• Sartan
  • 17 октября 2011, 22:28

Виды современных тренингов и методология их создания - тренинги "Джаз" Начинающим T&D, тренерам,...

Тренинги «джаз».
«Джаз» — это тренинг-импровизация, построенный практически полностью на опыте работы участников. Хотя это наиболее эффективная форма работы, но она менее распространена на рынке. И это закономерно. Не зря мы сравнили эти направления с видами эстрады. Исполнение джаза – это мастерство, которое формируется годами и не у каждого исполнителя есть способности «играть джаз». Его сложно тиражировать. Каждое исполнение уникально, так как основано на импровизации вокруг основной темы.
То же происходит и на тренингах этого направления. Тренер уже не выступает в роли окончательного носителя необходимых знаний. Знания добывает группа под чутким управлением тренера. Это не значит, что тренер не должен ничего знать. Скорее, наоборот, знания его должны быть безграничны и не только в области заявленной темы тренинга. Но его цель – не продемонстрировать их и «себя, любимого». Он дает возможность участникам тренинга поверить в самих себя, в свои силы, способности и научиться находить пути решения и информацию самостоятельно. Задача тренера – направить этот поиск в наиболее оптимальное русло.
Подобные тренинги хороши в тех областях, в которых постоянно меняются условия и критерии. Этот подход просто необходим внутренним тренинг-менеджерам компаний, так как истощаемый опыт «попсы» создает для них невыносимые условия постоянного поиска информации. Если внешний тренер может многократно повторять один и тот же материал двухдневного тренинга в разных группах, то внутреннему тренеру приходится несколько лет работать с одной и той же группой.

В общем, тренинги «джаз» необходимы там, где вы хотите активизировать и вывести на самостоятельную работу участников, а также создать у них ощущение ответственности за поиск информации, формирование умений и навыков, внедрение полученных результатов в реальную деятельность.
Тренинг «джаз» также имеет некую жесткую структуру, но она не связана с видимыми этапами, как это происходит на тренингах «попсы» и «шансона». Эта структура лежит скорее внутри тренера. Он четко отслеживает групповое развитие и меняет собственные роли в зависимости от этих этапов. Поэтому тренер должен хорошо знать не одну роль, например, «звезды» или учителя, а несколько. В начале тренинга допустима руководящая роль тренера, чтобы соответствовать ожиданиям группы и снять излишнее напряжение.
Начало тренинга «джаз» отдаленно напоминает начало тренинга «шансон», но каждый этап глубоко осознан тренером. Он четко знает, что он получит от обратной связи. Он знает, какие упражнения можно делать, как разминочные, и почему, а какие ни в коем случае нельзя. Он понимает, почему не стоит тратить время на выработку правил в начале тренинга, и не делает это.
Тренеру не столько важно содержание, сколько то поведение, которое вырабатывается у группы, так как группа на определенном этапе тренинга сама начинает создавать содержание. Это содержание уже другого порядка – оно выстрадано и открыто самими участниками, поэтому становится частью их опыта. У участников не возникает вопросов внедрения этого опыта в практику, так как они получили не чужой материал, а создали свой собственный. Тренер на этапе самостоятельной работы группы выступает в роли наставника, эксперта, а не учителя. Он в стороне, он только направляет деятельность и акцентирует важные для группы моменты.
Тренинг «джаз» — это постоянное творчество и развитие. На него нельзя натаскать, ему невозможно научить с написанного материала. Тренинги «джаз» — это искусство и призвание, а этого можно достичь только проживанием и постоянной работой над собой.

