• Linarium
  • 12 февраля 2010, 18:07

Мини-исследование: как мы учимся Самообучающаяся организация

Коллеги, последние 1,5 месяца я провожу мини-исследование: расспрашиваю людей о том, как они учатся, — какие используют методы, как себя мотивируют, что их поддерживает, что сподвигает их на обучение. Мое исследование носит неорганизованный характер:), гипотезы я заранее не формулировала, чистая эмпирика:). Побудил меня к этому пример проекта, реализованного в Билайне.

Моя цель: собрать как можно больше информации о том, как люди учатся, когда их не собирают в классы.

Полученные результаты планирую использовать дальше в работе.

Хочу продолжить свое исследование здесь:)
Думаю, что наши истории будут полезны друг другу.

Предлагаю структурировать свой ответ следующим образом:

1. Расскажите пример эффективного обучения (из взрослого опыта).
Что выделяет/отличает этот пример на фоне других? Благодаря чему это обучение стало эффективным?

2. Какие методы вы используете для самообучения?
Какие методы для вас более эффективны и почему?

3. Как вы себя поддерживаете, когда сталкиваетесь с неудачами на пути познания нового?

4. Напишите то, что считаете нужным.

Свой ответ на поставленные вопросы напишу отдельным топиком ниже.

Заранее всем спасибо:)
Надеюсь, что будет интересно:)

Комментарии (24)

RSS свернуть / развернуть
Ответ на первый вопрос.

В 2009 году я занималась реализацией проекта в области корпоративной культуры. Системного опыта в этой практике у меня не было, поэтому предстояло параллельно реализовывать проект и развиваться в теме.

Цель развития: нарастить экспертизу в области корп.культуры, достаточную для успешной реализации проекта.

Что было сделано:
1. проанализированы электронные ресурсы – www.incorpore.ru/, www.brandflight.com/ru/, www.boozallen.com/, сайты компаний, известные сильной корпоративной культурой: Google, Starbucks, GE, P&G, HP
2. прочитаны книги:
• Э. Шейн, Организационная культура и лидерство
• Д. Коллинз, От хорошего к великому
• Д. Майстер, Делай то, что проповедуешь
• Д. Коллинз, Построенные навечно
• Дело не в кофе: корпоративная культура Starbucks
• Й. Кунде, Корпоративная религия
• Й. Кунде, Уникальность теперь…или никогда
• Т. Гэд, 4D Брендинг
3. собраны кейсы российской практики работы с культурой: Swedbank, Уралсиб, BSGV, Honda, Экоокна
4. проведены серия встреч с экспертами в теме корпоративной культуры: Евгений Доценко (Институт Тренинга), Илья Стернин (Ин Корпоре), Вероника Луцкина (Экопси), Марк Кукушкин (Тренинг-Бутик)
5. созданы 8 презентаций для ТОП-руководителей
6. реализован проект:)

Первые пять пунктов были реализованы за 3 месяца. Это был не единственный проект, которым я занималась в это время.

Субъективно оцениваю данный опыт обучения как очень эффективный.
Что делает его эффективным:
1. Высокая мотивация – мне было интересно
2. Разнообразие методов
3. Внешние стимулы – сроки реализации проекта, вовлечение ТОПов
4. Обучение действием – реализация проекта параллельно с приобретением знаний
5. «Повторение- мать учения» – 8 презентаций, созданных для ТОПов на разных стадиях реализации проекта, помогли закрепить пройденный материал:)

+1
забыла упомянуть Сергея Митрофанова (Brandflight)
0
Ответ на второй вопрос.

Фактически я на него уже ответила в предыдущем вопросе.
1. Обычно сначала я нахожу все, что могу найти, и начинаю читать. Для меня принципиально сделать первые шаги самостоятельно, получить первое представление о теме, без привлечения других людей.
2. На втором шаге — результаты прочитанного обсуждаю с коллегами/экспертами по теме. Это позволяет мне лучше разобраться в вопросе. Обычно я максимально открыто делюсь всем тем, что удалось наработать самостоятельно. Надеюсь, что это делает обмен более равноценным для всех.
3. Параллельно стараюсь фиксировать ключевые идеи изученного — в презентациях, статьях, заметках на полях в книгах, ежедневнике. Это очень помогает закрепить изученное.

+1
Ответ на третий вопрос.

К неудачам отношу ситуации, когда не удается понять и интегрировать знания в свою жизнь и работу. Или это происходит слишком медленно.

