Выходить или выводить из зоны комфорта? Блог им. MargaritaFatina

Дети — это поистине дар. Они не дают расслаблялся и постоянно подкидывают материал для размышления. Вот и сейчас сын дал повод задуматься. Нужно ли воздействие со стороны (тренера, учителя, родителя), чтобы развитие прогрессировало? или нет?

Родион занимается спортивной гимнастикой.
Естественно на занятиях часть времени уделяется растяжке. Тренер физически помогает процессу. Не жестит, но тянет.
Через несколько занятий сын стал противится этому.
Я попросила тренера не тянуть. Мы не гонимся за результатами, спортсмена не готовим.
И вот уже какое-то время во время растяжки на Родина никто не давит. Ни в прямом, не в переносном смысле.
А на этой неделе взял и сел на шпагат. Первым из группы!
Он не отличается от остальных особой гибкостью, ему не помогали растягивать мышцы. Он тянулся сам.
И первым достиг результата.

Почему так? Ведь так много информации о том, что подталкивая человека к выходу из зоны комфорта, мы помогаем ему развиваться. Включаем в ролевую игру на тренинге, подталкиваем к новому проекту или должности, просим решить «10 примеров и все».
Но так ли эффективен подталкивающий стимул?

Я задумалась…

Любое воздействие со стороны, жесткое или мягкое — неважно, это неопределенность. Человек не может однозначно сказать каким оно будет и сколько продлится. Поэтому любая неопределенность — это стресс. Когда же человек воздействует на себя сам — он контролирует процесс. Понимает, что в любой момент может прекратить или изменить его. Он даже может «тянуться» сильнее, чем с помощью со стороны. Прилагать больше усилий и давать больше нагрузки. Потому что направляет силы не на преодоление стресса неопределённости, а на ощущение границ и возможностей. И, что самое главное, человек искренне радуется результату! Хочет и может продолжать. А те, кому помогали, и дальше ждут помощи и силы со стороны. Рассчитывают, что их буду тянуть, тренировать, развивать и делать для них результат…

И для тренера/учителя/руководителя это очень тонка грань, которую важно не перейти: создать условия, дать инструменты, обеспечить безопасность и поддержку. Но не подталкивать. Не стимулировать. «Не причинять добро»

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.