• Linarium
  • 19 октября 2009, 16:26

критические компетенции руководителей - заметки на манжетах Блог им. Linarium

Первая проблемная компетенция — работа с информацией.

В среднем, руководители плохо умеют искать, структурировать, анализировать информацию, находить причины проблем, строить прогнозы, видеть и создавать связи между разными фрагментами реальности.
Серьезные сложности с переносом знаний из одной области в другую.

Работая в консалтинге, неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда купив аналитический отчет, человек не понимал, что с ним дальше делать. Максимум — прочитать.
Опыт проведения центров оценки это подтверждает.

Размышляю над тем, как можно развивать эту компетенцию.
Из того, что есть в опыте:
1. Трансляция знаний по итогам конференций, акцент на идеях, которые могут быть использованы. 2. Разработка и проведение тренинга «Принятие решений», инструменты: gap-анализ, диаграмма Ишикавы, Пять почему, Бально-весовая методика. Хочу включить ментальные карты.
3. Проблемно-ориентированные конференции.

Инструментов придумано много, но используют их редко.
Поделитесь вашими наработками в этой области.
Какие есть идеи по системному развитию этой компетенции в организациях?

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
Ужас, о каких-то кошмарных руководителях вы здесь пишете (-:
0
Вы не сталкивались в практике с такого рода сложностями?
Я не писала про кошмарных руководителей, я писала о сложностях в конкретной области.:)
+1
Что есть то есть.
К сожалению, общий уровень менеджмента в нашей стране оставляет желать лучшего, т.к. в руководители идут все кому ни попадя.
0
По моим впечатлениям, слишком много разных параметров включено в компетенцию «работа с информацией». Мне кажется, отсюда только умение структурировать и анализировать информацию.
Находить причины проблем и строить прогнозы — это к принятию решений. Создавать связи между разными фрагменатми реальности — это к креативности, к мышлению. Возможно, так и инструменты искать будет проще.
Что касается структурирования и анализа информации, то можно разбирать кейсы и таким образом тренировать анализ; сделать традицией делиться интересными идеями из книг и прочитанных статей — т.е. провацировать людей на анализ прочитанного и краткого изложения структурированной информации (главное под каким соусом это подать).

Конкретные инструменты ещё можно найти в такой замечательной книжке как «Искусство системного мышления». Её, кстати, можно и просто порекомендовать почитать.
Ну и не забывать про SWOT-анализ

+5
Маргарита, спасибо за комментарий.
Идея с разбором кейсов мне очень нравится. Я использую ее в тренингах, сейчас думаем над тем, как вывести это в отдельный метод обучения.
Книгу читала, да:) Проблема в том, что очень немногие могут «переварить» содержание этой книги. Ну или это у меня такой специфический опыт:)

Я сознательно все объединила под названием «работа с информацией», потому что истоки у всех перечисленных проявлений одни — базовый интеллект. И именно в этом я вижу основную сложности развития данной компетенции: интеллектуальный потенциал — константа, и с течением времени только слабеет.

Для меня очень показательными были результаты одного из опросов на профессиональном маркетинговом ресурсе. Организаторы опроса просили выбрать из перечисленных инструментов (gap-анализ, swot-анализ, матрица BCG, модель Портера и т.д.), два варианта ответа были: «читал, но никогда не проводил» и «не знаю, что это такое». На эти два варианта приходилось 25% ответов (всего приняли участие в опросе 850 человек). Даже если предположить, что кто-то выбрал последние два варианта, желая пошутить, все равно статистика удручающая. И это среди профессиональных маркетологов… Где профессия сама диктует выбор инструментария…
+1
Linarium, вижу в Ваших же словах некое противоречие, которое, возможно, и мешает найти необходиме методы. Именно поэтому, обращу на это внимание:
Вы пишите, что хотите найти инструменты для развития компетенции «работа с информацией», затем пишите, что её истоки — базовый интеллект, который является константой, слабеющей со временем. Получается, что Вы ищите инструмент для того, что не развивается :)

Здесь важно всё-таки разграничивать развиваемое и не развиваемое: разбейте компетенцию на конкретные действия, которые вы бы хотели, чтобы ваши руководители делали, под кажый подберите инструменты, помогающие выполнению, а дальше тренеруйте на кейсах.