Например, сейчас я увлеклась когнитивной наукой. Тема для меня новая и сложная, т.к. сильно завязана на многие науки: биологию, лингвистику, психологию, философию, антропологию. Занимаюсь этим в течение года. Успехи более, чем скромные, т.к. не хватает хм… интеллекта:), чтобы полноценно переработать прочитанное. Ну и, конечно, области приложения в моей работе сейчас ограниченны, людей в окружении, кто владеет темой, мало — это приводит к тому, что приходится неоднократно возвращаться к пройденному.

Держусь на интересе. Ищу области приложения. Перечитываю прочитанное. Заставляю себя разбираться. Обеспечиваю себе «быстрые победы».

С когнитивной наукой работает — медленно, но последовательно продвигаюсь.

А вот с английским языком почти отчаялась.
+1
Полина, у меня топик и, собственно, само исследование сразу вызвали интерес. Действительно, было бы интересно понять кто как учится, когда его не обязывают это требуется.
Обязательно внесу свой вклад в общую копилку и поделюсь тем, как учусь сама. Вот только мне для этого надо сесть и всё структурировать, т.к. я поняла, что сходу мне это сделать сложно.
Думаю, что на ближайших выходных найду время.
0
Учусь я постоянно… т.к. считаю, что тот, кто обучает других, всегда должен развиваться сам, каждый день, каждую минуту…
Расскажу про последний опыт — обучение английскому языку. Учу я его уже давно, но вот успешно получилось совсем недавно =)
1. Пример этот отличает от других моя постоянная вовлеченность, отсутствие лени в обучении и взаимовыгодность. Объясню в чем взаимовыгодность: я нашла людей (иностранцев), которым интересно учить русский язык, а мне, как Вы понимаете, интересно выучить английский. Поэтому теперь у нас взаимовыгодный обмен — с кем-то мы общаемся по скайпу, кто-то уже приезжал в гости, с кем-то мы нашли общий язык по профессиональным темам и обмениваемся интеренсыми ресурсами и т.д. Каждый из нас заинтересован в этом общении и не просто в общении — заинтересован помочь собеседнику (и уже даже приятелю) выучить другой язык.
2. Для самообучения всегда начинаю завязывать контакты в той среде, где «тусуются» люди, которые уже умеют то, чему я хочу научиться. Например, посещаю места, где находятся иностранцы, клубы английского языка, уезжаю в Европу (одна или подталкиваю друзей). Когда передо мной встает реальная ситуация, которая является для меня ограничением, это меня толкает вперед, это усиливает мою мотивацию.
Еще одним эффективным методом является поиск творческого в том, чему я учусь. Например, я ненавидела учить английские слова. Мне всегда это казалось скучным. тогда я придумала каждое слово — рисовать, рисовать взаимодействие слов. Т.е. теперь вместо скучных слов у меня «веселые картинки». А поскольку я вообще человек-визуал в большей степени, это мне помогало запомнить + интересно провести время.
3. Конечно, мотивирует цель. А зачем я собственно учу? Что мне этот даст? Что я приобрету, когда буду знать английский в совершенстве? =) И ответы мотивируют =)
Мотивируют люди, которые является настоящими профи в том, чему я учусь… И чем больше я на них смотрю и с ними общаюсь, тем больше мне хочется овладеть новым навыком на том же уровне и даже больше.
Мотивируют доски визуализации. Они у меня — в ежедневнике, на холодильнике дома, на рабочей стене…
Кроме этого, я специально создаю ситуации, чтобы работать в паре. И если меня постигают неудачи, то чувствуя ответственность перед другим человеком (например, перед иностранцем, с которым мы договорились в определенные дни учить русский и английский языки) я нахожу в себе силы и продолжаю учебу. Еще, в случае неудачи, я создаю ситуации, где благодаря моим новым знаниям я себя УСПЕШНО проявляю.
4. На мой взгляд, прежде чем учиться каждому стоит ответить на вопросы — а что это лично мне даст? Зачем мне это нужно сейчас? (ответ — так положено, было бы неплохо, буду больше зарабатывать — не пойдет… — задавайте вопросы дальше — А если я буду больше зарабатывать — что мне это даст?) Копайте, ищите более высокую цель.
+2
Елена, спасибо за опыт. Очень интересно и актуально, для меня особенно.
Расскажите, пожалуйста, более подобно про доски визуализации. Как они выглядят? Чем для Вас являются? Я использую графики, таблицы, мотивирующие послания, которые расклеиваю по дому:)) Думаю сейчас над тем, как повысить качество визуализации. Заранее спасибо!
0
Полина, что касается визуализации, я делаю картину визуализации (нарезка из журналов вперемешку с вырезками из моих фотографий)на каждую сферу жизни и соответственно цели, которые я себе ставлю. На работу и карьеру, на финансы, на семью, отдых, здоровье, физическое окружение, профессиональное и личностное развитие и др. В итоге у меня получаются своего рода КАРТИНЫ визуализации. Я их красиво оформляю в рамочки и размещаю на стенах квартиры, офиса. Они действительно своего рода шедевры творчества. Кроме того, на каждой картине в центре размещена моя фотография, причем обязательна в тот момент, когда я очень счастливая и обязательно такая фотография, где я себе нравлюсь. Это своего рода соединение Вас и Ваших целей.
+1
Полина, вот мои ответы:

1. Расскажите пример эффективного обучения (из взрослого опыта).
Что выделяет/отличает этот пример на фоне других? Благодаря чему это обучение стало эффективным?


Пример: подготовка к прохождению теста GMAT (General Management Admission Test).

Шаг 1.Я МЕЧТАЛА о Стенфорде и поставила себе цель туда поступить. Для этого нужно было сдать GMAT на очень высокий балл. Это я узнала из проведенного своего исследования по теме MBA.

Шаг 2. Я оценила свои способности. Тест состоит из 3 частей: примитивно — английский, математика и сочинение. Английский — знаю хорошо, а математику придется подтянуть.

Шаг 3.Записалась на курсы по GMAT в MBA Consult, купила книжки и диски, взяла отпуск на работе на 3 недели, наняла репетитора по математике и занималась ежедневно по 5-6 часов только математикой, а остальное время остальными разделами GMAT.

Шаг 4. Познакомилась с выпускниками MBA через Интернет и через встречи выпускников, которые меня поддерживали морально и вдохновляли своим примером.

Шаг 5. Сдала тест на очень высокий балл :)

Пояснения: выделяю этот пример, так как очень им горжусь )) это было проявлением сильнейшей самомотивации и самоорганизации (при том, что я очень неорганизованный человек и никогда не любила математику :) ) Обучение было эффективным ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ МЕЧТЕ (то есть смыслу, цели, мотивации)

2. Какие методы вы используете для самообучения?
Какие методы для вас более эффективны и почему?


Отбор и анализ информации по теме (книги, СМИ, Интернет и т.п.).
Поиск профессионалов в теме и networking!!!
Курсы (разные) по теме.
Опыт по теме (мой личный).

… да в общем, все многообразие методов самообучения для меня может быть эффективным в зависимости от задачи, но наверное самый используемый это работа с доступной информацией по теме и networking (общение с людьми).

3. Как вы себя поддерживаете, когда сталкиваетесь с неудачами на пути познания нового?
Рассказываю о неудаче кому-то и получаю вдохновение идти дальше :)

4. Напишите то, что считаете нужным.
Полина, когнитивная наука — это безумно интересно! Поставила себе задачу узнать подробнее :)
+2
Юля, снимаю шляпу. GMAT меня убил:) что случилось с мечтой о Стенфорде? Мне не дает покоя Колумбийский университет:) и Принстон:)
0
Спасибо, Полина!!! :) Все банально — я влюбилась! И поняла, что весь этот путь прошла, чтобы понять, что счастье рядом и что для этого мне совсем не нужен Стенфорд )) P.S. Я не ошиблась!

