Наставничество в парашютном спорте На пересечении

Некоторое время назад мне довелось участвовать в дискуссии относительно того, как должна функционировать система наставничества. Главный вопрос, который обсуждался — как должно происходить «отторжение» подопечного от наставника, т.е. в какой момент наставник имеет право считать свою работу выполненной. По факту достижения подопечным каких-то производственных результатов? Или после успешной сдачи какого-то экзамена (типа на «аттестат зрелости»)? Или просто по прошествии какого-то времени (а если за три месяца ты ничему не научился, то, мол, сам виноват)?

Насколько я могу судить, последний способ — наиболее распространенный в большинстве компаний. Т.к. даже если в организации и предусмотрен какой-то экзамен (оценка) после завершения этапа наставничества, он чаще всего является чистой формальностью.

Если честно, то я не помню, к чему мы пришли тогда в ходе дискуссии, но на фоне всех наших обсуждений мне вспомнилось, как функционирует система наставничества у парашютистов при прохождении курса AFF (Accelerated Free Fall — базовая программа, которая позволяет получить доступ к самостоятельным прыжкам).

Собственно, AFF — это система обучения, но в ней, на мой взгляд, очень много именно от наставничества, т.к. обучение проводят люди без специального педагогического или тренерского образования, но с большим профессиональным опытом. Этим опытом они и делятся со своими подопечными (студентами), причем непосредственно на практике.

Методология обучения довольно простая: есть некоторое количество уровней, прохождение каждого из которых предполагает освоение определенных навыков. На первом уровне нужно, например, научиться правильно «отделяться от летательного аппарата», на втором — лежать на воздушном потоке, и т.д. Теории минимум, зато много практики.

На каждый уровень отводится неограниченное количество попыток. Т.е. кто-то проходит первый уровень с первой попытки, а кто-то с двадцать третьей. Показателем прохождения каждого уровня является успешная демонстрация навыка на практике — т.е. в прыжке :) Показал, что умеешь правильно лежать на потоке, ок, будем учиться контролировать высоту открытия и т.п. Как мне рассказали, за много лет было то ли два, то ли три человека, которые прошли все уровни с первой попытки, т.е. один уровень — один прыжок. В основном все студенты тратят по 3-4 прыжка на каждый уровень.

Что во всем этом мне показалось интересным — как раз-таки то, как происходит расставание студента с инструктором. При всей прозрачности формальных индикаторов (умеешь — не умеешь) главным фактором готовности является сугубо эмоциональный: студент должен перестать бояться. Пока он боится, инструктор будет прыгать с ним хоть по двадцатому, хоть по сотому разу. Будет лежать рядом, страховать, показывать, что все ОК, разбирать на земле видео с прыжков и т.п. Т.е. для того, чтобы считать цикл наставничества завершенным, здесь нужно согласие обеих сторон: инстурктор подтвержадет, что студент готов формально, а студент, что он готов эмоционально. Пока обе стороны не объявят о готовности, допуск к самостоятельным прыжкам не дадут.

Мне видится, что это важная составляющая наставничества, которая почти не встречается в бизнесе. Недостаточно того, чтобы подопечный (новичок или мол.спец.) продемонстрировал нужные навыки наставнику или экспертной группе (в случае сдачи экзамена), нужно, чтобы он сам ощущал себя готовым к самостоятельной работе — «перестал бояться». В противном случае риск ошибок и сбоев остается крайне высоким.

Конечно, для одних такая эмоциональная составляющая очень важна, для других скорее нет, но в целом, для оценки результатов наставничества это ценный индикатор — «уверенность в себе». Вселять в подопечных такую уверенность — тоже задача наставника.

А Вы что по этому поводу думаете?

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
Анна, большое спасибо за топик — мой "+1"
Очень люблю знакомиться, искать и находить аналогии в других сферах. Это подталкивает к новым идеям, решениям, подходам, инструментам и т.д.

