Корпоративная культура Китая Корпоративная культура

Как-то повелось, что когда разговор заходит о национальных особенностях корпоративной культуры, то в подавляющем большинстве случаев в качестве примеров приводятся Американская и Японская: и на лекциях в ВУЗах, и в книгах, и на тренингах и семинарах, посвященных корпоративной культуре и корпоративным ценностям.
Никто не станет спорить, что сейчас активно развивается Китай и наступает на пятки лидерам рынка. Даже Forbes пишет «Эра Китая уже наступила. Бизнесу всего мира пора учиться жить по новым правилам». Поэтому будет полезно познакомиться с особенностями китайской корпоративной культуры, чтобы как минимум понимать то, как она может повлиять на те или иные бизнес-процессы.

Китайская корпоративная культура очень своеобразная и при этом очень сильная по своей сути: в Китае всё очень четко, очень строго и крайне патриотично:


Для затравки цитата о китайском мировоззрении, которое определяет всё остальное:
«базовая категория китайского мировосприятия – это не индивид, а некая жизненная общность, которая имеет иерархическую природу. В ней индивидуальное «я» подчинено некоему высшему, коллективному единству и им оправдывается. По этой же причине нравственное усилие совершенствования, самопреодоления совпадает для китайцев с чистым опытом жизни «как она есть». Быть собой по-китайски означает жить в полном согласии со своей общественной средой, и в конфликте индивида с обществом всегда неправ отдельный человек. Общество считается беспристрастным и справедливым судьей человеческих поступков»

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КОМАНДА
Китайцы приучены не ставить свое «я» на первое место и открыто заявлять о своих личных интересах и желаниях. На первом месте – дела коллективные, общественные. «Не все так просто в моей жизни, много проблем. Вот американцы Тайвань поддерживают, а ведь надо, чтобы наша страна была сильная и единая», — говорит молодой китайский физик. Или вот тоже вполне типичный ответ китайца на вопрос по поводу зврплаты: ««Ну да, мы мало зарабатываем, но ведь мы не ездим за границу и не видим, как живут другие. И потом, у нас же экономика год от года все выше поднимается».

РУКОВОДСТВО
Прежде всего, бросается в глаза особое положение, которое в жизни компании занимает ее руководитель – по-китайски «лаобань». Начальник — это не должность, а личность с целым набором выдающихся характеристик. Он самый умный, самый сознательный, и он все умеет делать лучше всех.
Именно он единолично принимает практически все решения, касающиеся организации. Только он обладает всей полнотой информации о положении предприятия и скупо делится ею с отдельными служащими. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему держать соответствующую дистанцию с работниками.
При этом вы никогда не добьетесь от китайского руководителя цели, сформулированной по SMART принципам. Да даже просто сформулированной задачи не ждите – вы обо всем должны догадываться сами. «Искусство управлять людьми в том и состоит, чтобы заставить других гадать о том, что у меня на уме. Поэтому я ставлю других в такое положение, при котором они стараются угодить мне. В Китае издавна так повелось: часто то, что не говорится, важнее сказанного, и люди нарочно говорят намеками, чтобы проверить тебя. Вот вершина искусства управления».
Так же считается необходимым и разумным бдительный контроль начальства за действиями подчиненных.

