Гадание на кофейной гуще или будущее обучения Блог им. MargaritaFatina

По просьбе TRAININGS писала свои размышления по поводу будущего обучение через 10 лет. Чему и как будут обучать? Кого будут учить в первую очередь? Какими методами? и т.д. Когда они соберут всю необходимую информацию и опубликуют статью — не очень понятно, поделиться мыслями и услышать мнение других хочется уже сейчас :), поэтом публику здесь ряд своих предположений развития обучения по нескольким направлениям.
Конечно, рассуждать о том, как изменится корпоративное обучение через 10 лет — это утопия. Это тоже самое, что в 90-ых года предположить появление e-learning, wiki, вебинаров и т.д. а если учитывать, что сейчас прогресс ускоряет свои темпы… Однако можно порассуждать о перспективе ближайших лет, опираясь на те тенденции, которые заметны уже сейчас.

что будут требовать от обучения в будущем?

Уже сейчас понятно, что всё нарастающий темп работы и непрерывное развитие и совершенствование технологий будут требовать совершенно иного подхода к обучению, а, соответственно, должны и будут изменяться методы обучения.
Главными характеристиками эффективных методов будущего, на мой взгляд, будут:
— ПРАКТИЧНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ. Мне кажется, что всё больше в компаниях будут задумываться над тем, что учить всех и всему — это мало эффективно, да и времени на это хватать не будет. Поэтому фокус будет всё больше сужаться на том, что реально необходимо, применимо и актуально именно в данный период времени (а не то, что было супер-эффективно вчера).
— МИНИМАЛЬНАЯ РЕСУРСОЗАТРАТНОСТЬ. Вопрос уменьшения финансовых затрат стоял и, наверное, будет стоять всегда. Что же касается временных затрат, то о них стали задумываться ни так давно. И именно он становится самым дорогим. Поэтому, чем меньше времени будет уходить на обучение тем или иным способом, тем легче ему будет завоевать свою аудиторию. Это не означает, что люди по времени будут значительно меньше времени уделять на обучение. Напротив, они будут искать любую возможность для того, чтобы узнать что-то новое, повысить свой уровень и т.д. Таким образом, вперёд выдут тебе методы, которые по минимому требуют побочных затрат: переездов, ожиданий, переносов и т.д.
— ГИБКОСТЬ. Безусловно, для того, чтобы быть востребованным любой метод обучения должен быть гибким, т.е. достаточно легко и быстро адаптироваться и подстраиваться под разные задачи и разных людей, под изменяющийся бизнес.
— ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ. Думаю, что ни для кого не станет открытием, что развитие IT-технологий будет иметь сильное влияние на все сферы жизни и обучение — не исключение. Безусловно, большинство новых форм и методов обучения, в первую очередь, будут связаны с использование передовых технологий. Даже уже существующие методы будут модифицироваться и перемещаться в тот же самый Интернет или использовать другие средства связи. Уже сейчас семинары преобразуются в вебинары, коучинг перемещается в телефон и Интернет и т.д.

Исходя из этого, можно предположить следующее:

О том как будут развиваться и распространяться знания

Я искренне верю в развитие коллективного разума, посему надеюсь на всё большее развитие возможностей для совместного создания инфрмационного поля. Безусловно, главное их место — в сети Интернет, которая даёт возможность без усилий собирать в одном месте людей с из самых разных концов земного шар, с самым разным опытом и знаниями.
Сейчас на пике популярности качественные информационные порталы, на которых профессиональная команда размещает материалы и информацию, которую считают наиболее интересной и полезной и очень часто они, действительно, попадают в точку. Другой вопрос, что проходит достаточно много времени с того момента, как выявилась потребность в каком-то знании, до того момента как это знание появится на портале. Так как нужно время на то, чтобы проштудировать разную информацию, провести исследование, узнать разные точки зрения, а затем объединить это в статью. Но ситуация такова, что современный бизнес развивается со всё большей скорость, и успешным может быть только тот, кто успевает меняться вместе с бизнесом, тот, кто быстро осваивает новые области, использует новейшие технологии. А как тут уследишь за новинками с нужной скоростью, если информация проходит такой длинный путь?
Я ни в коей мере не хочу умалить значимость современных передовых инофрмационных сайтов, но моё личное мнение таково, что совсем скоро их популярность и востребованность пойдёт на убыль и им на смену придут ресурсы, позволяющие создавать знания быстрее и большему количеству людей. И предпосылки к этому, несомненно, есть уже сейчас: это и wiki-технологии, технологии groupware, порталы с механизмами саморегуляции и зачатками коллективного интеллекта :).
Но, опять же, на мой взгляд это только начало, т.к. многое ещё не учтено, многое ещё не продумано или не создано. Однако, направление задано.

