Игра глазами психолога Бизнес-игры: учимся играючи

Делюсь статьей о психологии игры, которую написала моя коллега — Татьяна Львовна Готлиб.

Меня лично этот текст заставил заглянуть в прошлое и вспомнить как игры, которые я предпочитала в детстве, так и роли, которые выбирала в каждой игре.

Анализ оказался занятным. Я, например, поняла, что начала выигрывать только в тот момент, когда перестала бояться проигрывать. А это случилось уже в довольно сознательном возрасте. Поэтому в детских играх я почти всегда была аутсайдером.

Возможно, Вы тоже проведете такой мысленный эксперимент и поделитесь своими наблюдениями в комментариях.

Игра глазами психолога

Дети, примериваясь к взрослой жизни, играют в то, что они уже большие: в «дочки-матери», в доктора, в школу, в магазин. Играют в войну, воспроизводят фрагменты из любимых книжек и фильмов. Эти игры сродни театру, где у каждого своя роль, свой характер. Психологи на основании детских ролевых игр зачастую делают важные выводы об отношениях в семье ребенка, его родителях и учителях, его статусе среди сверстников.

Помню один забавный случай из периода, когда я работала психологом-консультантом в Израиле. Ко мне обратилась воспитательница детского сада по поводу четырехлетнего мальчика. Маленького и робкого Шмулека обижали и третировали другие дети; даже в играх он всегда оказывался в роли жертвы. Я предложила воспитательнице дать ему в праздничном представлении по случаю Хануки роль предводителя войска, которое в бою побеждает врагов. Женщину очень увлекла эта идея, и она принесла из дома золотой шлем и меч.

Перед началом праздника дети, как обычно, садились в кружок вокруг воспитательницы, и я могла наблюдать, как Шмулек, в прямом смысле слова, не мог найти себе места. Как только он подходил к свободному стульчику, сидящий рядом ребенок восклицал: «Здесь занято!», и так повторялось несколько раз. Потом началось представление, «наши» геройски победили, Шмулека в золотом шлеме и с мечом в руках взгромоздили на стол и чествовали громкими криками.

После этого воспитательница предложила детям снова сесть в кружочек. И тут произошла удивительная вещь: Шмулек подошел к мальчику, который был вдвое крупнее его, схватил его за курточку, поднял со стула и со словами: «Это мое место!» уселся. И никто ему не возразил.

Через пару дней я позвонила воспитательнице и спросила, как дела у Шмулека. «Очень хорошо, — сказала она. — Только дерется много».

В детстве и, особенно, в подростковом и юношеском возрасте мы много играем в командные игры. Это период социализации, когда формируется «чувство локтя», ощущение принадлежности к группе, когда особенно важна групповая сплоченность. В игре сразу заметно, что для кого-то на первом месте личный успех, а для другого — победа команды. Очень показательно, какую роль предпочитал в детстве мальчик, играя в обычный дворовый футбол, что он при этом чувствовал. Один всегда был нападающим, получал удовлетворение от забитых голов. Другой «стоял насмерть», защищая ворота. Третьему больше нравилось амплуа полузащитника, который влияет на игру в целом. Мои клиенты всегда удивляются, насколько мало изменились их установки с той, детской, поры. Один по-прежнему «идет на прорыв» в бизнесе, другой — надежный финансовый директор, а третий — умелый организатор.

Наблюдая за игрой в карты, кости можно определить стиль мышления игрока, особенности его темперамента и эмоциональной сферы, скорость реакции, способность перестраиваться, отказываться от стереотипов, менять тактику, уровень притязаний, самоконтроль, отношение к победе и к проигрышу и многое-многое другое. Кто-то проявляет активность и наступает, другой занимает выжидательную позицию. Этот азартен, сильно рискует, а тот чересчур осторожничает. В повести Агаты Кристи «Карты на стол» ее излюбленный герой Эркюль Пуаро, который всегда использовал психологический подход, определил убийцу из четверых подозреваемых исключительно по стилю игры в бридж.

Есть люди, которые меряются силой, ловкостью, умом с другими людьми. Они предпочитают ситуации, в которых от них, от их способностей многое зависит. А другие стремятся играть с судьбой, опираются не на расчет, а на интуицию, либо уповают на везение, удачу. Этот тип любителей играть с судьбой преобладает среди игроков в рулетку, на бегах, хотя там встречаются и другие, у которых своя «математическая система».

