из компаний создала для специалистов по продажам видеотеку художественных и документальнных фильмов, некоторые из которых мы смотрели после работы вместе и обсуждали («Уолл-стрит», «Секрет», «Дайте жалобную книгу» и др.). Причем обсуждали не только часть коммуникации с клиентами, продажи, но и общий смысл, посыл фильма, что ценного мы можем взять… Остальные фильмы специалисты могли спокойно брать смотреть домой. Это с одной стороны, помогало развивать специалистов, а с другой — повышало уровень их привязанности к компании, а также доверия и авторита к тренеру =)
Хочу добавить в копилку один хороший фильм. «Гаттака» www.kinopoisk.ru/level/1/film/5012/
Фильм поднимает очень серьезные вопросы (не буду раскрывать — посмотрите сами) и показывает сильного, целеустремленного человека, который благодаря силе своего желания, целеустремленности совершает невозможное.
Очень яркий фильм, мотивирующий на свершения! =)
0
Анна, Вы две вещи смешиваете — искусство как средство достижения определенного духовного/душевного/эмоционального состояния (или даже измемнения состояния сознания), и искусство как инструмент пропаганды.
Трансляция «правильной» модели поведения — это как раз про второе, где «катарсис» — не обязательный эффект. Кстати, испуганная реакция на «Аватар» Ватикана, усмотревшего в фильме пропаганду пантеизма, показывает, что «поучительные» достоинства творения Кемерона достаточно высоки.

Наша страна имеет богатый опыт внедрения «правильных моделей» — большая часть кинематографа СССР является полигоном использования различных полит-пиар технологий. Сейчас же, к сожалению или к счастью, фильмов «о профессии» снимают мало — за исключением заказов от «силовых» министерств.

Если же говорить о возможности применения искусства в бизнесе, то мне это кажется маловероятным. Потому что средний уровень сознания и самосознания у современных «человеческих ресурсов» все таки выше, чем 50 лет назад, мы научились «читать» кинематографический текст и улавливать фальшивые пропогандистские нотки. Поэтому любой намек на «правильность» будет вызывать, скорее, отторжение. Больший отклик и успех будут иметь, как мне видится, «разоблачительные» произведения, вроде «99 франков» Бегдебера. Возможно, Вы другое «обучение» имели в виду....?
+1
Григорий, здравствуйте!

А почему Вы думаете, что обучение и развитие людей все-таки не может происходить посредством изменения душевного, эмоционального и т.д. состояния? На мой взгляд только так вообще возможно научиться.

И потом, любой творец закладывает свою идею в свое произведение, которую он собственно и хочет «пропагандировать» в каком-то смысле другим людям… Разве не так? Хотя сама отвечу, что наверное не всегда так.

Или может я Вас не до конца поняла?

+1
Григорий, Бог с Вами. Я про пропагандистское искусство, по-моему, высказалось вполне однозначно, еще в топике.
Мы тут как раз пытались пообсуждать, как капитализировать ресурсы, которые несет в себе Большое Искусство. Вот в индивидуальных планах развития почти всегда есть пункт, который называется «Рекомендуемая литература» (то, что человеку рекомендуется почитать, чтобы нарастить свои компетенции), и в этот пункт НИКОГДА не входит литература художественная, а только техническая и бизнес-бестселлеры. Почему? Разве для развития лидерства не полезно прочитать (или перечитать) «Над кукушкиным гнездом» К.Кизи? А для понимания ролей в команде «Повелителя мух» Оруэлла?
У нас тут есть целый блог, посвященный использованию видео в обучении, там много про то, как художественные фильмы могут использоваться в развитии всего чего угодно. Люди смотрят фильмы, разбирают фрагменты, прикладывают к собственному опыту и растут, благодаря этому — во всех смыслах — профессиональном, духовном. А вот с литературой так почти не выходит. Возможно, потому, что любая «рекомендованная литература» воспринимается как пропаганда. Что ж, жаль.
+1
Действительно, когда книга учит навыкам — это одно, а когда «учат жизни» — совсем другое, тут у многих еще со школьных времен рвотная реакция. К тому же, выводы из бизнес-литературы очевидны и даже выделены жирным шрифтом, в отличие от художественной, где смысл неоднозначен. Например, для меня «Над кукушкиным гнездом» — это книга о борьбе Человека против Системы. Если менеджер, идентифицирующий себя с Макмёрфи, начнет борьбу против правил компании и ее руководителя, вряд ли это будет считаться хорошим результатом обучения? :).
Но сама идея интересная, и в компаниях с соответствующей корпкультурой может быть внедрена — лиха беда начало.
0
еще мне кажется, что эта идея не востребована, т.к. бизнес в развитии личностного не заинтересован — потому что это приведет рано или поздно к тому, что духовно выросший человек все бросит и уедет в Гималаи медитировать).
0
Ну ровно в этом мне и виделась роль T&D — а) порекомендовать, б) профасилитировать обсуждение, помочь с рефлексией, чтобы увидеть в тексте разное и отжать из него максимум. Известно же, что каждый берет из книги ровно столько, сколько может…

В каком формате это может быть реализовано — пока без идеи. Выше вспоминали лит.кружки и т.п., знакомые еще с советских времен, но сегодня это явно не то. Нужен более продвинутый формат, возможно вообще он-лайн.
+1
Юлия,
наверное, не совсем поняли, т.к. я не утверждал ничего, что противоречит Вашим убеждениям. Обучение, как известно, затрагивает когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы человека, которые взаимосвязаны. Поэтому идти можно через «голову», через «сердце», а можно просто навыки отрабатывать — тут дело вкуса и приверженности школе. Просто Анна начала говорить про модели поведения, потом про «катарсис», и мне показалось, что речь то идет про совершенно разные вещи — с точки зрения планируемого результата.

0
Григорий, спасибо за уточнение.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.