Продолжение следует…

В программе:
— методы развития навыков в будущем
— судьба высшего образования
-… может что ещё

А какие мысли и идеи у вас по поводу будущего обучения? Какие тенденции по своим направлениям видите вы? Каким оно будет «обучение и развитие» в будущем?

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
Пишите ещё, я всегда любил фантастику :)
+1
:) Сейчас в командировку на неделю улетаю, а после — всегда пожалуйста :)
Можете пока своими идеями поделиться ;)
0
Ммм… Не, скоро популярность холиварных сообществ также уйдет на убыль. Будущее за экспертными сообществами. Вполне возможно, что они будут автоматизированными.
0
автоматы пишут — автоматы отвечают :)
-1
Хм, а где писала про холиварные сообщества? Я слово-то такого не знаю :)

А как может выглядеть «автоматизированное экспетроне сообщество»?
0
А моё мнение, что всё это слишком сложно и всё это популярно только сейчас, а через некоторое время отпадёт. А учиться будут друг у друга, наблюдением за работой, за работой в проектах и на круглых столах по обмену опытом
+1
Госпожа Ustinova, совершенно согласна, что в будущем гораздо больше внимание будет уделяться взаимному обучению. При этом нельзя забывать о том, что учиться придётся гораздо быстрее и пока мне на ум не приходит более быстрых способов, чем посредством удобных и простых ресурсов в Интернет, на корпоративном портале и т.д.
Если у Вас есть предположения по поводу того, как это можно ускорить без информационных технологий — делитесь, интересно.
+1
Маргарита, на мой взгляд есть одна упущенная область, таящая огромный ресурс развития: в противовес конкретным и максимально актуальным «конечным» навыкам и знаниям («как мне работать в Word 2020», «как внедрить седьмой уровень по Киркпатрику» и т.п.) пойдет бурное развитие фундаментальных навыков и знаний, создающим базу для усвоения и использования всего «нового и прогрессивного», причем «с колес». Эдакий фитнес могзгов и способностей. Посмотрите на большинство зрелых профессий, каков там вес ежедневной тренировки базовых навыков. Уже сейчас основная проблема в использовании технологий не их сложность, а катастрофически низкий уровень приспособленности людей к ним.
Добавил бы лавинообразный рост библиотек готовых, модульных знаний и курсов навыков, максимально удобных для усвоения. Пришел/получил доступ, быстро освоил, забыл, как без этого жил.
Ну, и развитие систем поиска/доступа к необходимым знаниям, навыкам, экспертам.
Еще совершенно точно будет развиваться направление, ориентированное на тренировку целостного выполнения какой-либо функции — часто основная проблема это «как все это собрать вместе».
+4
Ценные добавления.
Я бы вообще сказала, что у нас в моделях компетенций можно найти всевозможные компетенции, вплоть до «юмора», при этом одну из необходимых «мышление» все забываю. А ведь именно способность мыслить — анализировать и создавать новые знания так необходима сейчас и несомненно станет усиливать свои позиции в будущем.

Андрей, а что вы имеете в виду под тренировкой целостного выполнения функции? Если честно мне не очень понятно про что это.
+1
Приведу пример. 10 лет назад почти все тренинги продаж были тренингами техник продаж, даже если в названии красовалось гордое слово «Технология...».
Нас тренировали устанавливать контакт (N техник), выявлять потребности (N техник) и т.д и т.п…
А вот сам алгоритм "как переходить от одного блока к другому", особенно с учетом того, что такой алгоритм совсем не так линеен, каким кажется в книжках и схемах, в реальности стали тренировать последние года 3 (говорю об «общей массе», не об отдельных пионерах).
В результате в большинстве случаев, при аудите навыков продажников самые распространенные недостатки — это не незнание каких-то конкретных приемов и техник, а застревание на какой-либо сталии, пропуск стадий (например, знаменитый и тошнотворный переход от прекрасного установления контакта сразу к прекрасной презентации).
Такой алгоритм, связывающий все навыки в единый целостный процесс существенно сложнее в описании и тренировке, чем «просто» навык, прием, техника.