Для себя я отметила идею «отъёма от наставника» не только по критерию «готов физически», но и «готов эмоционально». Ведь, действительно, в бизнесе на эмоциональную готовность, как правило, не смотря. Более того, основные теории говорят о том, что надо целенаправленно отпускать, иначе человек никогда не научится самостоятельности. В этом есть доля истины, но велик риск, что из-за неуверенности человек со временем теряет навыки, т.к. боится их использовать.
А критерий «эмоциональная готовность» мне очень понравился. Осталось только продумать как в бизнесе избежать «посадки на шею наставника».
+4
Маргарита, Вы, как всегда, зрите в корень. Я тоже об этом думала, когда писала. На AFF все просто — каждый ваш прыжок с инструктором стоит денег, чем дольше сидите на шее инструктора, тем больше в конечном счете заплатите. Так что все более или менее сбалансированно: чересчур сильно бояться невыгодно, т.к. страхи обходятся довольно дорого :))). В бизнесе, я думаю, можно использовать ту же схему: пока ты работаешь под крылом наставника, твой доход меньше. Когда готов начать действовать самостоятельно — доход возрастает. Как-то так.
И отдельно хочу поблагодарить за то, что Вы открыли эту ветку блога — «На пересечении». По-моему, это супер-идея, т.к. все мы грешим тем, что варимся в своем соку, в то время как многие решения лежат на поверхности и давно освоены в параллельных дисциплинах. Бизнес, на мой взгляд, гораздо больше мог бы брать из спорта, и в сфере обучения (тренировки) — особенно! В конечном итоге куча термином в бизнес-обучение пришла именно из спорта (тренер, команда и т.п.). Мой коллега Николай Долгов буквально сегодня в блоге на нашем сайте (formatta.ru), например, (не сговариваясь) написал топик про то, как переосмылил процесс обучения в ходе катания на горных лыжах. В общем, тема неисчерпаема, как я вижу :)
+3
С доходом вариант хороший. Однако ещё остаётся момент, который необходимо продумать: наставник в парашютном спорте — это инструктор, как я понимаю. Значит «наставничество» в его случае — это, собственно, та основная работа, за которую он получает деньги и ему относительно всё равно как долго у него будет оставаться этот ученик. В бизнесе же «наставничество», как правило, это не основная функция, а дополнительная к основной работе и, понятно, более явно стоит задача быстрее отпустить ученика, чтобы наставник полноценно вернулся к основной работе.

Спасибо, мне тоже кажется, что можно много интересного и полезного взять из других сфер. Приглашайте Николая сюда (могу своим инвайтом поделиться, если что), пусть и здесь поделится своими мыслями. Было бы о-очень интересно!
+3
«Эмоциональная готовность» очень много в себя включает, на мой взгляд.
В данный момент хочу сказать о своей ситуации, которую вроде бы пережил, но все же что-то еще осталось.
Я очень много времени провел с одним человеком. Этот Человек был для меня и наставником, и руководителем, и товарищем, с кем я мог проводить время, не связанное напрямую с работой.
Основная роль этого человека в моей жизни все же была роль Наставника. Я рос под его «крылом» более 6 лет. Потом мы расстались — я вырос и готов был к самостоятельному полету. Это было резкое прекращение контакта.
И до сих пор иногда есть внутренняя потребность в обсуждении и желании получить «пинок» именно от этого человека.

Вывод для себя: будучи Наставником, лучше всего, если отношения прекращаются постепенно, т.к. для Ученика на самом деле может быть важна встреча в будущем.
Конечно, надо отметить уровень формальности отношений.

p.s.: захотел поделиться этим в результате сна, который приснился сегодня. В нем я встретился с этим Человеком, чему был очень рад и вдохновлен.

+3
спасибо тебе, живые истории чувствуются особенно сильно.
Мне кажется, эмоциональная готовность совсем не означает полный разрыв с наставником и всегда должна быть возможность обратиться, попросить совета и т.д. — и даже хорошо, если это уже будет совет и поддержка наставника, сколько совет и поддержка коллеги.

З.Ы. А почему бы просто не позвонить этому Человеку? Просто, без формальностей, без официоза, без опаски. Просто позвонить и сказать «привет! давно не виделись».
0
Уже запланирована встреча. Спасибо за поддержку!
0
Очень интересно было читать. Подчерпнул из топика и комментариев не мало для своей работы.
Спасибо
0
Коллеги, спасибо за комментарии. Приятно, что кому-то эта тема показалась интересной.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.