К своеобразному характеру игрока обращались классики русской литературы – Пушкин, Достоевский. Многие известные люди были азартными игроками, проигрывали состояния. Однако, в то время карточные игры, помимо всего прочего, имели статус принятых в обществе развлечений. Как хорошее вино за ужином — если им не злоупотреблять. В наши дни азартные игры не имеют такого «светского» характера, и специалисты часто рассматривают страсть к ним как патологическую зависимость сродни алкогольной или наркотической, которая деформирует личность и приводит к социальной деградации.

Подобной зависимостью можно считать и чрезмерное увлечение компьютерными играми, уводящее человека от реальной практической деятельности и живого общения в вымышленные миры фэнтези.

Здесь приходит на ум интересная параллель. В первобытном обществе люди трудились ради пропитания только треть года. Две трети года они посвящали ритуальным праздникам в честь богов — обожествляемых предков и сил природы. Иными словами только треть своей жизни они отдавали практической, земной, бытовой деятельности, а две трети — служению священному, сакральному, магическому. С учетом этого знания обращение нашего современника к виртуальной реальности компьютерных игр, можно объяснить как попытку отстроиться от «быта» и ощутить себя магом, обладающим особой силой, властью, всемогуществом — так же, как это делали его далекие предки.

Источник: http://formatta.ru/pages/id/137

Комментарии (26)

RSS свернуть / развернуть
Недетский заголовок

Во что ими можно играть? :)))
-1
Юрий, я не поняла ваш вопрос. Честно.
0
Простите великодушно :) не удержался
поясню, конечно…

Читаем заголовок…

Игра чем? кого?

лично мне стало как-то не по себе :)
+1
эээээ, ну теперь я поняла, хотя с трудом
то ли у меня обостренное чувство фразеологии (сказывается филологическое образование), то ли я зашорилась
не знаю даже, что сказать
0
статья прекрасная, мне очень понравилась :))
0
смеюсь:))

мне кажется, что из глаза психолога может получиться хрустальный шар:))

еще вариант — глазами психолога могут играть в пинг-понг две субличности:)
или — три парки играют на глаза психолога:)
+2
Полина, вариаций на тему может быть много :))))))))
0
Анна, я надеюсь, что Вы не расстроились, получив шутейные комментарии на статью.

Я с большим уважением отношусь в Татьяне Львовне Готлиб и мне очень понравилась статья.

0
Ух, как у вас тут весело…
Ко мне перестали приходить уведомления об оставленных комментариях (почему-то), я и не знаю, что тут такая жинь :)
Полина, я не обижаюсь совсем. Хотя такое количество флуда, конечно, немножко настораживает…
0
Я рада, что Вы с юмором отнеслись:) Ниже — содержательный вопрос:)
0
Аня, мне понравилась статья. Тоже вспомнила свои детские игры. Я очень расстраивалась, если проигрывала или если меня не принимали в игру… Также я чаще хотела занимать лидерские позиции. И если лидером меня не выбирали, я страдала..)) Видимо и во взрослой жизни порой расстраиваюсь, если что-то не получилось (сильнее, чем этого требует ситуация ):)
Откуда это тоже недавно поняла — родители настраивали, чтобы я была победителем во всем (им казалось, это правильно)… и если я не побеждала, то наверное боялась их расстроить… И культ лидерства в семье присутствовал (от папы), так как он им был и есть. В работе игры сохранялись и только после рождения собственного ребенка я все пересмотрела и освободилась от этих «иррациональных убеждений» :) Хотя иногда продолжаю расстраиваться, но уже намного меньше.

Кстати, наверняка очень полезно анализировать свои игры в работе со взрослыми… и в тренингах тоже…
0
Юля, спасибо.

У Тани Готлиб есть практика анализировать поступки, характер и карьеру человека по первому детскому впечатлению и по любимой детской сказке. Помню, мне это в свое время «взорвало мозг» (когда я поняла, что моя любимая детская сказка — «Братцы-лебеди», это та, где девушка голыми руками из крапивы вяжет рубашки братьям и молчит. Ужас, в общем).

А сейчас мне кажется, что по детской игре и по роли в этой игре тоже можно очень много про человека сказать. Наблюдала на днях за детишками в детской зоне торгового центра, они что-то строили из «лего». И сразу видно: один строит так, чтобы повыше, другой — чтобы понадежнее, а третий ломает то, что другие построили… Симптоматично :)
+1
Аня, ТОЧНО! Сказки любимые о многом могут сказать. Моя была наверное… «Золушка» :) Интересно, о чем это говорит? хм… Принца я долго выбирала, это точно :) А вот если на работу перенести…? Надо проанализировать связи!