А дальше — больше. В реальности НИ ОДИН продажник не работает ТОЛЬКО в рамках технологии продаж «от контакта к завершению сделки» — в действительности есть еще более широкий алгоритм выполнения функций в рамках своего рабочего места. Где есть место взаимодействию с руководством, базами данных, списками ассортимента, коллегами, собственным телефоном, погодой и т.п. Со всем тем, куда продажник возвращается после тренинга.

На сегодняшнем рынке есть почти все эти навыки — но, примерно как техники продаж в 90-е, в качестве отдельных модулей. И нормального тренера заказ «хочу, чтобы они все это делали правильно и вовремя» (целостное профессиональное поведение в рамках 1 рабочего дня) хватает кондратий, после которого он прячется за гигантский ценник «о, это будет очень дорого», чтобы не морочиться с такой задачкой, либо выкатыват набор модулей, никак не связанных друг с другом.
Что не решает задачи. Поскольку рабочее поведение — не набор техник, а скорее способ целесоообразной их интеграции. Более того, когда этот целостный алгоритм сформирован, заменить конкретную технику (устаревшую, слабую и т.п.) — не просто не проблема, с этим уже сейчас легко справляются даже современные системы наставничества.
Тренинировал ли вас (из внешних провайдеров) кто-нибудь на целостное выполнение вашей работы? А интересно было бы?

Время вылечит и эту стадию. Кстати, посмотрите на большинство курсов MBA: еще совсем недавно в финале участники слышали «а как связать все это в вашей деятельности и добиться успеха — это и есть ваше искусство руководителя» (цитата). Не искусство это. Нет такой деятельности, в которой нельзя выделить модели, навыки и алгоритмы — дальше остается только упаковать все это в принимаемый большинством формат обучения и снизить затраты на изготовление, поддержку и проведение курса до принимаемого рынком уровня. Вот туда все и будет двигаться.
Причем с двух-трех сторон: фрагментарные курсы будут интегрироваться в целостные (и алгоритмизированные ) программы, «игры», имитации и иже с ними больше будут претендовать на способность подтягивать и тренировать конкретные локальные навыки.

А упоминавшиеся ранее электронные (в том числе сетевые) средства поддержки окажут здесь неоценимую помощь, потому что решают как минимум три важнейшие задачи: хранение данных, организация поиска и быстрого доступа.
+3
Пишите очень правильные вещи, но у меня есть пара НО:
но первое: я бы не стала говорить о том, что комплексные программы, работающие на то, чтобы сложить весь процесс в единое целое — это скорее уже настоящее, т.к. хорошие компании итак это уже делают.
но второе: а вообще, мне кажется, что задача интегрировать все навыки и знания в «целостное выполнение работы» — это задача уже самого человека. T&D, в конце концов, ни нянька, а то так всю жизнь на шее проносить можно :)
+2
Да, я бы многое отдал за то, чтобы с тренинга мои торговики пришли умеющие всё гладко и целосто делать от и до.
Вот только насколько это реально… Единственное, если только наши замечательные учёные придумают пилюлю, которая «всех вылечит в правильную сторону» :)
0
Обучаясь непосредственно делая что-то: самостоятельно, совместно с коллегами, с руководителем — вот самый быстрый и практичный способ
+1
Да, но как быть с рисками «наломать дров»?? Все равно необходим инструмент быстрого практического введения в процесс.
+2
Что верно, то верно. Но ведь не в одноклассниках же учиться.
0
Самое быстрое обучение, на мой взгляд, когда на возникший вопрос получаешь немедленный ответ от эксперта в этом вопросе. Такое обучение возникает в компании, когда кто-то с места взывает: «Кто знает, как икселе такую-то опцию настроить?» Коллега по комнате, более знающий (эксперт в икселе), показывает, как это делается, и взывающий тут же имеет возможность применить полученное знание.

Похоже, именно над максимальной доступнойстью экспертов и работают последние 2 года специалисты по ТиД за рубежом и у нас. Все эти социальные корпоративные сети, е-курсы с контентом, созданным корпоративными экспертами, онлайн коучинг или менторинг по скайпу и пр. — попытки дать возможность сотрудникам получить доступ к экспертным знаниям быстро, тут же, когда возник вопрос, а не когда ТиД отдел создаст-таки тренинг.
+1
Интересная мысль и хорошее направление для развития

0
комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.