Развитие навыка самоанализа Самообучающаяся организация

Последнее время очень много размышляю над тем, какими должны быть люди в самообучающейся организации. Если хотите, то какими компетенциями они должны обладать. А по сути, что и как можно помочь развить в себе сотрудникам (если это не было заложено ранее), чтобы создать базу для развития самообучающейся культуры.

Одним из таких умений/навыков/компетенций я выделила «самоанализ». Вопрос в том как его развивать? ну или разбудить? :)
Мне, например, понравилось как это делают тренеры Института Тренинга (надеюсь, что я сейчас никакой страшной тайны не выдам :))

Прежде чем работать над центральным навыком тренинга (допустим, в тренинге продаж), они работают над над навыком самоанализа. Как это происходит:
Первая ролевая игра традиционно снимается на видео. После чего всем участниками тренинга раздаются бланки с перечнем этапов продаж и необходимых действий на каждом этапе. После чего, первую игру разбирает сам тренер, периодически апеллируя к бланку. Вторую игру, снятую на видео, тренер предлагает участникам разобрать самостоятельно, опираясь на бланк. Обсуждение идёт в группе, тренер, при необходимости, корректирует и дополняет.
А дальше, в течении всего тренинга, на каждом блоке, на всех ролевых играх участники сами (а не тренер) оценивают и дают друг другу обратную связь, имея всегда под рукой бланк в качестве подсказки. Тренер присоединяется только на итоговой видео-съемки.
Таким образом, участники тренинга самостоятельно учатся замечать успехи и пробелы. Могу сказать, что многим это было о-очень тяжело и непривычно, но при этом все участники после таких тренингов более умело и чётко что ли анализируют свои торговые визиты.

Коллеги из Института Тренинга, буду рада, если вы меня дополните (а может где-то ещё скорректируете).

Ещё знаю, что знакомые целенаправленно для развития самоанализа делали следующее:
1. записывали себя на видео (например, презентацию) и разбирали запись сначало с кем-то из коллег, затем самостоятельно.
2. после переговоров просили своего руководителя/коллегу дать обратную связь; после второй-третьей встречи — давали своему коллеге/руководителю обратную связь сами на себя и просили дополнить, а дальше уже сами.
3. ещё, мне кажется, самоанализ хорошо развивается на йоге, когда ты учишься концентрировать своё внимание на том или ином участке тела, на своем состоянии, понимать его и изменять.

А как вы развиваете этот навык у себя? или у своих сотрудников?
И как, по-вашему, его ещё можно развивать?


4. от petroff: самоанализ прекрасно развивается через групповой, а затем индивидуальный обмен образами, но не хаотичный, а имеющий четкую конечную цель: если действительно хотите решить задачу, сначала разложите ее по полочкам в своей голове, представьте ее. Затем легко найдете решение: надо вызвать образы в голове и усилием воли перемещать их до тех пор, пока решение не будет найдено.

5. от ypshenitsina: через творчество

6. от Linarium:
Если говорить о моделировании ситуации развития навыка самоанализа, то, имхо, требуется несколько вещей:
1. представление об эталоне/эталон
2. опыт практической деятельности и затруднения, возникшие на пути к эталону
3. релевантная обратная связь
4. навыки анализа у всех участников ситуации

7. от filatov:
контекстный анализ (самоанализ или самопознание себя в определенном контексте) возможен и необходим «левополушарными» инструментами, базовые принципы которого перечислила Полина. Как только фрейм времени, контекста и конечной цели размывается, этот процесс переходит в «правополушарный», образный.

Комментарии (56)

RSS свернуть / развернуть
Маргарита, об этом думаешь не только ты. На эту тему вообще сейчас очень «модно» думать :) Самоанализ = самопознание в твоей интерпретации?

В одном из крупнейших банков в данный момент проходит программа по развитию навыка самопознания у топ-менеджеров. Там владелец осознал, как это важно для себя и решил передать такое знание другим. Только ключевое слово «это ОН РЕШИЛ».

Я считаю, что навязывать ничего нельзя, тем более самоанализ :) Самоанализ — это не навык. Правда, мне ближе слово — самопознание. Так вот, самопознание — это неотъемлемая часть Человека, это возможно его суть и смысл. Почему ты думаешь, что это надо развивать у всех (причем с акцентом, что кто-то иной это должен делать за человека?)?

