Профессиональные стандарты в области L&D: сбор информации Проект "L&D-лига"

Дорогие коллеги, приглашаю вас к обсуждению и обмену знаниями на тему профессиональных стандартов в области L&D.

Работа по созданию профессиональных стандартов в области L&D может состоять из следующих этапов: сбор информации, анализ информации, разработка своего стандарта на основе анализа и представление этого стандарта «на суд» L&D сообщества.

В рамках данной темы для начала предлагаю обсудить как минимум 2 вопроса:
  1. что мы будем иметь в виду под стандартами
  2. какие профессиональные стандарты в области L&D известны вам и вы готовы ими поделиться

Словарь Ожегова дает следующее определение стандарта:
«Стандарт — образец, к-рому должно соответствовать, удовлетворять что-н. по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения»

Под профессиональными стандартами в Интернете встречаются следующие определения: «требования к квалификации и компетенциям», или «образец модели компетенций, навыков и психологических особенностей, принимаемых за исходные для данной конкретной профессии». А также еще вот такое описание: «Стандарт на профессию устанавливает наивысший уровень качества или достижения, требуемый при работе по специальности или профессии. Стандарты содержат перечень трудовых операций, которые должны выполняться в рамках определенной профессиональной деятельности, а также связанные с ними знания, умения и навыки.»

В западных профессиональных ассоциациях также часто встречается такое явление, как этический код, принятие которого, на мой взгляд, является частью соответствия стандарту данной профессии.

Начну со стандартов, пожалуй, самой известной профессиональной ассоциации в области обучения и развития — ASTD. Модель компетенций ASTD состоит из трех разделов: основополагающие компетенции, экспертные области и роли.

Выкладываю основополагающие компетенции, остальное еще не перевела. Причем ради экономии места перечислю только названия компетенций и их краткое описание. Есть еще чуть более подробное описание, но не хочу выкладывать сюда, чтобы место не занимать. Жаль, что нельзя файлы к топику прикреплять.

Основополагающие компетенции ASTD

1-ый кластер. Личностные компетенции.
Адаптация Демонстрирует способность к адаптации, позитивно реагируя на изменение ситуации или приоритетов
Саморазвитие Всесторонне развивает себя с помощью новых знаний и навыков

2-ой кластер. Межличностные компетенции.
Создание доверительных отношений Строит доверительные и уважительные отношения с окружающими
Эффективная коммуникация Эффективно общается, устно и письменно
Влияние на заинтересованных лиц Оказывает влияние на заинтересованных лиц, достигая консенсуса и заручаясь договоренностями о принятых решениях
Поощрение разнообразия Использует разнообразие, поощряя уважение к различным точкам зрения.
Создание социальных связей (нетворкинг) Создает социальные связи и партнерские отношения с ключевыми внутренними и внешними контактными лицами для достижения желаемого результата

3-ий кластер. Компетенции в области бизнеса и управления
Анализ потребностей и разработка решений Использует данные из разнообразных источников для анализа потребностей и подготовки разумного решения
Применение бизнес-навыков Использует знание бизнеса при создании бизнес-обоснования обучающих мероприятий организации
Достижение результатов Ведет к улучшению результатов обучающих мероприятий путем постановки задач, отслеживания прогресса и корректировки курса
Планирование и выполнение задач Планирует и реализует шаги по достижению целей, создавая четкие планы действий и обеспечивая их выполнение
Стратегическое мышление Демонстрирует стратегическое мышление, встраивая стратегию обучения в общую бизнес-стратегию организации

1-ая экспертная зона — Разработка учебных программ (Designing Learning)
2-ая экспертная зона — Проведение тренинга (Delivering Training)
3-я экспертная зона — Повышение эффективности деятельности (Improving Human Performance)
4-ая экспертная зона — Измерение и оценка эффективности (Measuring and Evaluating)
5-ая экспертная зона — Коучинг
6-ая экспертная зона — Управление знаниями (Managing Organizational Knowledge)
7-ая экспертная зона — Содействие организационным изменениям (Facilitating Organizational Change)
8-ая экспертная зона — Управление функцией обучения (Managing Learning Function)
9-ая экспертная зона — Планирование карьеры и управление талантами (Career Planning and Talent Management)

С компетенциями этих экспертных зон вы можете ознакомиться по приложенной ссылке.Your text to link...

После ASTD буду искать и писать о других стандартах. Присоединяйтесь, пишите, о каких профессиональных стандартах в области L&D вы знаете, присылайте свои стандарты!

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
Пока короткий комментарий: к стыду своему не знакома с содержанием ASTD совсем. Очень интересно, какие функции L&D выделяет модель.
Позже добавлю то, что найдется про стандарты.
А файлы можно в гугл-докс выкладывать.
+3
Добавила перечень экспертных зон (функций)
+1
Коллеги, есть федеральные гос.образовательные стандарты — они будут сюда относиться?
И тот же ИСО, например??

