• stt
  • 25 сентября 2011, 14:53

отчет о секции "Современное электронное обучение", HR & Trainings Expo, 22.09.11 Конференции

Спасибо за предоставленную возможность посетить интересную секцию, спешу поделиться услышанным, итак…

goo.gl/iFONv — ссылка на HR&Trainings Expo
goo.gl/xpNXq — аудиозапись выступлений

Первыми выступали Роман Мандрик, генеральный директор компании ActionLearning и Лариса Волоконцева, менеджер отдела обучения дистрибьюторов ООО «Амвэй».

Тема «вовлечение в e-learning и его влияние на эффективность»
Вступительное слово Романа: информационный «шум» сегодня велик, людям трудно впитывать информацию, возникает «клиповое» мышление – восприятие кусочков информации, и главное в этом потоке заинтересовать.

Пример: 15 сек чернобелого кино можно уложить в 2 сек. Кино 2011, поэтому успешное электронное обучения это:
•привлечь внимание
•донести материал
•проверить усвоение материала
•провести проверку знаний.

Причем верхний пункт появляется последним и ставится на нулевое место, как начало вовлечения.
Ибо если ничего не происходит, человек устает и теряет внимание.
Реклама, кино, игры, приучают к качеству контента. А что при обучении? Слайды, текст, в лучшем случае видео.

Современное поколение «Generation Y», родившееся в 70-90х годах, это цифровое поколение, привыкшее к обилию контента, facebook, интернету и им трудно смотреть просто текст, они привыкли к контенту (далее при выступлении Северсталь было сказано что средний возраст у них 40 и была затронута тема обучения взрослых).

Роман привел статистические данные возраста работников компаний:
•Связной 23
•Coca-Cola 27
•Citibank 25
•Му-му 25
•GM Автоваз 28
•МТС 29

Далее 2 рассказа из опыта компании Action Learning. Первый — обучение сисадминов, по работе с новым сервером HP, заказчик HP.

Вызовы: сисадмины настроены агрессивно при вторжении в свою культуру, их так просто не обучишь)
Цель: рассказать про функции современного сервера …

для того чтобы вовлечь, был проведен опрос сисадминской фокус группы в 5 чел, на темы чем дышат? что интересно? вывод: все играют в компьютерные игры, это всем интересно.

Решение: сделали игру – злые юзеры ломающие сеть (бухгалтеры, экономисты и прочие), добавили циничного юмора (офис компании Мосглавстройрыбсветпроект), цель игры чинить сеть, в процессе игры сисадмины узнают новые свойства сервера.

Результаты: через месяц после запуска количество игроков с 2.000 увеличилось до 330.000.
Причем 87% усвоили весь материал за месяц (из тех кто сдал финальный тест).
Обучение было добровольным, курс можно было пройти по желанию, никто насильно не заставлял.

В заключение был приведен факт что ВВС Великобритании отмечают на 60% повышение эффективности обучения при использовании серьезных игр.

Далее слово взяла Лариса Волоконцева – менеджер отдела обучения дистрибьюторов AmWay.
Задача: охватить всех 600.000 дистрибьюторов, донести особое отношение к БАДам (биологически активные добавки), замотивировать.
Проблемы: как донести? Как доказать исключительность БАДов AmWay Nutrilite.

В 2010 запущен e-learning – ясно что нужно использовать его…
И поехал Action Learning в США …… на фермы AmWay, и проникся здоровым духом БАДов, увидел что все экологическое чистое, сушеные божьи коровки сыпятся в чан ))).

В результате появился курс, передающий эффект «пришел, увидел, ощутил». Виртуальная экскурсию, ее ведет первое лицо компании, гуру и почти живой бог для поклонников Nutrilite – сам этот факт уже вовлекает.
Факт 2 – можно двигаться и поворачивать изображение влево право – тоже интересно. Курс сделан в виде информационных роликов, инфографики, кликабельных значков «i» на картинках. Вобщем это интересно, двигаться, узнавать факты, слушать видео и …. обучаться.

Как такое обучение повлияло на продажи – нам не рассказали, но посещаемость LMS увеличилась на 58%).

Проблемы: каналы связи, оно и понятно, такой контент требует хорошей пропускной способности. Поэтому сейчас AmWay планирует записать DVD и разослать для обучения.

Стратегия успеха и почему курс «пошел»:
•Деятельностная методология
•Современные интерактивные технологии высокого качества
•Контент высокого качества как секрет успеха.

В конце представитель Action Learning провел небольшой пиар и ликбез: «Тратьте на курсы больше! )», ибо есть порог эффективности (привел пример с рекламой), дорогая реклама имеет лучший эффект. И сказал о проблемах:
недооцененность e-learning решений бизнесом;
недостаток экспертизы из смежных областей;
естественная инерция рынка;

на этом первая часть закончилась, десяти минутный перерыв на кофе.

16:00 – 16:45 «Северсталь».
Елена Погодина, руководитель системы электронного дистанционного обучения,
Анна Львова, начальник отдела управленческого обучения, руководитель корпоративной программы «Достичь большего вместе».