Еще по поводу видео. Скажу честно, терпеть не могу эту фишку с «анализом видео» в тренинге. Это мешает, а не помогает людям. Важнее как они чувствуют себя в момент «продажи», а не как выглядят (тем более как им кажется по видео они выглядят). Да простят меня уважаемые мною ОЧЕНЬ коллеги из Института тренинга и все, кто использует видео на тренингах.

Про то как я анализирую себя или точнее как я развиваю навык самопознания. Я познаю себя :) Только так.
+1
если вынести за скобки «само», то получается, что анализ = познание???!!!

имхо — это несколько разное. Причем анализ — это составная часть процесса познания. И аналитические навыки можно развивать.
Познание же — это про то, как мы приобретаем знания об окружающей нас действительности (в т.ч. и о себе самОм), и делаем мы это, используя совокупность способов / методов / процедур и т.п.
0
из вики: анализ и познание
0
там же — самопознание
0
Оксана, я потому и спрашиваю что М. имеет ввиду под самоанализом.

Что касается определений, спасибо, я с ними знакома :) А если не брать эти определения, не смотреть на значения слов, которые КТО_ТО УМНЫЙ им дал. Как думаешь, слова самоанализ и самопознание по СУТИ похожи? А вдруг самоанализ не составная часть самопознания?
0
Была уверена, что знакома! :)

Общее в с/а и с/п несомненно есть. И все же имхо с/п — оч широкий процесс, а с/а — один из возможных инструментов этого процесса, который также может быть использован в самостоятельном виде.
+1
Оксана, я поняла в чем путаница! Я спрашивала Маргариту не самопознание ли она на самом деле имеет ввиду (Маргарита? ) как важный вид деятельности Человека из СО :). Так вот я думаю, что мне лично ближе слово «самопознание» во всем его широком значении и чем шире, тем лучше. И вообще, ну без разницы как ЭТО называется. Чем больше личность интересуется своим Я и прислушивается к себе, тем наверное для нее (личности) лучше. И тогда ее отношения с организацией более честные и продуктивные.
0
Юля, спасибо за комментарий и за вопросы. Постараюсь ответить на все — самой интересно.

В моём понимание (в данном конкретном контексте) самоанализ и самопознание — это не равные вещи. Самоанализ — это умение наблюдать свои действия, эмоции и т.д., умение вычленять отдельные детали, находить причинно-следственные связи и т.д. И его главная цель — определение мест и направлений совершенствования, изменения, улучшения.
Самопознание же, в моём понимание более широкое понятие — некий целостный процесс изучения своей внутренней сущности, внутреннего мира, формирование осознанного отношения к себе. Как-то так.

При этом было бы интересно подумать и над тем, как развить/активизировать не только самоанализ, но и самопознание.

Юль, я не говорю о том, что «кому-то что-то надо навязывать», тем более «у всех» и «за них». Я против навязываний в любых видах обучения и развития.
Что касается руководителя одного из крупнейших банков, о котором ты пишешь, не вижу ничего плохого в его желании передать своё знание другим. На мой взгляд, это даже хорошо. Другой вопрос как это желание реализовано на практике. Если сотрудникам объясняют что это, зачем, чем и почему может быть полезно и т.д. и те, кому это интересно и важно с готовностью идут — это одно. Если это просто спускается сверху в принудительном порядке — совсем другое.

Что касается видео, то разбирать можно совершенно разные вещи, в том числе и «самоощущение». Но дело даже не в этом. Согласна, что не всем нравятся и подходят одинаковые методы работы, обучения и прочего. Именно поэтому и создала этот топик, чтобы найти разные.

Юль, предлагаю для продуктивности сделать следующее: в данном конкретном контексте разделить понятие самопознание и самоанализ. И предлагать идеи по тому, которое каждому видится проще.
Я начала с разбора самоанализа именно потому, что для меня шаг от суда кажется проще на данный момент. Но я готова и поразмышлять над тем, как этот шаг с делать с самопознания.
Вот смотри: у тебя отлично развито самопознание, но согласись, что у многих людей это умение/сущность (так же как и навык самоанализа) убито или слаборазвито. Вопрос в том, как можно помочь человеку разбудить процесс осознанного и эффективного самопознания и/или помочь для начала развить навык самоанализа?
Подходы принимаются с любых сторон.

З.Ы. здорово, когда хорошие вещи становятся модными ;)
+1
Маргарита, давай и то, и то думать. Спасибо за конструктив.

