Принципы как основа взаимодействия организации и коуча Блог им. madanilova

Недосказанное мною на конференции ПАРКа
Оно же — про позицию и про будущее профессии

Цель коучинга — реализация клиентом его целей наилучшим образом — через изменения в поведении, в действиях, выработку новых эффективных стратегий
Но человек — часть системы, часть организации, часть семьи, часть других сообществ. Его изменения невозможны без изменения сопряженных элементов (или их удаление от него)

Есть злободневный вопрос, который постоянно обсуждается в коуч-сообществах, вот и на последнем ПАРКе за него опять зацепились…
Когда коуч работает в организации — на КОГО он работает?
И как совместить интересы и цели клиента (коучи) и Заказчика (руководителя этого человека, организации, службы персонала.....)
В российских реалиях этот вопрос решается по-разному.
1. Коуча приглашают для ТОП-менеджера и никак никто в компании не вмешивается в содержание работы коуча и клиента. Чаще всего в этом отражается высочайшее доверие от генерального директора и/или учредителей к этому руководителю и желание предоставить ему все возможные ресурсы для его развития

2.Коучинг является частью программы развития компетенций руководителей — коуча(ей) приглашают для достижения совершенно определенных целей и тогда обязательно проводятся трехсторонние встречи (коуч, клиент, его руководитель) для согласования целей коучинга. А так же для обсуждения — какие действия и изменения требуются от руководителя для поддержки нужных изменений в сотруднике. Для обеспечения искреннего и продуктивного разговора от коуча требуются навыки медиации. Такие встречи проводятся по ходу и в завершении курса коучинга для мониторинга, корректировки цлей и подведения итогов.

3. Индивидуальный коучинг является частью учебной программы по обучению руководителей коучингу. в этом случае бывает по-разному — могут проводиться трехсторонки с руководителем участника программы или собеседования с руководителем эйчарслужбы, а могут и не проводиться. Предметом коучинга здесь чаще всего является внедрение полученных в обучении навыков в практику управления.

НО!!! Независимо от всех этих вариантов, есть очень важные аспекты, которые всегда учитываются, ибо опираются на базовые этические принципы коучинга и принципы методологии. Вот самые важные в данной ситуации:
1. Конфидециальность. Содержание сессий не разглашается не при каких условиях. обсуждаться могут только видимые в обычной деятельности результаты — изменение поведения
2. Системный подход.Человек — часть организации, он не может измениться, не меняя отношения; система так же не может остаться прежней при изменении значимого сотрудника. Поэтому обязательно рассматривать — какие изменения в системе повлечет за собой изменение человека и еще — какие изменения в системе необходимы, чтобы изменения в человеке стали устойчивыми.
Именно системный подход обеспечивает следующий принцип
3. Экологичность. Обязательно в фокусе внимания и предметом обсуждения является тема — что получает от этих изменений компания, оплачивающая коучинг. И даже если сотрудник решает покинуть компанию — то каким образом это организовать, чтобы максимально принести пользу компании. И помнить, что роль коуча еще и в том, чтобы помогать клиенту принимать взвешенные решения, согласованные как с умом, так и с сердцем.
4. Честность и открытость. Заказчику обязательно объясняем, что результаты коучинга, как творческого и глубокого процесса, непредсказуемы и в этом есть риск. Нельзя отделить прекрасные результаты, которые можно получить в этом процессе, от рисков. Заказчик должен быть готов рискнуть.

Нетрудно заметить, что реализация этих принципов требуют от коуча как «смежных» навыков — медиация, системное интегральное мышление; так и определенных личных качеств.

Это уже сейчас так. А дальше?

Дальше смежных навыков будет требоваться больше, потому как уже сейчас мы двигаемся к профессии системного консультанта — эклектика, который помогает клиенту решить ряд вопросов, работая в разных технологиях. Наши клиенты хотят эффективного решения своих задач, а не собственно коучинга или еще чего-то.

Это уже происходит. В коучинг приходят другие специалисты — их прежний опыт и навыки никуда не делись; коучи осваивают смежные технологии — от разных систем психодиагностики до трансперсональной психологии, от систем управления проектами до интегрального подхода к развитию систем…

Так что, мне кажется очень важным формулировать и опираться на принципы работы индивидуального консультанта ( коуча) и именно принципы, а не методы и технологии, могут являться стержнем профессии и собирающим профессиональное сообщество стержнем.
Наверное, время для формирования такого сообщества пришло.

А какие принципы вы считаете основополагающими в своей работе?

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
Марина, топик полезный, хотя у меня после его прочтения некоторая каша в голове по поводу того, какой же вопрос основной :)
если этот:
Когда коуч работает в организации — на КОГО он работает?
И как совместить интересы и цели клиента (коучи) и Заказчика (руководителя этого человека, организации, службы персонала.....)

то, мне кажется здесь обязательно должны работать принципы экологичности и системности. Если коуча нанимает компания, то наша прямая задача учитывать её потребности в совокупности с потребностями компании.

если этот:
Дальше смежных навыков будет требоваться больше, потому как уже сейчас мы двигаемся к профессии системного консультанта — эклектика, который помогает клиенту решить ряд вопросов, работая в разных технологиях. Наши клиенты хотят эффективного решения своих задач, а не собственно коучинга или еще чего-то.

то, лично я против подобного смешения, хотя и за полифункциональность. Почему? Потому что задачи коуча и задачи консультанта — чуть ли не диаметрально противоположные и «коуч-консультант» — в одном лице, на мой взгляд, не может эффективно функционировать, т.к. одно будет убивать другое.

если этот:
именно принципы, а не методы и технологии, могут являться стержнем профессии и собирающим профессиональное сообщество стержнем.

Поддерживаю Вас в том, что принципы — это основополагающая работы каждого специалиста. Однако методы и технологии не стоит совсем выносить на второй план. Ведь именно они являются одним из реализации принципов в профессиональном облике.
+1
Марина, спасибо!
Я пожалуй соглашусь с Вами. Я считаю, принципы важнее методов, так как методы сковывают своими ограничениями. Важнее не соблюсти все этапы, скажем, коучинг-модели, а важнее решить реальную задачу.
Индивидуальное консультирование как эклектика — это наверное правильнее всего…
0
Главный вопрос — тот который очень интересен — на какие принципы в своей работе опираются разные специалисты, не только коучи.
Мне интересно — как участники сообщества для себя это определяют — что важное, что главное, где стержень или опора. Каждый на своем месте, в своей профессии
0
какая интересная тема:)
Попробую ответить на заданный вопрос.
В профессиональной деятельности — я тренер-консультант — основываюсь на следующих принципах:
1. Целесообразность. Любые действия в отношении отранизации, сотрудника, группы должны соответствовать цели, которую хочет достичь организация, участник тренинга, группа. Уровни целей разные, в качестве поддерживающего навыка идет навык работы с целями.
2. Диагностика предшествует предложению решения. Я противник «отрешенных» методов и отвлечнных программ, не привязанных к имеющейся потребности.
3. Экологичность. Моя работа должна максимум естественно вписываться в окружающую среду компании, группы и человека.
4. Инструментальность. Я должна подобрать и передать компании и участникам максимально практичные инструменты, которые будут работать без моего дальнейшего вмешательства.

Примерно так:)
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.