КОММУНИКАЦИИ
Сами китайцы говорят «общение – это западное понятие, а вовсе не китайское. Мы никогда не говорим о том, что значит общаться друг с другом». Каждый китаец с детства приучен держать свое мнение при себе и «проглатывать» обиду и недовольство ради согласия в коллективе. Он старается не обсуждать и тем более не спорить, а «безмолвно постигать» смысл происходящего. Открытый обмен мнениями и тем более противодействие начальнику – вещи совершенно немыслимые в китайской среде.
Вот лишь несколько типичных принципов корпоративного общения в Китае:
1. Действие сообразно обстановке важнее отвлеченной истинности.
2. Речи должны быть туманными и неопределенными, поскольку это дает преимущество в стратегическом противоборстве.
3. Нужно заставить партнера раскрыть свои намерения, а самому не раскрываться.
4. Ведя переговоры, оставляй за собой поле для самостоятельного маневра.
5. Заключив договор, не торопись исполнять его, а «действуй по обстоятельствам».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КЛИЕНТАМИ И ПАРТНЕРАМИ
Здесь определяющую роль играет принцип «изменчивости мира» — новые обстоятельства всегда важнее старых договоренностей. Т.е. для китайцев вполне нормально договориться о поставке в одну компанию, а в итоге продать в другую. А так же принцип «гармонии человеческих отношений», подразумевающий, что нельзя обижать другого человека. Поэтому они практически всегда и на всё говорят «да», даже если потом не могут этого выполнить.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
В китайских компаниях, так же как и во многих других странах считаю, что обязанности каждого человека должны быть определены в соответствии с его способностями. При этом эти «способности» может определить только руководитель, сам сотрудник на это не способен.
Думаю, для понимания того, как построено обучение в китайских компаниях, будет вполне достаточно примера одной из крупнейших телекоммуникационных компаний – Huawei – все новые сотрудник в ней проходят недельный курс подготовки с элементами военной дисциплины. По словам HR-директора «Это делается для повышения боевого духа, дисциплины и командной сплоченности. Наряду с теоретическими лекциями сотрудники начинают с раннего подъема и физических упражнений».

Вот так вот в очень общих чертах можно описать китайскую корпоративную культуру.
Если вам захочется познакомиться с ней поближе, то могу порекомендовать следующее:

1. Книга Владимира Малявина «Китай управляемый: старый добрый менеджмент»
2. Книга Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха
3. Статья «В чем сила, Китай?»
5. Фильм «Страх и трепет» — на самом деле фильм про японскую компанию, но «очевидцы» все в один голос говорят, что представленная в фильме корпоративная культура скорее китайская, нежели японская.

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
ОГО!!! Впечатляет!!!
И тем не менее, при таких коммуникациях и обучении с военной подготовкой они действительно наступают на пятки!
+1
Вот так вот.
Может и правда эффективна любая система, если она система и выдержана в единых принципах?..
Хотя как-то грустно от этого, потому как всегда думала, что есть какая-то «общечеловеческая правда»
0
Спасибо за интересную инфо!

Мой друг, бизнесмен, имеет дело с китайцами. По его словам, китайцы никогда не говорят «нет», соглашаются на определенные условия, а потом… просто не исполняют их. Вот такая психология!
+1
Вполне соотносится с тем, что описано в разделах «Коммуникации» и «Взаимодействие с партнерами» топика.
0
Ты знаешь, а я в какой-то момент задумалась, а может и есть в их «коммуникации» (в первой её части :)) какая-то доля истины? Может это мы уже совсем оформализовались со всеми этими smart и разучились «чувствовать и интуитивно понимать»?
Не могу сказать, что написание топика перевернула мой взгляд на то, что принято у нас, но задуматься заставило однозначно.
0
Приходилось мне иметь дело с «китайскими» руководителями по части «пойми что я хотел сказать»…
0
Пожалуйста.
Самой было очень интересно готовить.

Это в их духе.
А что ещё Ваш коллега рассказывает? может рассказать?
Было бы интересно узнать больше подробностей от тех, кто непосредственно работал или работает с китайскими компаниями.
0
Могу сказать, что китайцев не любят — еще больше, чем «черных». Они словно саранча — налетают стаей и выжигают все вокруг своим неистовым энтузиастом. Они очень работоспособные и хорошие бизнесмены.
Они подчинят себе весь мир. Рано или поздно.

Где есть хорошие курсы китайского языка?
-2
А за что «минусы»? Вы просили — я ответил, как люди думают…
0
добавлю к топику свои «три копейки».

Социальные сети по-русски и по-китайски
Несомненно разница социальных сетей русских и китайцев существует, поскольку она объясняется как минимум разной ментальностью двух наций.
В Китае и России придают разное значение личным связям — величина и плотность социальных сетей в этих странах разные, что отражается на степени доверия бизнесменов друг другу.

Особым институциональным развитием и стабильностью в Китае объясняется сравнительно высокий уровень доверия. Согласно опросу Всемирного банка, более 50% китайских бизнесменов — российских лишь 16% — полностью согласны с тем, что «большинству людей можно доверять». Россияне же доверяют обычно только тем, с кем знакомы лично — для них недостаточно даже рекомендаций надежных людей.

