Правила тренинга: тренер или участники? Начинающим T&D, тренерам,...

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» Известная фраза капитана Врунгеля конечно же в какой-то мере относится и к тренингам. Но знаменитый капитан забывает про корабельный устав. Он ведь тоже способствует успеху. Никто не будет спорить, что установление правил тренинга – важная его часть. Правила помогают тренеру лучше контролировать группу, более эффективно вести тренинг, создать дружескую обстановку. Остальные варианты можно дописать по желанию.

Каждый раз перед тренером встает вопрос: Я или они? Кто задает правила тренинга, участник тренинга или тренер? Если мы сильно ограничены во времени, то, конечно, правила должен установить тренер. А вот если время есть? Ведь если правила предлагают участники, они сами будут более точно их выполнять.
Ниже приведены два варианта, которые позволят отдать инициативу в создании правил участникам тренинга. Важно учитывать, что эти варианты создания правил уместны, только если участники тренинга – или хотя бы их значительное большинство – уже участвовали в тренингах до этого.
Первый подход таков: нужно предложить участникам вспомнить самые лучшие тренинги, в которых они участвовали. При этом нужно, чтобы участники выписали те вещи, которые, по их мнению, способствовали успешному их проведению. На подобную активность предлагается отводить 5 минут.
Второй шаг – предложение участникам вспомнить их самые неудачные дискуссии. Здесь внимание участника нужно заострить на том, что больше всего им мешало – в течение тех же 5 минут они должны выписать эти вещи.
Далее участники в течение 10 минут должны обсудить свои записи. При этом первую половину они по очереди рассказывают о том, что способствовало успеху, а во второй – те моменты, которые послужили причиной провала. Их задача – отметить для себя то, с чем они согласны.
На следующем этапе каждый участник должен придумать до трех правил тренинга, которые должны включить в себя те вещи, которые, как этот участник считает, способствуют успешному проведению тренинга. При этом нужна максимальная конкретика. Так если участник считает, что общение на ты позволяет чувствовать себя комфортнее, он может предложить такое правило.
То же самое участник должен проделать и в отношении тех вещей, которые мешают тренингу. Здесь можно привести следующий пример: если участник считает, что плохо, если участники во время тренинга постоянно перебивают друг друга, то можно установить правило, что перебивать нельзя. На эту работу так же отводиться до 10 минут.
В итоге каждый участник должен предложить свои правила на суд всей группы. Правило принимается, если не менее двух третей от числа всех участников высказываются «за». Благодаря тому, что сами по себе правила будут довольно короткими, а голосование быстрым, это не займет много времени – всего около 5 минут.
Не менее интересен еще один подход – использование видеоматериала с записями удачных и неудачных отрывков тренингов. Участники просматривают 2 пятиминутных отрывка разных тренингов. Каждый должен выделить то, что способствует тренингу, и что мешает ему. Чтобы участникам было проще, тренер должен попросить их в процессе просмотра постараться ответить на следующие вопросы:
• Что, по вашему мнению, способствовало тренингу наилучшим образом? Почему важно так же вести себя?
• Что мешало продуктивному ведению тренинга? Почему не стоит себя так вести?
• Что бы вы изменили в просмотренных тренингах, чтобы они стали еще более продуктивными?
Далее участником нужно обсудить друг с другом их выводы, и найти в них общее. Из этого общего и нужно будет составить правила.
Надеюсь, такие подходы помогут вам разнообразить ваши тренинги. Буду рад увидеть в комментариях ваши примеры установки правил, когда задействованы именно участники…
Так же предлагаю подумать, а какие правила важно «протащить» в тренинг, если участники их не назвали?

При подготовке статьи использовались материалы с сайта stephenbrookfield.com

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
Дмитрий, поддерживаю Ваш подход, что выработка правил самими участниками способствует тому, что участники более ответственно относятся к ним в дальнейшейм. Тоже следую этому подходу. Правда, пользуюсь более простыми способами:) Даю 7 минут и прошу выработать правила в формате «что нужно делать» и «чего делать нельзя». Еще, как вариант, тренер дает список правил на листе флипчарта, просит участников подойти, у каждого есть право «трех галочек» — отметить те правила, которые ему нравятся. Те правила, которые набрали больше всего галочек, принимаются как общие. Спасибо за ваши варианты!
+4
Первый из предложенный подходов по вашему же таймингу занимает минимум 35 минут (это чистая работа над заданиями, сюда не входит мотивация участников на их выполнение), то есть это время, считай, выкинуто из тренингодня. Стоит ли оно того?
+4
Поддерживаю, не понимаю, зачем тратить время тренинга на игры в демократию:
Так же предлагаю подумать, а какие правила важно «протащить» в тренинг, если участники их не назвали??