А выкладывать — да, гугл-докс!
0
Наша цель — создание стандарта профессии L&D специалист (в широком понимании смысла слова специалист). У ИСО, кажется, нет пока еще стандартов в этой области. Поправьте, пожалуйста, если ошибаюсь. Я отредактировала в топике фразу на всякий случай: «какие профессиональные стандарты в области L&D вы знаете и готовы поделиться».
0
Добавила в основной текст компетенции по экспертной зоне «проектирование учебных программ» из модели компетенций ASTD
+1
Что касается перовоо вопроса, то, В моем понимании итоговый стандарт должен быть не «шаблоном» (только так правильно), а гибкой моделью, которая позволяет ориентироваться в профессии. Кроме этого должна отражать какие варианты специалистов в области обучения могут быть (с точки зрения эффективного сочетания тех или иных компетенций)

По второму вопросу: «модель компетенций тренера» можно найти в нескольких вариациях, если в поисковике забить, а конкретно для специалистов по обучению и развитию встречала только ASTD.
Еще можно поспрашивать в крупных корп университетах и учебных центрах, может разрабатывал кто.
+1
Вспомнила про книжку «Стандарты для тренеров. Карманный справочник» Д. Таунзенд, изд-во HIPPO.
Мб оттуда можно использовать инфо.
0
Мне кажется, АНАЛОГ МОДЕЛИ (модель, а не сам стандарт) можно почерпнуть из стандарта PMBOK по проектному управлению. Хотя, конечно, неправильно начинать с метода аналогий) Значала нужно составить модель поиска. Нудная конечно, кропотливая работа… Причем, совершенно точно замечено, что модель должна быть очень гибкой. Это говорит о том, что нужно выделить базис (мало изменяемая часть) и надстройку (гибкая часть), как учит диалектика. Только как ворочать этот пласт? Больно уж он здоровый.
+2
Антон, спасибо за идею. Где можно посмотреть данный стандарт?
А еще лучше может ты выделишь то, что, на твой взгляд, в отом стандарте/модели стоит внимания и использования в качестве примера.

А что касается того, как «ворочать», то по тихонечку, камешек за камушком :)
0
Например, в PMBOK есть такое деление областей знаний управления проектами (начинается с 4 по номеру главы стандарта, первые три главы стандарта — вводные).


Кроме того, описание каждой части, например «7.2 Разработка бюджета расходов», состоит из несколько разделов:
— вводный раздел (определения, общее описание — есть не везде),
— входы,
— методы и инструменты(!),
— выходы.

Конечно, стандарт — это не методическое пособие, но раздел с методами и инструментами очень полезен. Знаешь, какие методы и инструменты искать, в случае необходимости.
+1
Вот ещё «Национальный союз кадровиков» России сформулировал профессиональные стандарты кадрового менеджмента.
Можно посмотреть раздел, связанный с обучением и развитием.
+1
Коллеги, приношу всем извинения. Я помню про вас и нашу работу, просто сейчас я очень плотно погрузилась в один из проектов, из которого планирую вынырнуть 8 августа и вернуться к продолжению (а может и завершению, если получится) этой темы.
0
А можно поинтересоваться, уже всё перевели? Можно как то файл получить? Очень хочется.
0
И еще, а укажите источник, год разработки. И есть ли у ассоциации сайт?

У меня есть перевод Оли Дугиной стандартов другой ассоциации, если не ошибаюсь. так там 1968 год.
+1
Юрий, конечно, у ассоциации есть сайт www.astd.org/ Про дату не берусь говорить, там ее нет. Но ассоциация эта является крупнейшим мировым лидером в области стандартов обучения и развития персонала и даже является «законодателем мод» (если так можно сказать). Поэтому, думаю, они следят за обновлением своей информации, в том числе и модели компетенций. Модель эта используется при сертификации специалистов в области обучения и развития (CPLP).
0
Кстати, интересно посмотреть на стандарты, о которых упоминаете Вы, и сравнить…
+1
sirtsov.blogspot.com/2012/08/competent-trainer-standard.html вот тут стандарты про которые писал ранее.
+1
Полный перевод компетенций экспертных зон по модели компетенций ASTD вынесен из текста топика во внешнюю ссылку Your text to link...
+1
Вот здесь свежая модель компетенций (правда HR) от SHRM. Тоже может быть полезна.
0
Может быть в этой статье есть что-то полезное (не читала пока подробно): Разработка требований к соискателям на должность менеджера по обучению
0
Вот еще один вариант профессиограммы T&D-менеджера + примеры возможных тестов способностей
0
Не совсем про стандарт, но про компетенции — Модель компетенций HR-менеджера по Брайану Беккеру
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.