Расстановка приоритетов в коучинге T&D инструментарий

В своей работе с клиентами я часто сталкиваюсь с тем, что многим из них сложно расставить приоритеты не только по задачам, которые стоят перед ними в рамках того или иного проекта, но и при самом выборе приоритетного проекта. Особенно часто к коучу обращаются люди, которые находятся на перепутье – не знают, куда им двигаться дальше. Перед ними стоит вопрос выбора, и определиться им помогает не только диссоциированный взгляд на себя и представление о балансе в их жизни, но и расстановка приоритетов.

В XXI веке перед нами открываются безграничные возможности для реализации различных проектов, как в бизнесе, так и в личной жизни. Пожалуй, единственным ограничением остаётся время – которого, с одной стороны, постоянно не хватает, а с другой стороны, она подталкивает нас тому, чтобы мы брались лишь за те дела, которые по-настоящему важны для нас. Эти дела или, в широком смысле, проекты должны гармонично вписываться в нашу картину мира и быть экологичными по отношению к окружающим нас людям. Именно поэтому, делать выбор в пользу одного из приоритетных направлений важно после того, как в рамках предыдущих коуч-сессий, клиент составил колесо своего жизненного баланса.



Шкалирование по нескольким критериям

А теперь, от теории к практике – если клиент не может определиться, какой проект является наиболее приоритетным для него:
1. Попросите клиента перечислить проекты, из которых ему необходимо выбрать (желательно не больше 5 штук). Это могут быть, например:
a. Рождение ребёнка
b. Дополнительное образование
c. Покупка квартиры
d. Открытие своего дела
e. Переезд заграницу
Проясните значимость каждого проекта, узнайте, почему каждый проект важен для клиента. Попросите клиента определить, к каким результатам и последствия приведёт его каждый проект и в какие сроки. Убедитесь, что по каждому проекту у клиента есть видение.

2. Затем, попросите клиента определить критерии, по которым он будет принимать решение, например: минимальные финансовые затраты ($), экологичность (℮), ощущение собственной свободы (≈).

3. Затем оцените каждый проект или вариант на шкале от 1 до 10 по этим 3 критериям, например:
• Ребёнок 1______℮___≈_____$_________________10
• Образование 1_____$________℮_≈_____________10
• Квартира 1___$_____________________≈___℮___10
• Своё дело 1______________$___________≈__℮__10
• Переезд 1____________$__℮____________≈_____10

4. Затем, попросите клиента проанализировать свой выбор.

5. Спросите у клиента, насколько результат, который он получил, соответствует его ожиданиям. Какой проект он выбирает.

6. Проверьте экологичность этого решения, например: “Представь, что ты сделал выбор, и у тебя есть возможность заглянуть в будущее (на 1 год, 3 года, 5 лет, 10 лет вперёд). Что ты там видишь, если бы ты вернулся назад, ты сделал бы этот же выбор? Почему?”

7. Подведение итогов, первый шаг, обратная связь и домашнее задание.

Надеюсь, использование этого инструмента принесёт вам много благодарных клиентов и поможет повысить эффективность коуч-сессий. Кроме того, возможно, эта работа натолкнёт вас на интересные мысли по модификации имеющихся инструментов, для решений вопросов не только в ситуации выбора.

Марина Брагина — бизнес-тренер, коуч

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
Марина, приветствую.
Как вы считаете уместно ли выделять одинаковые критерии принятия решений под разные проекты? Нужно ли учитывать иерархию критериев?
Исходя из пункта 3, вашего примера, создается впечатление что это не важно, а решение принимается простой суммой баллов?
Было бы интересно увидеть указанный вами пример полностью в цифрах и пример решения которое в итоге принял этот вымышленный герой.
А сам инструмент безусловно заслуживает внимания, и если я ничего не путаю то авторство этого метода приписыватеся Томасу Леонарду, за что ему наше мысленное спасибо:-)
+1
Вячеслав, здравствуйте!
Иерархию критериев я не учитываю, т.к. если критериев всего 3 — значит они сами по себе очень важны. Однако было бы ошибочно утверждать, что решение принимается только исходя суммы баллов. После того, как подсчёт окончен, коуч предлагает проанализировать полученный результат, рассказать, насколько он удовлетворяет клиента. Иногда, в этот момент у клиента происходит открытие, что ему важны совсем другие критерии, основанные на его глубинных ценностях. Этот инструмент позволяет запустить аналитический механизм и «раскачать» «упёртого» клиента, который уверен, что решение принять «невозможно». Томасу, конечно, спасибо, надо будет ознакомиться с его работами:) но этот метод родился у меня опытным путём, что ещё раз доказывает существование вселенского разума :)

С уважением, Марина.
+1
имхо, по разным проектам можно задавать совершенно одинаковые пять вопросов мгновенного коучинга, которые сформулированы школой системно-интегративного коучинга в лице Ивана рыбкина и Эдуарда Падара. Кстати, завтра, 29 февраля состоится бесплатная презентация школы (м. тульская). Напишите мне, чтобы узнать подробности :)
0
А я бы здесь говорила об управлении проектом: если рассматривать все эти пункты как часть одного большого проекта. Нужно их спланировать так, чтобы общая картинка не поехала. Мне иногда помогает перенос бизнес-технологий в личную жизнь. Если расписать по всем пунктам бриф проекта, необходимые ресурсы, сетевую диаграмму и т.д. Получится ясная и структурированная картинка. Это не так сложно, но очень помогает и мотивирует, на мой взгляд.
Кому-то это покажется скучным, но я правда считаю, что если есть какой-то полезный нструмент, то почему бы его не использовать себе на благо.
+1
Поделюсь своим опытом. Колесо — это здорово. Но не все люди готовы так подробно детализировать свою активность в жизни. Я в коуч-сессиях с моими партнерами (клиентами я их не считаю, так уж получилось:) ) говорю о трех направлениях: личное (ближайшее окружение, семья), социальное (работа) и творческое (самореализация и удовольствие). Очень часто бывает сложно разграничить эти три сферы, настолько тесно они переплетены друг с другом. Но при этом довольно легко найти ресурсное состояние для достижения конкретных целей в каждой из этих сфер. И когда достигнута одна цель — на ресурсном подъеме еще легче достигается вторая, а за ней и третья. Если же партнеру сложно реализовать свою цель, значит, она была не подлинной целью этого человека, а чьей-то чужой. Очень важно определить конкретные несложные шаги (100 шагов — интересный инструмент) по достижению этой цели и сроки их реализации. Коучинг для меня — процесс совместного развития с моими партнерами, потому мы учимся друг у друга максимально возможному и максимально эффективному достижению своих целей.
+1
Юлия, а что за инструемент «100 шагов»? Может опишите отдельным топиков в блоге «T&D инструменты», было бы интересно.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.