Тема: «Blended learning в обучении руководителей горно-металлургической компании»
В компании 84.000 чел, поэтому вопрос нужности e-learning даже не обсуждался.
В начале выступления нам кратко рассказали о компании, подразделениях, о 5 корпоративных ценностях и цели к 2012 г. стать лидером во всем, в т. ч. И по прибыли.

Дальше будет рассказано про корпоративную программу ДБВ – достичь большего вместе, а пока послушаем про этапы развития СЭДО (система эл. дистан. обучения — термин Северсталь) и о применении смешанного обучения blended learning. Кстати Северсталь получила в этом году приз «Золотая триада» за «Лучшее внедрение системы электронного обучения в горно-металлургической компании».

2002 – защита концепции, зарождение
2003 – старт, есть 5 управленческих курсов, обучено 300 чел. аудитория: менеджеры, руководители
2004-2005, добавляются курсы по компетенциям, управлению временем и прочим софт скиллзам.
2006-2007 обучение проектных менеджеров, лидеров цеховых команд …
2008-2009 обучение экспертов в предметных областях, рук-лей среднего звена
2010-2011 учатся все сотрудники компании, создан тренажер шахтная печь (приз ElearnExpo AWARDS-2011)
2012-2015 формирование стратегии, расширение способов доставки контента.

Сейчас в библиотеке СЭДО: 250 курсов, 3.500 часов учебного времени, 7.000 тестовых вопросов.

Под blended подразумевают: очное, e-learning, DVD диски, e-mail, книги.
Суть обучение – создать мотивацию к достижению своих целей.

Средний возраст сотрудников 40+, первое смешанное обучение провели в 2006 году.
Общая схема blended learning: самообучение как основа, затем очное и электронное, венчает все оценка экспертов, масса обратной связи и везде красной нитью проходят базы учебных данных.

Виды blended learning ( «типы интеграции» в терминах Северсталь):
  1. очное обучение с электронной компонентой, e-learning дополняет очное. Без взаимопроникающих мероприятий.

  2. акцент на e-learning c доп. очными сессиями, очные встречи с тьюторами, обязательный формат обучения, нужно пройти не менее 70%.

  3. оценочная форма обучения, неразрывное очное и электронное обучение. Навыки, полученные в e-learning закрепляются, отрабатываются на очном обучении с экспертами.



Ответ Северстали на вопрос: когда ж начинать использовать e-learning?
•падает охват персонала
•традиционные формы уже не работают
•есть e-learning инфраструктура

Программы смешанного обучения:
МС – молодой сотрудник, 18 курсов
PM – менеджер проекта, решение кейсов, встреча с экспертами.
Кадровый резерв
ДБВ – достичь большего вместе, программа введена в действие с 2010 г

Подробнее про ДБВ продолжила рассказывать Анна Львова.

Цель ДБВ – к 2012 стать лидером по совокупным показателям прибыли. ДБВ должен менять подход к работе в головах. Продолжительность программы 1 год, целевая аудитория — ключевые руководители (коих 300 чел
Всего пять модулей. 3-й модуль проводится на местах, остальные в Москве.

Модуль 1: стратегия, миссия, ценности, ключевые проекты, БСС.
Модуль 2: управление сотрудниками, подбор персонала
Модуль 3: управленческие решения
Модуль 4: эффективность работ
Модуль 5: подводят итоги обучения

После каждого модуля есть электронный курс, закрепляющий полученные знания. Перед каждым модулем, новый поток обязательно проходит электронный курс и к очной части они приходят более подготовленными.

Длительность каждого модуля 2-3 дня.

Участники обучения продолжают работать, но им выделяют дополнительное время на обучение.
Как происходит:
Участники – лидеры бизнеса, преподаватели, эксперты, фасилитаторы
Есть ДЗ – (выполнение отслеживается через портал)
Цель портала: обмен мнениями, обучение
E-learning: есть обязательное курсы, есть рекомендованные
литература: есть обязательное чтение, есть рекомендованное к модулю (до и после модуля)
коучинг и индивидуальное развитие для Топ 300
командировки по обмену опытом и внедрению БСС (Бизнес Система Северсталь)

Далее были отрывки из курса «диалог о целях», учебный персонаж – начальник участка Сергей Смирнов.
Пример похожего ролика можно найти на сайте разработчиков (Премиум Консалтинг). Сделано в Articulate.

В 2012 г. Планируют обучать «американцев», и перевести на англ. язык портал, курс ценности бизнеса и диалог о целях, Анна похвастала что несмотря на разницу культур, все сотрудники знают назубок 5 ценностей компании.

Что интересного: хороший пример взаимодополняемости очного и электронного обучения и использования e-learning портала для общей координации. Конец второго выступления.

17:10 Слово вновь у Action Learning, на этот раз выступают:
Дмитрий Зеливанский, руководитель департамента образовательных технологий
Павел Лебедев, креативный директор

Тема: методология создания вовлекающих обучающих решений.