источник — HBR
+2
Как человек, отработавший в японской компании почти 5 лет, могу свидетельствовать, что сюжет фильма «страх и трепет» вполне себе реален :)
+1
а что там за сюжет?
0
про сюжет фильма — «Страх и трепет»
+1
Следует добавить, что фильм снят по одноименной книге Амели Нотомб и книга автобиографична.
+1
Дмитрий, а расскажите о своих ощущениях? Как Вам работа в Японской компании? В чём принципиальное отличие от работы в западной или Российской?
Очень интересен взгляд человека, прошедшего это :)
0
На эту тему пишется статья :) по готовности поделюсь :)
0
Спасибо! С нетерпением жду.
0
dimitri, когда можно ожидать материалы? ;)
0
Коллеги, продолжая тему топика — немного информации о Китае.

Китай: миф или реальность.
Миф: коллективизм

Реальность: индивидуализм
По мнению китайского менеджера Вэй Чэнь, который работает в Париже в индустрии предметов роскоши, все более явное проявление индивидуализма китайцев объясняется тем, что в стране всех стригли под одну гребенку. В такой атмосфере формировались многие поколения. «Когда я был ребенком, мне говорили, что я должен быть “как все”, и наказывали, если я чем-то выделялся из общей массы, — вспоминает он. — Но мы с радостью отказываемся от обез-личенности. Мы в Китае хотим двигаться вперед. западные люди часто находят наш стиль ведения бизнеса слишком жестким и напористым». Топ-менеджер канадской фармацевтической компании особо отмечает: «В Китае чрезвычайно заботятся о личных интересах, больше чем об интересах компании, общества или страны. На западе я ничего подобного не встречал. США считаются рассадником индивидуализма, но Китай в этом отношении их намного обгоняет». Среди факторов, разрушающих дух коллективизма, респонденты упоминали Культурную революцию, демографическую политику Китая (один ребенок на одну семью) и массовую миграцию населения в большие города.

Доля правды: Решения часто принимаются коллегиально, и китайцы хорошо умеют работать в команде.

Миф: долгосрочное планирование

Реальность: спонтанность
Менеджеры единогласно утверждали, что, по сравнению с западными странами, в Китае принимают и исполняют решения с поразительной скоростью. «Мы тратим время, пытаясь предсказать будущее, и постоянно при этом ошибаемся, — говорит Фредерик Мори, руководитель высшего звена французской сервисной компании. — В Китае никто не думает о будущем». Возможно, это преувеличение, но с этим мнением охотно соглашается менеджер, десять лет проработавший в китайском офисе Всемирного банка. Он также добавляет, что в Китае принято действовать по ситуации, и делают там это очень умело: «В Китае я был на десятках, если не на сотнях семинаров, и ни разу они не шли по плану. Все меняется накануне вечером: выступающие, темы докладов и даже место проведения мероприятия. Но в конце концов все всегда заканчивается хорошо».

Доля правды: Деловые отношения и правительственная политика всегда планируются на годы вперед.

Миф: несклонность рисковать

Реальность: готовность рисковать
«На западе мы любим обсуждать что-то, затем все это фиксировать письменно, распечатывать кучу бумаг, снова обсуждать, потом анализировать, — говорит британский топ-менеджер логистической компании Майкл Дрейк. — Но в Китае все иначе: “здорово, мы приняли решение. Все — вперед и с песней!”» Многие респонденты считают, что риск и экономический рост взаимосвязаны. По мнению Эдит Корон, французского консультанта по проблемам межкультурных различий, «закономерно, что в стране, ВВП которой растет больше чем на 10% в год, дух предпринимательства и готовность рисковать столь высоки». Ее слова подтверждает Вэй Чэнь: «Мы не хотим терять ни минуты. Мы очень уверены в своих силах, и нам нравится рисковать».

Доля правды: Сотрудники китайских компаний обычно не решаются открыто высказывать свое мнение или идеи в присутствии руководителей.

по материалам HBR
+2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.