Личные цели тренера
В зависимости от своих целей и ценностей, тренер может выбрать один из трех видов тренингов. Но это не значит, что выбранный вид тренинга будет постоянен. Начинающие тренеры, как правило, выбирают тренинги «попса». Через них они познают основы тренерской деятельности. Опасность заключается в том, что они могут воспринимать этот вид тренингов, как единственно существующий. Тогда их развитие останавливается, и они через некоторое время превращаются в ремесленников. Это хорошо видно у долго работающих тренеров «попсы» – они говорят заученный и много раз повторяемый текст с тоской в глазах.
Если тренер хочет получить быстрый доход и жаждет известности – ему нужны тренинги «попсы». Эти тренинги быстро создаются, они хорошо тиражируются и продаются. В них важны харизма и «блеск» тренера, что создает благоприятную почву для его «раскрутки» и известности в массах.
Если тренеру «осточертели» повторяемость и каждодневные «пляски» перед публикой, то ему стоит обратиться к «шансону». Тогда появится наполненность смыслом и частичное творчество.
Если тренер уже не жаждет славы, а деньги перестают быть основной целью работы, то он может заняться «джазом» — тренингами для души и глубинной самореализации. Как правило, к этому виду тренингов приходят тогда, когда накапливается жизненный опыт и появляется мудрость.

Зависимость вида тренинга от корпоративной культуры компании.
Тренинги «попса» культивируются в зарубежных (частично российских) компаниях с жесткой корпоративной культурой. Там не допускается отхода от общепринятых правил и норм поведения. Поэтому творчество на тренинге тоже не поощряется.
Тренинги «шансон» приветствуются в компаниях с размытой корпоративной культурой. Там неважно, каким образом будет достигаться результат, важно его достижение. Поэтому поощряется накопленный опыт и поиск новых путей.
Немногие компании понимают необходимость тренингов «джаз», так как эти тренинги подразумевают под собой глубинную перестройку всей системы с целью создания самообучающейся структуры. Это компании нового поколения, построенные по принципу самообучения и командного управления.
Как правило, руководители российских компаний хотят небольших изменений без затраты усилий, но с получением максимального эффекта. Поэтому покупают тренинги «попсы» или «шансона», получая кратковременный эффект, не влияющий на изменение системы в целом.

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
Ну а какой практический эффект даёт использование «джаза» «шансона» «попсы»?

Вот есть СПИН. Эффект этой технологии мне ясен. Сам не раз пробовал в практике — работает. Есть ТРИЗ… Такая же петрушка. Работает. А здесь-то суть в чем?
+2
Давайте я попробую ответить)))
В результате «попсы» участники будут знать, ну к примеру о СПИНе, что существует такая технология. Ее составляющие. Когда она применяется в целом. Этапы, особенности вопросов. Попробуют это использовать на отвлеченных примерах. А так же будут спокойны, что их «умному научили» и хорошо себя чувствовать, потому что развлекли и тренер прикольный, не требовали думать или находить собственные особенности. Им потребуется самостоятельно это попробовать перенести на свой опыт и бизнес (без сопровождения), опробовать и дальше тренироваться внедрять. Т.е. должна быть очень высокая мотивация, чтобы навык после тренинга «встал». При это будет ощущение полезного занятия, ведь тренер учил умному. Попса дает парадокс, когда все довольны, хотя навык редко внедряется.
В результате «шансона» возникают так же знания о технологии. Но отработка идет частично на примерах участников. И на кейсах близких к бизнесц компании. Т.е. они получают ряд решений, которые уже подходят к их бизнесу и могут чуть попробовать технологию на конкретных своих задачах. Появляется опыт применения технологии к своей задаче, навык надо будет потом тренировать и закреплять. Ощущения «познал умное» меньше, зато «познал» полезное и конкретное — больше. Зато мотивация на внедрение уже выше. Есть потеря ощущения приобретения «великих» знаний. Зато больше персонализации.
В джазе вы достаете это из опыта участников и занимаетесь разбором и отточкой тех навыков, которых из технологии СПИН у них меньше всего. В результате — индивидуальная подгонка навыка. Практический выхлоп и скорость внедрения — самые высокие. Навык потом легко внедрять и помнить. Но у участников почти нет ощущения «узнал что-то новое». Зато есть ощущение «научился».
Если запроса на это нет ни у заказчика, ни у группы — будет очень негативная реакция на такой формат. Потому что тут тоже парадокс — тренер должен быть очень опытным, чтобы быстро подгонять под бизнес, двигать программу в голове по длительности, но у участников есть ощущение, что он не «дает знаний». И если группа не готова к активности и что-то получать, она раздражается сильно.
+1
То, что Вы описываете, не разные стили ведения тренинга, а, скорее, про разный уровень компетентности тренера.
Если идет отработка СПИНа, то можно (и даже нужно) начинать с отвлеченных примеров, постепенно переходя на знакомые кейсы, и далее отрабатывая технику до формирования более-менее (насколько это возможно за время тренинга) устойчивого паттерна. Критерий «узнал что-то новое» или «научился чему-то новому» для дифференциации тренинговых стилей вообще мне странным, т.к. знания и навыки (а также отношения) являются элементами одной системы, поэтому новое умение всегда сопровождается новым знанием, хотя бы потому, что теперь я знаю, что раньше чего-то не умел, а сейчас — умею. В общем, типология не ахти какая.
+1
Мне тоже так раньше казалось.
А потом я напрямую столкнулась с тем, что ряд клиентов просит попсу как стиль.
Т.е. вы очень правы в том как давать СПИН. Но есть ребята, которы говорят — не надо наших кейсов и про работу. Вот правда есть. И это чаще вертикально-интегрированные компании и ряд западников.
Я понимаю и принимаю как-то внутренне эту типологию, хотя ассоциативнй ряд мой чуть иной и помельче разбивка внутренне. И мне все же кажется — это и стиль тоже.
С одной стороны ни джаза ни шансона не проведешь без соответствующего уровня. И я знаю коллег, которые только так и ведут. С другой — умея джаз и шансон можешь спуститься на иной формат.
Т.е. я могу провести попсу. Стараюсь не брать таких заказов, потому что умираю от скуки и бессмысленности сама — для меня внутренне это пустое занятие. Не понятно зачем. Но могу.

