Эриксон. Заметки после. Впечатления от...

Коллеги, привет!
Пополняю копилку «Впечатлений от...» своим топиком: 31 марта — 03 апреля 2011 прошла первый модуль обучения по программе «Наука и искусство трансформационного коучинга» в МЭУК (Международный Эриксоновский Университет Коучинга).

Сначала факты:
— обучение длилось 4 дня с 10 до 18
— тренеры: Максим Ошурков, Елена Дёмушкина
— количество участников в группе: 38 человек
— месторасположения: Деловой центр, м. Первомайская
— раздаточный материал: был, одна толстая папка более 100 листов формата А4 :)
— наличие как теоретических блоков, так и практической работы.
Полная программа обучения состоит из 4х модулей по 4 дня каждая (16 дней в течение примерно года).

Честно скажу, что шла за 1) инструментарием, 2) практикой, а еще и 3) посмотреть на работу коучей :)

По итогам обучения поделюсь своими наблюдениями:
1. Достаточное количество практических инструментов, которые позволяют проводить полноценную коуч-сессию уже после прохождения первого модуля обучения.
Мы достаточно подробно рассмотрели «коуч-стрелу» («стрела коуч-сессии») и все элементы, в нее входящие.
Инструментарий не сложен, быстро осваивается, тут же отрабатывается на практике в мини-группах (по 2, 3 человека).

2. Два тренера (исходя из размеров группы) хорошо дополняли друг друга. Мне лично оказалась более комфортна работа Елены Дёмушкиной — мягкость в сочетании с настойчивостью, открытость, постоянное побуждение к рефлексии, выработке выводов, собственный большой практический опыт и готовность им делиться в применении к данной ситуации/инструменту, корректность.

3. Практических упражнений мне хватило, а вот экспертизы и поддержки тренеров во время практики — нет. Поэтому после каждого упражнения мы тратили много времени на вопросы из аудитории либо приходилось обращаться с вопросами во время перерывов.
Еще нюанс: ответы давались в форме коуч-вопросов — «А если бы вы знали ответ, каким он мог бы быть?» и т.п…
Да-да, понимаю, что это в том числе и тренерский прием (сама же им пользуюсь), но в какой-то момент уже захотелось просто ответ! :)

4. Группа, несомненно, большая для проведения курса.
Причем, другие обучающиеся отметили, что наша группа была «маленькая» — в других количество участников доходило до 70 человек!
Возникает вполне закономерный вопрос относительно эффективности обучения.

5. По моим ощущениям курс растянут на 4 дня, т.к. по инструментарию можно уложиться в 2 дня с отработкой точно. Списываю это на размер группы — нужно больше времени, чтобы все успели попрактиковаться.
Хотя, например, сессию вопросов/ответов про то, как получить сертификат коуча, можно вынести за скобки обучения — а мы потратили на это половину 4-го дня.

6. С пониманием отношусь к заинтересованности МЭУК в «длинных продажах» (не по-модульные продажи, а целого курса); но мне несколько резало слух «отсылка» к другим модулям, например: «Хороший вопрос, это мы будем рассматривать на 3 модуле» или «А вот это мы проработаем на 4 модуле».
А если я не хочу идти на дальнейшие модули, да и сертификат золотой мне не нужен — можно мне сейчас ответить на этот вопрос??? :)

7. Группа собралась интересная: тут и клинические психологи, и орг.консультанты, и собственники бизнесов (как действующие, так и начинающие), и волонтеры/рук-ли общественных организаций, и «люди из бизнеса» (HR-ы, T&D и т.п.). Полезно как с т.зр. нетворкинга (само собой :)), так и интересно с т.зр. расширения своего кругозора (например, узнала, что есть B2B интернет-услуги).
В процессе обучения группа так и работала: психологи в упражнениях предпочитали общаться с психологами / консультантами; собственники и бизнес-люди — со своими же коллегами. :)

8. Принципы Милтона Эриксона:
1) вера в людей (со мной все «ок», с людьми все «ок», с миром все «ок»),
2) у каждого человека уже есть все ресурсы для достижения цели,
3) все намерения людей изначально позитивны,
4) изменения и возможны, и неизбежны,
5) если один человек научился этому, то другие люди тоже этому могут научиться, если для них это важно (принцип обучаемости).
Особенно понравились 2) и 5)!

9. Обучение в целом мне показалось очень экологичным, исходящим из принципа «не навреди» (группе в том числе :)) и учитывая мнения и условия окружения.

Готова ответить на ваши вопросы.