И еще третье есть хорошее — самоосознание. Может оно важнее всего для начала? Оказывается, не все осознают себя или что-то вроде того :) А как осознавать начал, так можно и поанализировать и попознавать себя :) Я вообще за развитие ЛЮБОЙ САМОСТИ!
0
Ну, отсутствие самоосознания, на мой взгляд, это уже клиника :) Всё-таки самосознание в том или ином виде оно есть у всех.

Что касается самоанализа и/или самопознания — какие у тебя есть идеи по способам и методам их развития?
+1
Маргарита, спасибо большое за ценный блог.
Прекрасный подход у тренеров «института тренинга». Я уже перенял.
Тем более, это прекрасный шаг к внедрению наставничества, так как наставникам всегда тяжело определить эффективные формы поведения. А без них наставничество напоминает пословицу «кто в лес, кто по дрова».
Прекрассный, дальновидный подход!
+1
Спасибо (надеюсь, что топик получил от Вас свой плюсик :))
Мне тоже понравился подход «Института тренинга».
А как ещё, на Ваш взгляд, можно развивать самоанализ?
0
Да, топик от меня плюсик действительно получил)))
Могу привести пример из личной практики. Научила меня этому учительница начальных классов применительно к задачам по математике. Она говорила: если действительно хотите решить задачу, сначала разложите ее по полочкам в своей голове, представьте ее. Затем легко найдете решение (другими словами, надо вызвать образы в голове и усилием воли перемещать их до тех пор, пока решение не будет найдено. Вы знаете, что принцип обмена образами (синектика), является одним из самых сложных, но эффективных способов решения сложных задач — к стати, к вопросу о топике про интуицию). В общем, я внял совету и так честно и делал. Потом вошло в привычку. Теперь перед важными переговорами я многократно проигрываю в сознании все это предстоящее безобразие, пока все «кочки и ухабы» не спрямятся. Затем, на встрече, складыается ощущение дежа вю)).Примерно как-то так)))
К стати, такой подход описан С.Кови и называется «первое творение». Но об этом я узнал только через 20 лет после освоения метода)))
В общем, самоанализ прекрасно развивается через групповой, а затем индивидуальный обмен образами, но не хаотичный, а имеющий четкую конечную цель.
+2
Антон, спасибо, очень интересный опыт и пример развития самоанализа — в копилке. :)
0
Маргарита, прости, не согласна. Какая-то доля самоосознания конечно есть у каждого, также как и самоанализа и самопознания и других «САМО». Однако большинство людей по моим ощущениям живет все-таки по чужим трафаретам, делает (работает) под не свои цели и плохо осознает свои потребности, мотивы желания, способности и пр. Сама знаешь как много влияния оказывает СИСТЕМА в течение жизни. Именно на самоосознание в первую очередь направлены все духовные практики.
Перечитала ниже ветку и у меня складывается ощущение, что опять у нас человека рассматривают как «деталь», а его самого дробят на части (навыки и умения). Мне ближе холистический подход.
Я тут на днях встречалась с Филоновичем С.Р. (декан Высшей Школы Менеджмента) и мы с ним беседовали а эти темы. Мы пришли к выводу, что ИНТУИЦИЯ ( вопросу о топике про интуицию тоже) — это гораздо круче РАЗУМА. Интуицию каждого из нас невозможно скопировать и это реально конкурентное преимущество в жизни и бизнесе сегодня. РАЗУМНЫЕ вещи, поддающиеся анализу и логике скопировать просто. А вот твое внутреннее Я, чувство — невозможно. Оно же у каждого свое. Только люди плоо осознат его, слишком много навязанного… Искусство помогает выразить то, что невозможно выразить словами, например. И т.д.
+1
то есть ответ на твой вопрос про «как развивать» самости :) — ТВОРИТЬ
+1
Вариант. По-моему вполне приемлемый и очень подходящий многим — в копилку! :)
0
:) А если предложу еще вариант: БЫТЬ (не казаться)
«На самом же деле учение — это такая человеческая деятельность, которая в наименьшей степени нуждается в руководстве со стороны других людей. Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности.» (И.Иллич)
Большинство людей лучше всего учится так, а формальные образовательные учреждения заставляет их поверить, что их личный познавательный рост обеспечивается тщательным планированием и руководством. ВСЕ НАВЫКИ, включая самоанализ (или как его не назови :) ), могут развиваться самим человеком посредством «БЫТЬ СОБОЙ». Но мы разучились этому… давно.
0
Юль, вопрос как раз в том, что «разучились этому». Вопрос в том, как научиться.
+2
да, точно
научение начинается с осознания потребности…
а зачем людям нужно осознавать эту потребность? это ведь, как считают, в организациях, рискованно! а вдруг они осознают, что они хотят других вещей?
я тут прорабатывая тему самообучающейся организации столкнулась с огромным количеством предубеждений и страхов у людей в компаниях… и пришла к выводу, что пока эти страхи живут, не создать СО… никто не хочет СО, это опасно, если люди смогут мыслить самостоятельно
ХОТЯ Я НЕ СЧИТАЮ ЧТО, ЭТО ОПАСНО… Это чистой воды предубеждение (как с кровоиспусканием в старину :) ).
+1
Юля, не ругайте организации)))
Просто покажите им выгоды (реальные, не надуманные) от создания СО, может быть тогда и страхи пройдут?
А если хотят других вещей — то почему? Воэможно, речь идет о банальном недопонимании сторон?
+2
Антон, я не ругаю ) Конечно, Вы правы наверное. Однако страхи так просто не проходят )) Это требует большой работы и некой массовости. Эти страхи очень глубоко сидят и не осознаются, они управляют поведением и мыслями. Причем это тоже массовое явление. Ну боятся люди мыслить самостоятельно. Вся натура пропитана «сформированностью ценностей». Именно поэтому разучились быть.
0
Если дело действительно в страхах, тогда конечно. Просто мне показалось, что здесь дело не столько в страхах, сколько в недопонимании. А недопонимание, в отличие от страхов, довольно легко снимается.
0
в страхах
0
Все правильно. Быть — конечно важнее, чем казаться. Кто спорит? Не понимаю только, почему мы разучились «быть»? Ведь в бизнесе сегодня надежность стоит на первом месте. При первой же сложности все показное разбивается вдрызг и остается лишь разочарование и… усмешка. Разве не так? Я занимаюсь бизнесом около 8 лет (речь идет именно о бизнесе, не о работе), и могу ручаться за то, что говорю. Если Вы строили бизнес-отношения с кем-либо на долгосрочной основе, думаю, что Вы меня поймете.
Быть — было, остается и будет важнейшим качеством! Так что не соглашусь, что разучились. Просто нам с экранов телевизоров, с рекламных постеров и т.д. постоянно внушают, что важен имидж, то есть картинка. Но жизнь, это не телепередача и не рекламный плакат. Она все быстро расставляет по полочкам.
+1
Антон, надежность может быть и без «быть». Я не про это. А про то, что людям кажется, что они — это «это», а на самом деле им это только кажется. И да, я виню систему. Хотя верю в роль каждой личности и в то, что она сильнее системы, потому что личность и создает эту систему. И раз мы сейчас вообще об этом говорим, значит мы уже систему меняем (надеюсь, к лучшему).