Что касается знаний — у меня недавно были ребята, они СПИН знали и частично работали. Т.е. был заказ на отработку. Рефреш знаний общих о СПИНЕ — минимальный. Получение знания о деталях, что я не умею и как это в работе — максимальный.
Я имела в виду знания в формате «урок географии».
0
Понятно. Но все равно не очень удачная типология, в плане названия. Про попсу я понимаю — большая часть тренингов — это самая настаящая попса, особенно в исполнении «звезд» тренингового рынка. А почему нет классики, нет хип-хопа, нет drum'n'bass и т.д.?
+1
Екатерина, ну хорошо. Тогда получаем:
попса — шаманские танцы с бубном (все красиво — толку ноль, потому как на практике не применишь, потому что не умеешь)
шансон — поиграем в учебу (и красиво и вроде полезно и даже можно применить на практике, кажется. А дальше как у Пушкина… и опыт — сын ошибок трудных. То есть человек дальше сам учится применять. Вопрос — чем это отличается от внимательного чтения книги по СПИН и разбора примеров?)
джаз — все вы уже знаете и я из вас это достану ну и еще что-то дам (раз все знают, то какова ценность обучения?)

А теперь попробуем поставить себя на место коммерческого директора, который подписывает бюджет на обучение. Его вопрос «За что я плачу деньги и что получу на выходе?». Как мы на него ответим?
0
Ну шансон — это не поиграем в учебу, а освоим основы. Ведь есть разные уровни овладения навыком. Как и в вождении. Когда вы катаетесь по городу с интсруктором пару дней — вы не играли в учебу, вы учились. Но нужно еще.
А в джазе ценность обучения не в «знают», а в «умеют применительно к себе и своему бизнесу» и понимают как конкретно им применять. Это как мне кажется и есть цель навыкового обучения — не знать новое, а уметь делать по-новому, эффективнее.
Коммерческого директора я спрошу о том, за что он готов заплатить. И обозначу сколько требуется времени на обучение для его целей. И что именно из его целей можно решить тренингом, а что иными форматами. И сколько это будет ему стоить. К чему привыкла группа и как готова учится. И дальше мы будем договариваться. Что и делаем регулярно.
И к моему сожалению, мне редко задают такой вопрос. Чаще заказывает HR, у которого уже есть бюджет и совсем иные мотивы. Что растлевает и рынок обучения, и тренеров, и участников.
0
попса — шаманские танцы с бубном