Колумбийский и Принстон — это тоже круто :) Гарвард и Келлог мне еще приглянулись тогда. Полина, раз не дает покоя, надо попробовать! У тебя все шансы. Если что, обращайся, я многое об этом знаю )
0
Я являюсь сторонником «силы великого „и“ (так любит говорить НЮ Хрящева).
Может быть совместить? Если я соберусь, Юля, то знаю к кому обратиться;)
0
Мое обучение :)
Очень хочется рассказать про «сейчас», так как для меня это будет дополнительным мотивом для продолжения моего самообразования :).
Последний год я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и перед торжественным выходом в декрет на вопросы, что же мне подарить, ответила — книги по профессии :). Во время работы часто просто не хватало времени, чтобы прочитать тот ворох литературы, который рекомендовали мне коллеги, тренеры и т.д. Подаренные фолианты были осилены и закуплены (подарены) следующие — в общей сложности за год я прочитала около 12 книг. Причем вдумчиво, с подчеркиванием особо важных фраз и выписыванием идей, которые у меня появляются по ходу. Продолжаю поддерживать связь с коллегами по работе (иногда спрашивают совета) и с друзьями по профессии. Обсуждения прочитанного обязательная часть — мне важно проговаривать, я тогда лучше думаю и запоминаю. Рекуклет стал для меня, практически, офисом :) — много читаю топиков и комментариев к ним, иногда пишу. Ищу инфу и на других ресурсах, в общем зависаю в инете. Начала учавствовать в вебинарах, может пройду полноценный дистанционный курс…
Цели, которые я для себя ставлю? :) :):) Поразить всех живостью ума и компетентностью после возвращения во «взрослую жизнь» :). Первый успешный опыт у меня уже был пять лет назад, хочу закрепить успех. Это, конечно, отчасти шутка, но визуализация этой картинки дает мне силы :)
Главная «неудача» в познании нового в этой ситуации, это невозможность начать использовать знания здесь и сейчас. Хотя идеи многих книг валидны и для семьи (проверено практикой), но я привыкла к другим масштабам. Хочется уже бежать, спасать мир :). Удерживает мысль, что я нужнее там где я сейчас.
+2
:):) Мир никуда не денется, это точно. Спасти мы его всегда успеем. Какие идеи не дают тебе покоя?

P.S. Я только с конференции ИТ, в голове бродят мысли:))
0
:) Мысли это хорошо! :)
Ты, знаешь, для меня, наверное это то и сложно, что я ведь слаба в теоретизации и «кабинетной работе». Мне нужна практика для того чтобы понять, а ЧТО я все таки узнала. Я мысленно режиссирую всякие рабочие ситуации и понимаю, что мои действия и мои решения были бы другими сейчас. И свою стратегию и тактику работы я бы по другому строила. Но мне нужно «столкновение с реальностью», чтобы знания обрели смысл и я могла бы о них четко говорить. Пока все на уровне гипотез и ощущений.
А ты каким то образом будешь систематизировать результаты своего «мини-исследования»?
0
Да, конечно. Для меня важно понять, что лежит в основе успешного развития взрослых. Могу выложить результаты, когда они появятся.

Гипотезы и ощущения ты озвучивать не готова?:)В какой хоть плоскости они лежат напиши:)
0
Ну первая супер-мысль это то, что нужно слушать людей. Заткнуть свою «экспертизу» и пока не выслушаешь и не врубишься, не выкатывать свое мнение… ДЛя меня это трудно (ты меня знаешь:):). Вторая, что этому нужно учить всех остальных и на лчиностном уровне и на системном (в организациях) :). Третья — мне интересно сколько людей занимаются своей работой из чувства долга, а не из чувства потребности и потому что это нравится??? Я про людей уже «оторвавшихся» от только материальной мотивации. Про себя понимаю, что долг движет мною больше, чем потребность и это фигово…
+1
Полин, обязательно выкладывай! Это о-очень интересно. Более того — это, собственно, основа успешности T&D.
Суда же, кстати, можно присовокупить и другие исследования того, как учатся взрослые, о которых раньше говорили на тренинга, а сейчас во многом забыли.
0
Какое совпадение, у меня тоже малыш (годовасик) )) И когда я уходила в декрет, я поставила себе цель — не выпадать из профессии. Для меня это было важно еще и потому, что за год до декрета я стала ИП и у меня были грандиозные планы в самостоятельной карьере :) Конечно, на 6 месяцев я все-таки выпала полностью (и ОЧЕНЬ этому рада!), но с 6 мес я начала понемногу работать (без ущерба для малыша, по часу в день, как-то так). Также как Вы, читала: книги (около 15), профессиональный ИНТЕРНЕТ (в т.ч. Рекуклет), выписывала идеи, думала. Нашла для себя способ не терять мысли — написание статей. Сейчас уже написала около 10 статей, скоро начну публиковать. Разработала концепцию проекта learn2learn. Планирую его представить на выставке Training Expo в сентябре. Сейчас разрабатываю тренинг. Еще мне помогли ВСТРЕЧИ с людьми из профессии, с бывшими коллегами и т.п. Совместная работа с коллегами по разработке тренинга.
Может мы и выпали немножко, но зато сколько вдохновения получили для качественно нового этапа в карьере :) Как думаете?
P.S. У вас кто?? У нас девочка Софья )
0
У меня это уже второй такой «отпуск» и я точно знаю, что это лучшее что я сделала для собственого личностного, профессионального и карьерного роста. На очень многие вещи начинаешь смотреть по другому и чувствовать свою ответственность и сопричастность практически ко всему :).
У меня — парни:) Милан и Филипп. Меня, кстати, зовут Лиза и предлагаю на «ты».
0
Лиза, о, двое — это целое дело!!! Да еще и парни :) Прошу извинить меня за лирическое отступление, но не могу молчать на эту тему ))Действительно, МИР ПЕРЕВЕРНУЛСЯ. И я совершенно точно пересмотрела всю свою профессиональную жизнь.
Хотим года через 3 еще, а потом еще :)) Итого, ТРОЕ детей — было бы здорово. Ну будем надеяться, Бог даст!
0
:) Удачи!.. Я вот тоже сейчас «пересматриваю»…
0
И всё-таки я добралась до того, чтобы написать обещанное.