Наверное слова «разучились быть» скорее метафора )))
0
Я тоже верю в том, что любой человек может быть катализатором изменений. Серафим Саровский 200 лет назад сказал: «Стяжай дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Это обо этом, о «быть» и таким образом менять систему)))
+1
хорошо сказано!
не думал раньше об этом в таких красках.
0
Маргарита, я недавно тоже имел честь познакомиться с методами работы тренеров «Института тренинга», и также заметил эту их особенность, что они учат как анализировать участников самих себя в рамках ситуации продажи.
Возможно, что для некоторых тренингов это самое главное, что может быть, когда участникам дают инструмент как правильно, дают попробовать его, а дальше дают «линейку» по которой мерить свой успех/неуспех.
0
Хм… когда провожу тренинги всегда данную технологию использую, т.к. она действительно необходима для «включения» самоанализа. А без самоанализа навык никогда не перейдет в УМение. Странно, что этим методом редко пользуются…
0
Григорий, Вы про видеоразбор? или про весь комплекс?
первое то встречается у многих тренеров, а вот второе — мало кто.

Григорий, а что ещё Вы на своих тренингах (и не только на них) делаете для того, чтобы развить/включить самоанализ?
0
Про первое и второе. Т.е. даю людям задание наблюдать друг за другом (обычно упражнения в тройках), и давать обратную связь. Правда, я не так много тренингами занимаюсь, все больше оценкой.

Наверное, можно выделить методы / техники гештальт-терапии (here-and-how Перлза), различные вопросы, направляющие внимание человека на то, что и как он делает. Во время «кухонной терапии» (я профессионально не консультирую) я предпочитаю «в лобешник» указывать человеку на то, в какие игры он играет, искренне и бескомпромиссно :) Это часто дает нужный эффект!
0
Про «наблюдать друг за другом» — да, хорошо. Мне не хватает только ещё одного шага, который бы позволял человеку переносить опыт «анализа другого» на опыт «анализа себя».