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
Оксан, спасибо большое за этот топик!
На мой взгляд, он один из лучших во «Впечатлениях от..»: содержательный, по существу и при этом честный.
Уверена, что подобные «впечатления» будут полезны и тем, кто планирует пойти учиться, и самому Эриксоновскому Университету, и тем, кто в принципе проводит подобное обучение.
Я вот для себя тоже несколько важных моментов отметила.
Спасибо!
+1
Марго, а что важного ты отметила для себя?
+1
То, что:
— от тренера всё-таки ждут не только создания обучающей среды, но и реальной экспертизы, опыта и умения и готовности корректировать, поправлять, поддерживать. Для меня лично это тоже важно.
— отзеркаливание вопросов группы — метод, безусловно, хороший, но далеко не везде и не всегда уместен.
— опять же, если человек задаёт вопрос, важно дать хотя бы сжатый ответ, а не отсылать куда-то на потом. Потому как потребность в ответе у человека есть именно сейчас.

Вот как-то так )
+1
ага, так и есть :)
0
Да, в той презентации обучения коучингу, на которой я была в Эриксоне, нехватка экспертности тренера доходила до критической отметки!
Экспертности не хватало (её попросту не было!) именно потому что, что все задаваемые вопросы отзеркалиливались или перенаправлялись в группу (я по крайней мере, для себя отметила, что не получила ни одного ответа тренера и не знаю позиции тренера по ряду важных вопросов).
+2
Спасибо Вам большое за отклик. Очень ценно, т.к. к МЭУКу давно присматриваюсь.
Подскажите, а в целом, учитывая эриксоновское направление, много ли НЛП в предлагаемом подходе?
+2
Елена, я поняла, что мне сложно ответить на Ваш вопрос, т.к. я не знакома близко с НЛП-техниками, т.к. не считаю их экологичными.

Основные инструменты коуч-сессий, которые даются на первом модуле курса, включают в себя: установление раппорта, формат открытых вопросов, вопрос «как если бы...», формат конечного результата (включая СМАРРТ), визуализация, колесо баланса, шкалирование, пирамида логических уровней, диссоциирование, уровни слушания, подход Уолта Диснея и т.д.

Что из перечисленного относится к НЛП?? Не могу сказать :)
+1
Стратегии Уолта Диснея относятся :)
У меня тоже отношение к НЛП сложное, хотя азы изучались в нетрадиционном для подхода исполнении.
В любом случае, Ваш ответ очень информативен, спасибо!
+1
С пониманием отношусь к заинтересованности МЭУК в «длинных продажах» (не по-модульные продажи, а целого курса); но мне несколько резало слух «отсылка» к другим модулям, например: «Хороший вопрос, это мы будем рассматривать на 3 модуле» или «А вот это мы проработаем на 4 модуле».
А если я не хочу идти на дальнейшие модули, да и сертификат золотой мне не нужен — можно мне сейчас ответить на этот вопрос??? :)


Вот именно за это я и не люблю всяких «коучей». Если ты такой успешный и умный, то чего такой бедный?
А раз пользуются такими дешевыми, на мой взгляд, приемами — значит денег не хватает…
-1
Если в одной группе обучаются 38 человек, то вряд ли не хватает денег.
Не в защиту, а просто ремарка — если программа обучения действительно модульная, то не всегда можно подробно ответить на вопросы, которые будут рассматриваться в других модулях, во-первых, это отрывает время от тех вопросов, которые актуальны сейчас, а во-вторых, без соответствующей базы ответ может быть либо непонятен, либо практически бесполезен. Допустим, он понятен тому, кто задал его, но вся остальная группа недоумевает. Тренеры должны думать и о них тоже.
Хотя лично я предпочитаю и учиться, и учить коучингу не по-модульно, не люблю растягивать удовольствие :)
0
Анна, спасибо за ремарку, как-то не подумала в ту сторону. :)
0
Если в одной группе обучаются 38 человек, то вряд ли не хватает денег.


это ничего не меняет. создается впечатление, что коучи и иже сними живут за счет обучения, а не за счет клиентской практики.
+1
Думаю, что частично так и есть. Здесь, как и в любой другой профессии, есть реальные профессионалы, есть середнячки и те, кто «рядом постою, авось что перепадёт». Но так в любой профессии, с этим ничего не поделаешь.
0
Тоже самое я могу сказать и о консультантах. Но коучингу нельзя научиться по книжкам, это такая область, которая технологически описана слабо, да и невозможно всё описать, любая коучинговая техника или коучинговый вопрос по-разному срабатывают с разными клиентами, поэтому нужно смотреть, как работают профессионалы, и у них учиться.
0
а может, они просто поняли, что не в деньгах счастье? ;) :)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.