Да и много ли их, этих правил? Я только регламент и прошу выключить телефоны…
+1
Полагаю, что «глубина детализации» правил зависит в т.ч. от продолжительности тренинга.
Например, если это 2-3 модуля по 3 часа, то каждая минута дорога, и тратить время (20-30 и более мин) на выработку и принятие правил всеми участниками — имхо, не вариант.
А вот если это полноценные дни — то тут можно и развернуться :)
+3
Оксана, конечно, можно развернуться! Коллега мне рассказывал, как «крутой» тренер (120 в день) проводил тренинг по менеджменту. Одно знакомство на 1, 5 часа растянуть умудрился! Талант!
0
наверное, стоимость отрабатывал ;) :))
0
А вот мне интересно, а как этот тренинг «крутого тренера» в итоге оценили участники?
0
Ну и что, что полноценные дни? Зачем разворачиваться-то? Десяти минут для 2-3-дневного тренинга в самом начале вполне достаточно. Плюс на следующий день 2 минуты на вспоминание, вдруг забыли какое правило или есть вопросы. Всё.
+1
У нас существует тренинговый стандарт по правилам, так что к сожалению я не эксперементирую с установлением правил, а спускаю директивно:
1.Мобильный телефон без звука.
2.Поднятая рука – говорим по одному. Если хотите что-то сказать – поднимите руку.
3.Не опаздывать. Ответственность за невыполнение.
4.Говорить по теме. Помнить о цели.
+2
Всем большое спасибо за мнения!
2 AnnaIvanova
Действительно, 1 вариант, 35 минут, это довольно много для короткого тренинга. Но если этот тренинг занимает больше? Во многих компаниях обучение нового сотрудника занимает неделю-две. Я даже слышал, что, например, в Альфа-банке, тренинг для нового сотрудника занимает месяц (включчач практику с тренером в отделении). Тут уже есть где развернуться, что справедливо было отмечено OTatarina. Если говорить о вопросе «зачем», то лично я считаю, что правила, которые исходят именно от участников, выполняются ими лучше, точнее.

2 Grigory

На мой взгляд правил явно больше тем те 2, что вы перечислили. К тому же, тот же регламент я бы к правилам не отнес.
2 all
Вот пример правил (тренинга длительностью 5 дней), которые раздавались участникам в распечатанном виде:
Правила участия в тренинге.
 
«Здесь и сейчас».
Оставить «за бортом» все, что отвлекает от обучения. Сконцентрироваться на том, что происходит в этой комнате.
 
Активность.
Активность на тренинге проявляется в том, чтобы:
• задавать вопросы, которые возникают, причем тогда, когда они возникают;
• озвучивать свои мысли, идеи, мнения, сомнения, возникающие по ходу тренинга, чтобы получить обратную связь и дополнительную информацию от тренера и от группы;
• принимать участие в упражнениях, играх, заданиях и дискуссиях.
 
Равноправие.
• «1 радиостанция в эфире»;
• говорить в круг;
• переключить мобильные телефоны на беззвучный режим;
• соблюдать регламент.
 
Безоценочность.
Не оценивать, а описывать действия и их последствия, чтобы анализировать и учиться.
 
Ответственность.
Ответственность за свои слова и поведение, за то, что происходит с тобой, называется внутренним локусом контроля.
 
Примеры внешнего локуса контроля (перекладывания ответственности):
На внешние обстоятельства
«Я не смог показать на камеру, как делаю это в жизни. Камера меня парализует!»
На тренинг, как метод
«Да это все игра, а в жизни все по-другому!»
На тренера
«Вы неправильно объяснили задание, вот мы и не смогли его сделать!»
На других участников
«Он меня смешил, поэтому я не смог показать себя в ситуации!»
На руководство
«Зачем мне изучать это сейчас, нам все равно не разрешать так действовать!»
 