Не надо гнать на шаманизм :) Это древняя культура с сильным практическим уклоном!
0
Григорий… Умеете вы разбавить, так сказать. Респект ;-)
+1
Правильно ли я Вас понимаю, что «Джаз» — это тренинг в форме метода мозгового штурма?
Я имею в виду серьезный метод мозгового штурма, в котором может «крутиться» до 5 ролей, а не тот балаган, который у нас часто именуют «мозговым штурмом».
На эту мысль меня натолкнуло мнение автора, что «Джаз» имеет очень четкую структуру, находящуюся в голове у тренера, который по этой структуре незримо для участников ведет их, предоставляя им полную свободу мысли в пределах довольно четкого коридора, за пределы которого слушатели могут выходить только под чутким присмотром тренера (отсюда и требование к тренеру знать гораздо больше темы).
Правильно ли я Вашу мысль понял?
0
Спасибо за вопрос. Тренинг «Джаз» — это не мозговой штурм в любой его форме, хотя мозговой штурм также может присутствовать. Это все та же работа тренера с группой. Только работа на результат, а не на процесс. Тренер знает, что в итоге должны получить участники тренинга, четко держит цель, ради которой тренинг проводится. Но ведет он группу к этой цели, исходя из ее готовности, особенностей и т.п. Если он видит, что группа не замотивирована, он уделяет время для выявления причин низкой мотивации и повышения ее. Тренер может не проводить замеченное упражнение или заменить его на другое; может анализировать реальное поведение участников вместе с ними и приводить к нужным выводам; может расширить или уменьшить информацию по теме. Тренер импровизирует в рамках заданной цели тренинга. Для этого ему необходимо чувствовать группу; определять, на каком этапе она находится; знать достаточно большой объем информации и использовать разноообразные приемы. В этом случае тренинг нельзя расписывать по минутам и тренер не зацикливается на процессе, а ведет к цели.
-1
Спасибо за разъяснения, теперь понятно.
Не знал, что во многом занимаюсь джазом… Прямо открытие какое-то :-)
Теперь понятно, что имеется в виду. По мотивации и стилю проведения то, что Вы описываете — это в чистом виде мозговой штурм, только выполненный действительно по технологии. Еще раз повторю — то, что у нас называется «мозговым штурмом» — это просто балаган, базар. Но отличаются задачи — в ходе мозгового штурма ищутся идеи, в ходе тренинга, как Вы его называете, «Джаз» — отрабатываются заданные навыки. Но по технологии проведения — один в один, только тренер в мозговом штурме называется «модератор». И также, без хорошего модератора мозговой штурм разваливается, превращается в балаган. Точно также, как к «Джазу» в Вашем примере, модератор тщательно готовится к мозговому штурму. Идея понятна, спасибо :-)
0
В мозговом штурме — модератор, а у нас — фасилитатор. Разницу, надеюсь, вы знаете.

Модераторы этого портала, исправьте, пожалуйста, настройки. Они мешают общаться. Когда после третьего комментария пишут, что мне нельзя писать слишком часто на красном фоне, очень хочется навсегда покинуть этот форум. Уже писала вам об этом, реакции так и нет. Объясните нашему сообществу, для чего это сделано и какой цели вы этим достигаете.
0
Конечно, разница существенна. Она определяется различными задачами. Эта разница проявляется в так называемой информации «третьего порядка», если расписывать процесс по Исикаве. Вы же в блоге даете описание второго порядка, которое в точности, практически в малейших деталях, повторяет технологию мозгового штурма, что я и отметил в комментарии. Я полагаю, что информация третьего порядка содержится в Вашей книге, так?
0
Возможно, если будете читать последний вариант книги. Но лучше все это видеть в действии.
-1
У нас сегодня заболел один участник Тренинга тренеров «Управление групповой динамикой», появилось одно место. Это — тренинг Джаз. Можем вас взять, он пройдет 22-23 октября. Если будет интерес, пишите, вышлю полную программу.
-1
К сожалению, буду в другом городе.
Однако, спасибо за приглашение.
0
Уважаемая Sartan,

Мы очень рады, что вы делитесь своими мыслями и пожеланиями по улучшению работы Рекуклета. Честно говоря, я не встречал ранее сообщений от вас на эту тему. Огромная просьба, если вы хотите быть уверенными, что мы не обделим вас вниманием, писать по внутренней рекуклет-почте администраторам или на электропочту support@rekuklet.ru.