Итак, по первому вопросу:
долго думала какой пример рассказать и решила остановиться, наверное, на самом для меня глобальном: назову это «входом в профессию».
Собственно, началось это с того момента как я приняла решение с головой окунуться в бизнес-обучение и устроилась в тренинговую компанию. На тот момент у меня в голове было достаточно много теории и общее представление о сфере. Моей задачей было разобраться как всё это работает и происходит на деле, и где моё место во всём этом безобразии :)
Вот перечень того, что мне ужалось вспомнить из того, что я делала:
1. Много слушала и много задавала вопросов.
2. Читала безумное количество книг по T&D, бизнесу в целом, HR — это были разные книги, из разных областей, на разные темы. Засчёт них я создавала себе некое поле, в котором всё крутится; понимала разные пути, подходы, точки зрения. Т.к. мне крайне важно видеть контекст, максимально широкие границы и связи между разными областями.
3. По возможности ходила на все тренинги, проводимые нашими тренерами: с одной стороны, получала дополнительные знания и навыки из тренингов; с другой я всегда очень внимательно наблюдала за работой тренера, помечая для себя, что мне нравится в их работе, а что нет.
4. Затем начала анализировать разработанные в компании тренинги и перерабатывать их: дополнять информацией, инструментами, переструктурировать. Некоторые переделывала полностью. Некоторые разрабатывала с нуля — не под заказ, а просто потому, было желание, была какая-то важная для меня тема и т.д.
5. Прошла тренерский курс с системным подходом к тренингу и обучению в целом. После чего поняла, что всё-таки нужны ещё знание и более чёткое понимание и взаимосвязь обучение с другими HR процессами и прошла курс подготовки HR-директоров.
6. А ещё бралась за все возможные проекты, причём тогда мне было относительно всё равно в какой роли: помощника, ко-тренера, тренера, разработчика, руководителя проекта — меня устраивала любая роль. Главное было попасть в проект, увидеть всё изнутри, попробовать себя.

Эффективным это обучение считаю потому, что уже через год меня привлекали к разработке новых программ и доверяли для полной реализации достаточно серьёзные проекты.

Я уверена в том, что самомотивация и понимание «зачем оно мне надо» — это в принципе гарантия успешности любого обучения. Именно поэтому я считаю, что и в корпоративном обучении одним из последних фильтров отбора людей на обучение должно быть их личное желание. И, если его нет, как бы его руководитель не считал, что ему «надо», я бы такого человека не принуждала, не заставляла и «не мотивировала».
+1
По второму вопросу:

1. Сбор информации в целом: книги, статьи, Internet, конференции. Причём книги обязательно с карандашом, а конференции с блокнотом.
2. Общение и дискуссии с профессионалами из интересующей и смежных областей.
3. Реальная практика. Для меня, например, чем сложнее задача, тем больший обучающий эффект он даёт. Другой вопрос, что мне зачастую нужен дополнительный толчок, на то, чтобы, как говорится «туда влезть и в первый же момент не сбежать».
4. Тренинги, лекции, симуляции — тоже вполне эффективны. Правда на тренинги у меня профессиональная болезнь, поэтому не получается получать из них максимум.
5. Тет-а-тет дискуссии.
6. Наблюдение за другими. Я замечаю за собой, что много наблюдаю я так или иначе перенимаю те вещи, которые мне близки и кажутся удачными.

Задумалась над тем, а что же из методов или форм я не считаю для себя эффективным — и ничего не нашла. А неэффективно то, что просто по содержанию не попадает в сферу интересов.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.