Что касается игр, то интересно, что при приеме студентов на MBA в Гарвард, смотрят, чтобы кандидаты предпочитали игры соревновательные. А при приеме в Стенфорд — игры командные. Неспроста )

0
Последнее — точно неспроста.
Это вообще хороший диагностический показатель для культуры компании, мне кажется…
+1
Аня, я правильно понимаю, что Вы используете этот прием при проведении оценки?
0
Полина, какой именно прием?
Анализ сказок и первого детского впечатления используется при проведении индивидуального ассесмента.
Все остальное — это мы тут с Юлей додумываем :)
0
Да, я так и поняла. Я про индивидуальный ассессмент. Приемом я назвала «Анализ поступков, характера и карьеры человека по первому детскому впечатлению и по любимой детской сказке».
0
Полина, да, в индивидуальном ассесменте эти вопросы затрагиваются (не даром его второе название — «глубинное интервью по жизненным событиям»). И в коучинге, насколько я знаю, тоже, т.к. помогают человеку лучше осознать себя.
+1
Аня, у меня просьба-вопрос. Что Вы можете порекомендовать почитать на тему игры кроме Homo ludens и Игры в бисер?
0
Игру в классики Кортасара :)))

Если серьезно, то я знаю не так много работ по теории игры. Homo ludens, на мой взгляд, лучшее из всего что есть.

Еще у Эйгена Финка есть монография про феноменологическую сущность игры: «Основные феномены человеческого бытия».

У Б.Эльконина — монография «Психология игры» — классическая работа, но в основном про детскую игру.

Про Бернса (Люди, которые играют в игры) и без меня все знают :) Хотя там, конечно, очень специфическое понимание игры.

Про деловые игры стоит читать только западных авторов — у нас ничего хорошего пока не написали, сплошной совок. Хотя первая в мире деловая игра прошла именно в СССР, как известно.

+1
да, про Кортасара я забыла как-то.

Спасибо большое!
0
Прошу прощения, уточняющий вопрос. Где имено Вы используете индивидуальный ассессмент и «глубинное интервью по жизненным позициям» с вопросами о детских впечатлениях? в индивидуальной психотерапии по заказу «пациента» или в корпоративном ассессменте по заказу корпорации?
0
Мария, индивидуальный ассесмент (он же — глубинное интервью по жизненным событиям) — это форма индивидуальной психологической оценки человека с целью определения его сильных и дефицитарных сторон, потенциала и барьеров на пути к успешному выполнению своих обязанностей на определенной должности. Используется, как правило, в отношении топ-менеджерского состава корпораций, где цена ошибки очень высока и многое зависит от персональной готовности человека (в т.ч. психологической) к принятию определенных решений, от совпадения культур, от психологической совместимости членов топ-команды и т.д и т.п.
Индивидуальный ассесмент представляет собой многочасовое структурированное интервью с оцениваемым менеджером, которое проводит профессиональный консультант. Это интервью включает в себя, в том числе, те вопросы, о которых шла речь выше (о детских впечатлениях, о сказках и многое-многое другое).
Техника индивидуального ассесмента — не наше изобретение. Она используется во всем мире с 1940-х годов. В числе основателей метода — американская консалтинговая компания RHR International. У них такая оценка называется PDG (personal development guide). Процедура та же, как я описала выше, на выходе человек получает тот самый guide.
Насколько можно подробно об индивидуальном ассесменте написано тут: formatta.ru/pages/id/297.
Индивидуальной психотерапией наша компания не занимается, мы работаем в сфере HR-консалтинга с корпоративными заказчиками. Оценка методом индивидуального ассесмента проводится по заказу корпораций. О том, кто может выступать заказчиком и что является результатом, можно прочитать по ссылке.
0
Спасибо, поняла. Правильно ли тогда, что такая форма работы должна сопровождаться чем-то вроде трехстороннего соглашения (заказчик, консультант, консультируемый), как при коучинге, в том числе об ожидаемых результатах и конфиденциальности? ссылка, к сожалению, не открылась, сейчас попробую через Ваш сайт.
0
Конфиденциальность оговаривается, безусловно. Если заказчик и оцениваемый это разные лица (бывает просто, что индивидуальный ассесмент человек заказывает сам для себя), то делаются два отчета — один для заказчика, другой для оцениваемого. Как вы понимаете, они могут разниться, иногда значительно, т.к. делаются с разной целью. Оцениваемый также обязательно получает обратную связь.
0
еще раз ссылка: formatta.ru/pages/id/297
странно, что не открывается…
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.