Методология была показана на примере создания курса для AmWay.
Задача: «релонч бренда» как выразился Павел, обучение менеджеров продаж, ну и сделать так чтобы курс захватывал с первых секунд.

Результаты: за 3 мес. курс прошли около 1.000 чел совершенно без принуждения, и это те, кто сдал тест, реально прошедших обучение больше. Курс обязательным не является.

Как построен курс ?, есть 4 серии продукции для уборки/стирки, цель увеличить продажи всех продуктов, а не двух-трех из 30. При исследовании выяснилось, что учить нужно не продавать, учить нужно, что использовать и когда, ибо менеджеры зачастую просто не знали свойств чистящего средства и схем применения.

Была предложена игра по уборке квартиры с сюжетом: у вас день рождения, вы летите домой, приезжаете из аэропорта домой … а там бардак. Скоро придут гости, нужно навести чистоту.
И поехали …. След от ботинка – выберите чистящее средство из 4 групп, подсказки «да, это идеальный выбор» или «не идеальный выбор + объяснение». Помимо этого есть развлекательны элементы – поправить криво висящие часы на стене например … Уборка ведется в прихожей, на кухне, в детской (средства для детской чистки), в спальне (грязное белье) – от простых средств к сложным, требующих средства до чистки, собственно для чистки и после чистки (джинсы со следами грязи и травы).
Тестов в курсе нет, хотя действия обучаемого учитываются (какие действия принял, с какой скоростью, % правильных, какие были варианты ..). Идет обучение в процессе игры, вовлечение достигается тщательно и прорисованной спланированной картинкой, фоновой музыкой и процессом…

Павел и Дмитрий говорили много и увлеченно, суть сводится к следующей методологии:



Что было интересного для меня: убедился, что при создании e-learning курсов я делал все правильно, выбирая шрифт, размер, появление шрифта, размещение информации на слайде, интересные иллюстрации, подачу материала и прочее.

на этом все, если что забыл спрашивайте, постараюсь вспомнить)

Станислав.

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
Пожалуйста, пользуйтесь тэгом Cut для того, чтобы скрыть основную часть текста под надписью «Читать дальше».
Для этого просто установите курсор в ту часть текста, после которой остальной текст необходимо скрыть и нажмите ножницы на панели инструментов.
0
Станислав, спасибо большое за такой подробный отчет! Очень интересная информация.
0
Да, всё-таки e-lerning всё больше развивается и всё больше именно в игровую сторону.
+2
через пару лет будем слушать доклады про 3D обучение и серьезные игры.
0
В Европе они уже вовсю идут. Через пару лет может и к нам придёт :)
+2
Проблема большинства заказчиков e-learning курсов в том, что они не совсем адекватно представляют процесс разработки курса, и как следствие — требуют от разработчиков подготовить супер-курс в супер-сжатые сроки и, естественно, за минимальные деньги. Результат, как правило, НЕ супер. То есть, заказчик может быть доволен результатом, но если бы на разработку было отведено времени столько, сколько нужно, а бюджет проекта утверждался на основании разработанного сценария, а не по принципу «есть столько-то денег, укладывайтесь в этот бюджет как хотите...», то курс мог бы получиться значительно лучше (эффективнее).

Насколько я знаю, компания Амвэй очень хорошо потратилась на разработку своего курса. Когда Романа Мандрика попросили озвучить стоимость проекта, он не признался, сказал, что сумма неприлично высокая :) Но этому есть объяснение — команде разработчиков пришлось выезжать в США. Но сам курс судя по описанию представляет собой не игровой проект, а красивую презентацию, вовлекающую за счет ВАУ-эффекта.

В большинстве случаев можно добиться максимального обучающего эффекта при гораздо меньшем бюджете. Для этого, как я уже писала выше, нужно дать разработчику достаточно времени для создания хорошего продуманного сценария плюс нужна активная вовлеченность в процесс разработки со стороны заказчика.

Ну а доклады про 3D обучение и серьезные игры уже вовсю докладываются :) Профессиональное сообщество ElearningPro не дремлет. Но, на мой взгляд, пока в этой области нет ни одного достойного российского решения. Нам есть куда расти и на кого равняться.

+4
Марина, вы совершенно правы. Рынок электронного обучения потому и находится в такой… ситуации (технологии и методология давно позволяют делать на порядок более результативные решения, а де-факто это используется очень редко). Для статистики: в США нормальный курс под клиента стоит минимум $100К.

По поводу курса для Amway — это не только презентация, но и игра-квест, к сожалению в силу технических сбоев на мероприятии не удалось показать все. Там очень серьезная игровая механика.

А 3D — тут тоже ничего нового с точки зрения digital-технологий. Плюс надо понимать, что оно не всегда уместно (например обучение людей 40+ лет с консерватиным пользованием ПК).

Серьезные игры уже многие кто кто делает — мы в том числе. :) скоро покажем — как всегда будет дорого, очень качественно и обязательно с влиянием на продажи. :)
+1
Классно! Мне очень симпатичен ваш подход :)
Удачи в новых проектах!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.