Если же говорить о мышлении (всё-таки о мышлении, а не об интеллекте, т.к. это, в отличии от последнего, изменяющаяся характерисика), которое и определяет эффективность в том направлении, которое Вы описываете, то его можно и нужно развивать. Как ни странно, но его неплохо развивают качественные компьютерные игры-стратегии (в блоге «информационные системы» описывали несколько существующих). Другой вопрос, что пока ни одной целенаправленно работающей на обучение. Но мне кажется, что это дело времени.
+2
Маргарита, улучшить характеристики заданные генетически нельзя, но поддерживать и развивать (скорее в значении компенсировать) можно и нужно.
В этой области до сих пор нет единого подхода, поэтому я воспринимаю константность базового интеллекта не как непреодолимое препятствие, а скорее как одну из вводных, которую необходимо учитывать при поиске эффективных методов.

Спасибо за рекомендации и ссылку.
0
Интересно, а все HRы видят руководителей такими?
+1
мне понравилось замечание про генетически заданные характеристики.
:-)

Как будто СМАРТ, или СВОТ, или рыбья кость, или карты памяти это фулерены какие-нибудь.
:-)

Думаю часто выбиваются в руководители хорошие комуникаторы (обладаюие компетенцией эмоционального интеллекта), но не с очень развитым правым полушарием.

Таким людям нужен «правополушарный» тренер, который даст им всю эту элементарщину за неделю-две. И всё станет на свои места. Хотя управленческую команду только из правополушарных иметь тоже нельзя — будут бесконечные обсуждения, трёп, лозунги и стенания.
+1
Марат, поясните, пожалуйста, в каком значении Вы используете понятие «фуллерены»:). Никогда с ним не сталкивалась и wiki не очень прояснила ситуацию:)

И я Вас очень прошу писать более конкретно. Очень хочется Вам ответить, но я не понимаю о какой элементарщине идет речь. Вы имеете ввиду инструменты работы с информацией? Или что-то другое? И что Вы относите к функциям правого полушария?

0
фулерены это область знаний в современной физике.
:-)
я их привел, как пример чего то весьма нестандартного, редкого и малопонятного (и для меня тоже).
:-)

элементарщиной я назвал всё то, что обычно дают в бизнес школах на МВА (у меня есть МВА ЛИНК-Open University и я могу об этом судить).
:-)

На мой взгляд, всю теорию управления можно дать очень быстро, особенно, если использовать ментальные карты.
Кроме того, в бизнес школах много дают очень абстрактного, не имеющего отношения к практике.
И по этой причине можно выделить основные моменты, которые нужны для управления бизнесом,
изожить их в ментальных картах, и дать за ДВЕ недели.
После этого,
человек должен начать ЭТО использовать.
:-)

Правда тут и зарыта большая собака.
То есть, нужна продуманная система, которая помогала бы обучившемуся научиться применять полученные знания.

И если бы я строил такую систему в какой-нибудь компании,
то я бы сделал всё наоборот.
:-)

Систематизировав все основные бизнес-концепции в карты памыти и т.п.,
сделал бы цепочку:
знание-применение-знание-применение…
И вводил бы знания по-чуть-чуть, каждый раз вводя их в практику.
Эдакое постоянное растянутое обучение.

Например:
Понедельник 8-00.
Занятие в течение 1 часа по 1 концепту.
По схеме:
Обратная связь по предыдущему занятию.
Теория нового концепта и Показ того, как новый концепт может помочь в работе ДАННОГО менеджера.
Задание — начать использовать и сделать маленькое задание (НО связанное с его непосредственной текущей работой) по этому концепту.
Естественно, каждый концепт должен быть описан и в формате электронного мини-курса,
и должен быть соответствующий форум (по каждому концепту).
:-)

В общем, работа для препода большая.
Но, кстати, для компании это дешевле, чем тратиться на МВА.
:-)

А вот критические навыки (например, эффективной презентации, переговоров,...) я бы давал через Сообщества.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.