Возвращаясь к сути вашего сообщения, у нас действительно установлен лимит по частоте написания топиков/комментариев. С одной стороны, это система пассивной безопасности от спама, с другой — еще один мотиватор поднимать свою карму. Все верно — пользователи с высоким уровнем кармы не имеют никаких ограничений.

Спасибо.
0
Спасибо за обратную связь. Но в вашей системе не просматривается четких критериев «поднятия своей кармы». Поделитесь ею со всеми. Пока только мои статьи и публикации преобладают в ваших ссылках, а карма, по вашим словам, не позволяет мне давать несколько комментариев. Что-то в этом загадочное получается.
0
У нас есть Справочник, в котором описаны основные моменты работы сайта. Что касается вашей кармы, то, к сожалению (точнее, к счастью), «модераторы» никак не влияют на нее. Карма зависит только от пользовательских оценок ваших топиков, комментариев и вас.
0
Жаль, что истёк срок голосования за этот топик (и другие из этой серии), заинтересовалась им только сейчас, и не успела поставить свою положительную оценку. Удивило наличие отрицательных и отсутствие положительных оценок…

Мне, как человеку, любящему музыку (и, надеюсь, хоть немного в ней разбирающемуся), эта метафора очень близка и понятна! При прочтении текта сразу в голове возникали образы конкретных тренеров, тренингов, корпоративных культур.

Уважаемая Sartan, большое спасибо за чудесную и очень (для меня) точную метафору! Мой Вам за неё восторг! :)
+2
Как я понимаю речь идетиь о фасилитативном стиле обучения, которые ориентируется на участников, в отличие от других, которые могут быть нацелены на передачу содержания, на результат или на индивидуальное…

Для меня есть 2 модели:

1 Модельтрадиционного тренинга ADDIE. в которой тренер — эксперт и его задача передать содержание в том виде, который он считает нужным. Цель тренинга разбивается на задачи, каждая задача иллюстрируется мини-лекцией (часа на полтора :)) примером и упражнением на отработку с последующим разбором полетов (на него часто нету времени), между блогами разминки.

2. Модель разработки и проведения в стилеТУРБО. Фасилитативное обучение, где фокус на взаимообучении, с привлечением экспертов от компании (пусть помогут с примерами вопросов для СПИН), с интерактивными видами деятельности, которые позволяют участникам самостоятельно извлечь информацию из различных источников, где дебрифинг (разбор) согласно модели Колба как и положено идет 3/4 времени и часто проводится в виде игры…

Что касается исполнительского стиля тренера — ДЖАЗ все-таки относится к СОЛО с ипровизациями. Если солирует тренер — значит 1 модель, если участники — значит вторая.
0
Мне вот видится хороший тренинг как сочетание этих двух моделей, где в течение даже одного модуля нужна и фасилитация, и экспертность, и бог ещё весть что! :)

И в фрагменте экспертности, конечно, солирует тренер, но вот проявляется участник (он тоже эксперт в затронутом вопросе), который вступает в диалог, и в какой-то момент начинается его, участника, соло. Как в джазе.

А затем тренер вообще отходит на второй план (даже просто выходит из аудитории), потому что начинается пространство работы группы, психологическое пространство, в котором группе нужно дать полную самостоятельность и не влиять даже самим фактом своего присутствия.
Кстати, если Вы были на хороших джазовых концертах, а вернее на jam session (это то, что начинается после концерта, когда на сцену приглашаются все музыканты, присутствующие в зале, которые хотели бы поимпровизировать на некую заданную тему), Вы не могли не заметить, что импровизация — это не всегда соло. Одни из самых красивых импровизаций исполняются дуэтами. Одну фразу исполняет, предположим, голос — ему отвечает труба (гитара, барабаны, да кто угодно). Снова фраза вокалиста, ответ инструмента. Получается диалог. Как в тренинге.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.