Что касается техники «в лобешник» :), то, по-моему опыту, он не очень хорошо работает, т.к. когда человек не сам пришёл к выводу, он, чаще всего, ставит хорошую защиту и просто не принимает обратную связь, даже если делает вид, что принимает :)
Единственное, где, на мой взгляд, такой метод может работать — это с человеком, которому достаточно сильно доверяют.
0
К некоторым выводам человек никогда не придет сам, или же на это понадобится много времени. «Лобовой удар» вводит человека в шоковое состояние, и как раз в этот момент возможно «переимпритирование» (по Р.Уилсону), потому что защитные механизмы не успели включиться. Т.е. мы ломаем некий поведенческий (когнитивный) паттерн и вместо него подставляем иной (или не подставляем, просто удаляем из системы).

Согласен, тут имеет значение фактор доверия и авторитет.
0
Когда человек научается наблюдать за другими, через какое-то время он автоматически переносит это на самого себя, пи условии, что его сознание способно абстрагироваться, разъидентифицироваться с «персоной» и посмотреть на себя «со стороны».
0
К стати, Маргарита, я внял Вашим рекомендациям, создал такие карты к тренингу, развивающему навыки работы с критериями принятия решения клиентом при выборе предложения альтернативных поставщиков, дал возможность участникам тренинга проводить оценку игр по таким картам (тренинг проходил сегодня), предварительно дав им вводную по смыслу такой работы для последующего самосовершенствования.
Получил отличный результат! А как возрасла ответственность участников! Мне даже показалось, что этот навык они оценили не меньше, чем центральный навык тренинга — воздйствие на критерии принятия решения клиентом и уязвимость предложения.
Спасибо Вам большое за совет.
+1
Антон, я вроде рекомендаций ни каких не давала :), но рада, что то, что Вы сделали (чтобы это ни было) дало отличный результат. Здорово, когда одни идеи подталкивают на другие, не менее, а может и более эффективные!
0
Я имел в виду, конечно не рекомендации, а идею. Извините за некорректную формулировку. Тогда спасибо за идею)))
0
:) наши за что извиняться :)
в любом случае — пожалуйста
0
Хм, когда человек действует исключительно по заданному «правильному» шаблону — это не совсем то. Это можно и обезьяну научить. Для успеха, мне кажется надо капать глубже.
+1
Я тоже считаю, что копать надо глубже, да и вообще копать надо (это я про самоанализ и самопознание). Но увы реальность иногда требует решений и даже метод по «включению» внутреннего наблюдателя не всегда оправдывает себя, т.е. когда от сотрудника требуется определенный минимум действий, то и внутренний наблюдатель только навредит, например сотрудник новичок в профессии/должности/статусе. А вот для продвинутого уровня уже необходимо. Я хочу сказать, что самоанализ важен и нужен, когда есть опыт — объект анализа.
0
Конечно, «не включать» проще и удобнее, чем «включать» для того же тренера, т.к. не требует дополнительной работы. Вот только окончательный результат при «включенном» и «отключенном» самоанализе очень разный получается, на мой взгляд. Именно поэтому — я за «включенный» :)
0
В самом начале дискуссии Юля П. задает вопрос о том, можно ли поставить знак равенства между самоанализом и самопознанием. На мой взгляд — нет. Самоанализ — это мыслительная деятельность, самопознание требует не только этого, но и практической деятельности.

Если говорить о моделировании ситуации развития навыка самоанализа, то, имхо, требуется несколько вещей:
1. представление об эталоне/эталон
2. опыт практической деятельности и затруднения, возникшие на пути к эталону
3. релевантная обратная связь
4. навыки анализа у всех участников ситуации:)

Я соглашусь с тобой, Марго, что способность к самоанализу и вообще анализу является важной для сотрудников самообучающейся (впрочем, и любой другой) организации. Если я не способен анализировать происходящее, то вряд ли я смогу что-то изменить, а в пределе — выжить.