• Говорить от первого лица («я-высказывания»), без обобщений;
• Обращаться на «ты». Это поможет более четко указать адресата своих слов, чтобы всегда было понятно, к кому обращаются, и от кого ждать ответа

Сразу скажу, в разработке этих правил участия не принимал, тем не менее согласен с ними и, в принципе, озвучиваю (если сам проговариваю правила) что-то похожее.
+2
Ну детский сад прям! Сначала руку поднять, потом встать, потом говорить. Может, еще список правильных мыслей им раздать?
0
Думаю, говоря так мы с вами переходом в плоскость «а нужны ли правила вообще?» Я правильно понял, что вы считаете, что правила тренинга не нужны?
0
Я исхожу из того, что участники тренинга — взрослые люди, знающие общие правила общения и социальные нормы, и общаюсь с ними соответственно. Никогда проблем с этим не было. Про мобильный телефон напоминаю, т.к. все равно кто-то забудет.
+1
:) Вам везет с участниками. А если человеку лет 18 и это один из его первых — а то и первый — тренингов?
С другой стороны, вот вы говорите о нормах и общих правилах, т.е. О понятиях универсальных для каждого и о том, что точно знают все.
Скините ссылку почитать? А то вдруг я и правда время зря трачу ))
0
Дмитрий, правила тренинга можно передавать собственным поведением, поведением тренера, внешним видом, речью. Просто ведите себя так, чтобы участники вели себя соответствующе.
+1
На мой взгляд, совместная выработки правил имеет смысл, если люди когда у людей только 1-2 опыт участия в тренингах. Те, кто уже участвовал достаточно, как правило, уже «наелись» выработкой правил.
Озвучивание правил тренером вполне нормальный вариант, как правило люди адекватно их воспринимают и им следуют. Я за то, чтобы не усложнять то, что можно не усложнять.
+1
2 Dmitriy_Molchanov:
В Альфе обучение менеджеров доп. офисов действительно идет 1 месяц, и его ведут несколько тренеров.
Правила там стандартизированные, неменяющиеся и прописанные, установливаются при первом занятии.

Правила тренинга длительностью 5 дней, приведенные выше, отлично подойдут для тренинга тренеров, во всяком случае никому ничего не придется объяснять, а если это будет тренинг «Деловой этикет и тд» для бухгалтерии или call-центра?

2 MargaritaFatina:
В декабре проводили тренинг, все участники из новой бизнес-единицы компании (регион), в тренингах никто ни разу не участвовал, предложили им выработать правила (для эксперимента). Возник вопрос: А что это? А зачем это нужно?

Мне кажется необходимо разнести корпоративный тренинг и тренинг в открытом формате, отсюда 2 различных подхода при установлении правил работы группы. В открытом формате тренер может эксперементировать и применять различные техники выработки правил, а в корп. формате можно отделаться «малой кровью», тем более, если обучение системно и сотрудник приходит на обучение не в 1-й раз, то он уже в курсе, какие правила будут предложены ему для соблюдения :)
+2
Конечно вопрос не в том, когда какой подход применять. Где-то важно проговорить самому, где-то отдать инициативу. Вопрос в том, в каком случае тренинг будет эффективнее.
Что касается приведенных мною правил — это 1 из вариантов, наиболее полный. В зависимости от состава участников часть правил можно опускать.
+1
Поделюсь своим опытом.

Я раньше тоже вводила правила: и так, и эдак…
Но постепенно удостоверилась, что особого смысла в них нет. Если так не принято работать в группе, то об этих правилах будут забывать при каждой более-менее напряженной дискуссии. А если так принято работать в команде всегда, то правила не нужны.

Поэтому теперь я ввожу в начале только формальные правила: отключить телефоны, не опаздывать… А вот если по ходу тренинга я вижу, что дело «плохо», я обсуждаю ситуацию с участниками, и мы вводим соответствующее правило. Так получается, что нет избыточных правил + сами участники убеждаются на практике в их необходимости и с большей охотой отслеживают их соблюдение.
+2
Спасибо! Я тоже сейчас начал уделять внимание тому, когда правила наилучшим образом соблюдаются. Пока точную динамику не скажу, т.к. С того момента как начал следить провел только 3 тренинга, но в том, где удалось выкроить 10 минут на правила(когда участники их сами предложили), они соблюдались точнее.
+1
О правилах есть хороший фильм «Правила виноделов». Одна из идей этого фильма состоит в том, что люди скорее склонны соблюдать те правила, в создании которых они сами принимали участие. Однако, на мой взгляд, будет расточительством тратить драгоценное время тренинга на разработку правил взаимодействия, если это не специальный тренинг по созданию правил проведения тренинга.
+1
Спасибо, надо будет глянуть =).
Действительно, времени порой не хватает. Но, в зависимости от ситуации, установка правил участниками может занять минут 7-10 (если особо не растягивать). Как вы считаете, такие временные затраты приемлемы?
0
Дмитрий, я считаю, что 7-10 минут вполне приемлемо. Я тут подумал, уже после того как написал свой коммент, а ведь действительно есть способы построить такую работу оперативно. Буду пробовать разные форматы, в своей работе. Спасибо за идею:)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.