5 социальных феноменов, о которых нужно знать На пересечении


В статье описываются 5 социальных феноменов и приводятся примеры их проявления в бизнес-среде.

Эффект бабочки
«Небольшое изменение в определенный момент времени может оказать существенное влияние на события на более позднем этапе и изменить ход будущего».
(Незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время)
Пример: сотруднику, который занимает низкую позицию в компании, предлагают перейти в другую организацию с 5-кратным повышение в з/п. Он решает остаться на прежнем месте — на следующий день ему предлагают повышение, и спустя три года он занимает позицию топ-уровня. Компания, которая сделала ему исходное предложение, обанкротилась.

Эффект Хоторна
«Субъекты будут улучшать или изменять свое поведение в ответ на осознание того, что их оценивают (измеряют)».
(это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту)
Пример: предупредив сотрудника о том, что вы будете слушать его звонок клиенту, вы измените его (сотрудника)поведение во время этого звонка; то, что не произошло, если бы вы слушали, не говоря об этом.

Эффект Пигмалиона
«Чем больше ожидаешь от человека, тем больше он будет соответствовать ожиданиям».
(психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества)
Пример: увеличение целей для сотрудников отдела продаж увеличит их результативность.

Эффект домино
«Небольшое изменение вызывает другое небольшое изменение, которое вызывает другое небольшое изменение, и цикл продолжается, что часто приводит к гораздо большему общему эффекту, что первоначально предполагалось».
(цепочечное распространение (цепная реакция) определенного явления под действием какого-либо фактора, который влияет на первый элемент цепи)
Пример: каждый сотрудник в компании уходит с работы между 17.30 и 18.00. Один из работников решает начать уходить в 17.00. Его коллега следует его примеру, что побуждает еще одного сотрудника уходить в это же время, и еще одного, и т.п.

Каскадная ошибка (ступенчатое разрушение)
«Сбой в одной части системы вызывает сбой в последующих частях, т.о. вся система выходит из строя»
Пример: один из сотрудников финансового отдела заболевает и уходит на больничный на несколько недель. Коллеги распределяют между собой его рабочую нагрузку. Один из них, уже находясь в состоянии стресса, не может справиться и берет отгул, чтобы восстановить силы. Другой делает серьезную ошибку, и его временно отстраняют от работы для выяснения обстоятельств. Оставшиеся сотрудники не могут справиться с нагрузкой, и руководство должно привлечь временно новых сотрудников.

Эффект Джона Генри
«Стремление членов контрольной группы во что бы то ни стало превзойти по результатам эксперимента членов экспериментальной группы».
Название эффекта — по имени рабочего Джона Генри, ставшего символом сверхчеловеческих усилий.
Пример: бригада рабочих сборочной линии в сравнении с новой автоматизированной системой сборки будет работать усерднее, чтобы преодолеть свой «недостаток» – быть человеком, а не машиной.

по материалам www.hrzone.com

Как вы думаете, коллеги, как знание этих феноменов может помочь / чем быть полезным в T&D сфере?

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
Мне больше всего нравится «Эффект Хоторна», потому как он про то, что если людям оказывают внимание в каком либо виде — они стараются быть лучше :)
0
У меня вызывает сомнение «Эффект Пигмалиона», точнее пример, который приведен. Если ставить сотруднику излишне завышенный план продаж, то это наоборот может его демотивировать. С другой стороны, если цель не план продаж, а например, увеличение количества звонков/визитов, то она может влиять на результативность.
+1
Анна, тут скорее речь о том, что «глубже копаешь, получишь больше лопату» :)
Имхо, этот эффект может хорошо иллюстрировать отличие лидера от менеджера:
— лидер — «я помогу этому сотруднику максимально раскрыть его потенциал, „проверяя“ его, чтобы продемонстрировать, что он более способный, чем думает о себе в настоящее время»;
— менеджер — «о, у меня есть „рабочая лошадка“, которая не жалуется, когда получает сверхнормативную загрузку. Ну-ка, угадайте, кто теперь будет работать за троих?»
+2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.