+2
Полина, спасибо за содержательный комментарий.
В твоем предложение по развитию навыка самоанализа есть пункт «навык анализа у всех участников ситуации» — а это как, если мы как раз ставим целью развить этот навык? :) Или имеется ввиду просто навыки анализа в принципе? владения теми или иными техниками анализа ситуации?
Поясни, пожалуйста.
0
Да, я именно это и имела ввиду. Для того, чтобы уметь анализировать себя нужно в принципе уметь анализировать.
+1
Ага, спасибо. В копилку :)
Вот, кстати, интересно, стало (не обращала просто раньше на это внимание), а техники анализа и самоанализа — одинаковы и разница лишь в объекте анализа? Или всё-таки есть разница?
+1
Мне кажется, что техники одинаковые. Уровень сложности выше из-за сложности объекта:)
0
Может попробуем набросать техники?
У меня вот что первое всплыло:
1. сравнение (из серии найди 10 отличий :) или же gap-анализ
2. SWOT-анализ
3. контент-анализ

Что ещё?
0
Полина, при прочтении твоего комментария возник вопрос — предложение: проведение ТБТ (тренинг без тренера) как раз по возможности развития навыка самоанализа.
Насколько это реально? Что может быть необходимо / достаточно участникам для подготовки к нему?
0
Оксана, эта задача мне кажется не банальной. Она потребует серьезной подготовки, т.к. нужно моделировать разные ситуации, чтобы было что анализировать потом.
0
Полина, это действительно не банальная задача, тем она и привлекательнее. :)
Про подготовку — она, несомненно, должна быть, причем не в режиме «за 5 минут до экзамена», а полноценной выполненной «домашней работой».

Готовы ли мы (рекуклетовцы) провести подобный ТБТ-эксперимент? — (вопрос и к тебе, и к аудитории)
От готовности/неготовности будет зависеть дальнейшее развитие событий.
0
Оксана, я точно не готова сейчас:) И в данном случае подготовка будет неравноценной. Я не вижу как это можно сделать в формате ТБТ. Имхо, — здесь нужен тренер, ну или как угодно назови:). Буду рада ошибаться.
0
Согласна с Полиной, что тут понадобиться серьёзная подготовка. Может лучше на части как-то разбить?
0
Пометка скорее для себя, но вдруг кому-то ещё пригодится:
«Поскольку самому заметить теории, определяющие поведение, трудно, возможно для этого потребуется помощь другого человека… Стремясь развивать способность к самоанализу, мы тем самым представляем друг для друга большую ценность» (с) П… Сенге
0
Очень понравилась тема!
Хотелось бы в неё подчеркнуть с моей т.з. важный момент, который нечетко отслеживается на протяжении топика.
Самопознание может превратиться в самообман, если не будет связано с обратной связью из внешнего мира, поскольку любая система, замкнутая сама на себя, рано или поздно будет генерировать возрастающее количество ошибок. Таковы законы системных процессов.
Linarium великолепно написала о том, что для развития навыков самопознания необходимо релевантная обратная связь.

Более того, мне думается, что здесь есть еще один подводный камень: «западный» подход говорит, что должен быть эталон (он же конечная цель, предполагаемый результат пр. синонимы). Но эталона в самопознании нет (хотя, я могу предположить, что он есть, просто я его не знаю. Но от этого, согласитесь, ситуация для меня не меняется). Таким образом, что бы мы не делали, какие бы operat’ы мы бы не совершали, конечный результат все равно не будет достигнут (по модели ТОТЕ).
Поэтому, скорее всего, нужно признать, что самопознание само по себе (вне определенного контекста) не достижимо левополушарным, аналитическим мышлением, а возможно только правополушарным, образным. Именно правополушарное мышление как раз и характеризуется отсутствием сенсорики в конечной цели (просветление, самопознание, свобода, счастье и др. номинализации) и фактически представляет собой сплошной operate фактически без тестов (либо с несенсорными тестами) – т.е. при минимуме обратной связи из вне. Вот только жаль, что Будда был один, а стремящихся к пробуждению и недвойственности, но так и не достигших их – много, практически – все остальные.

Поэтому, контекстный анализ (самоанализ или самопознание себя в определенном контексте) возможен и необходим «левополушарными» инструментами, базовые принципы которого перечислила Полина. Как только фрейм времени, контекста и конечной цели размывается, этот процесс переходит в «правополушарный», образный. Как раз, как я понял, и были посвящены посты в начале темы.
Как вам такое разделение, коллеги?
+1
Я вот о чём подумала после твоего комментария: самоанализ и самопознание могут быть разными процессами. Первый — как раз контекстный и требующий обратной связи из вне. Второе — процесс более внутренний и «левополушарный». И тогда и «инструменты» развития одного и другого будут различными.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.