Как сделать Вводный курс для новых сотрудников максимально эффективным. Часть 2.1 "Как подать?" Начинающим T&D, тренерам,...

Как и обещала, продолжаю серию топиков «Как сделать Вводный курс для новых сотрудников максимально эффективным». Первая часть была посвящена содержанию Вводного курса. Продолжим:

После того, как мы определились с содержанием очного Вводного курса, необходимо разобраться в какой форме всю выбранную информацию подать. Преподнести её можно разными способами, при этом важно помнить, что Вводный курс — это возможность с самого начала вовлечь сотрудников, “зажечь” их, вдохновить, дать возможность познакомиться и пообщаться. Значит активности и формы донесения информации на курсе должны быть соответствующие.

Лекции/презентации.
Когда речь идёт о донесении информации в очном формате большой аудитории, первое, что вспоминается — это лекции и презентации. Безусловно, их можно и стоит использовать и при проведении Вводного курса. Однако важно принять во внимание несколько обязательных условий:

• любая лекция или презентация в рамках Вводного курса должна быть яркой и интерактивной: красочные презентации, иллюстрации, вопросы.
Например, чтобы ещё раз сфокусировать людей на самых главной информации, которую они должны были усвоить и их дополнительного вовлечения, можно сделать несколько интерактивных вопросов после каждой презентации. Так, у нас в головной компании это было реализовано следующим образом: в конце каждой презентации выступающий задавал 2-3 вопроса типа “выберите правильный ответ из представленных вариантов”, охватывающих самую главную информацию. После чего каждый участник с помощью индивидуального пульта, который он получал перед блоком презентаций, делал свой выбор. Результаты общего голосования тут же отображались на экране. И, при необходимости, докладчик мог дать дополнительные комментарии и разъяснения, если видел, что что-то осталось не очень понятным. А в конце, по окончанию презентационной части, определялся победитель по совокупным результатам ответов на вопросы всех докладчиков.
Если у вас нет возможности использовать технические средства для голосования — не расстраивайтесь, можно придумать альтернативные варианты: например, оформить вопросы в качестве лотерейных билетов и собирать у участников корешки с ответами.
Такой прием отлично помогает не только вовлечь участников и обеспечить их внимание на протяжении всего лекционного/презентационного блока, но и сразу проверить и, при необходимости, подкорректировать полученные знания.

• Следующее важное условие: говоря о ценностях и принципах работы компании важно не только их озвучить (саму формулировку они могут прочитать и на сайте компании, и в брошюре нового сотрудника), но и на примерах рассказать и показать, как они работают в том или ином рабочем процессе, или деятельности компании. Запаситесь реальными примерами — это позволит сделать информацию более живой и запоминающейся.

• Еще стоит помнить о том, что какой бы интерактивной не была презентация — это большой объем информации и достаточно статичное положение участников. Поэтому, если вы делаете блок из нескольких презентаций, разбавляйте их другими активностями и формами работы.

Мы, например, при создании Вводного курса, отдали под презентации целый день. И для того, чтобы участники легко воспринимали информацию на протяжении всего дня и сразу начали взаимодействовать друг с другом, между выступлениями докладчиков были предусмотрены различные мини-активности: участники создают коллажи о компании, участвуют в викторине, собирают интересную информацию друг о друге и т.д.

Экскурсии
Когда мы собираем людей вместе мы должны понимать, что у нас есть возможность показать им то, что по отдельности у них может и не будет возможности увидеть: центральный офис, производство, маршрут торгового представителя и т.д. — в любой компании можно найти то, что вызовет интерес и даст людям дополнительные впечатления и опыт, а значит и привязанность к компании. И лояльность к услуге или продукту компании будет значительно выше, если каждый сотрудник мог своими глазами увидеть, как и из чего изготавливается продукция предприятия, как хранится, проверяется и т.д., смог на собственном опыте убедиться в ее качестве.
Если по каким-то причинам у вас нет возможности организовать экскурсию — снимите видео ролик и сделайте экскурсию виртуальной.

Видео.
Вообще, видео, как способ подачи информации, стоит отдельного рассмотрения. Ведь спектр возможностей его применения в рамках Вводного курса очень широк. Совместный просмотр такого ролика — это как поход в кинотеатр: совместные впечатления и эмоции, повод для обсуждения в дальнейшем. Для Вводного курса вы можете снять целый фильм о компании, который будет включать и её историю, и ценности, и достижения; знакомство с ключевыми лицами; отзывы клиентов и давно работающих сотрудников и многое-многое
другое. После просмотра устройте с участниками обсуждение: что понравилось, что запомнилось — и люди сами сделают главные выводы. А можете снять отдельные короткие ролики и показывать в блоке презентаций или между другми формами работы.

Круглые столы, дискуссии.
Исследованиями давно доказано, что люди гораздо легче принимают информацию если они имеют возможность обсудить её, высказать свое мнение: в не зависимости позитивное это мнение или негативное.
Один из самых известных экспериментов Курта Левина, впервые выявивший такую закономерность был проведен ещё в середине прошлого века.

Эксперимент предусматривал осуществление рекламной компании субпродуктов. Поскольку домохозяйки бойкотировали их покупку, а ресурсы военного времени не позволяли поставлять достаточное количество мяса, было решено попробовать различные варианты рекламы. К. Левин поставил цель сравнить эффективность воздействия традиционной формы рекламы — лекции и новой формы — выработки собственного коллективного решения на основе групповой дискуссии. Через неделю после проведения эксперимента опросом было выявлено, что в группах, слушавших лекцию, изменение мнения произошло у 3% домохозяек. В группах, где прошли групповые дискуссии, мнение изменилось у 32% домохозяек.

Поэтому, имея возможность обсудить полученную информацию, поделиться своими впечатлениями и сомнениями, участники буду более детально “прорабатывать” информацию. На круглые столы можно вынести такие вопросы как: роль нового сотрудника в нашей компании; опыт и знания, которыми каждый из нас может быть полезен остальным; как глобальные ценности и принципы работы компании каждый из нас может использовать на своем рабочем месте, в своей повседневной работе и многие другие.

Тренинги, обучающие игры и симуляции.
Тренинг — это такая форма работы, при которой основной акцент делается на “передачу информации” через обретение участниками личного опыта и формирование практических навыков. Этот формат тоже может использоваться во Вводном курсе, если Вам необходимо, чтобы все новые сотрудники с самого начала получили базовый набор необходимых навыков. Как правило Вводный курс включаются либо коммуникативные тренинги, либо тренинги но навыкам работе в команде, либо тренинги по продукту. Единственное помните: чтобы навык действительно сформировался 1 тренинга недостаточно, поэтому обязательно нужна будет поддержка и дополнительное развитие навыков на местах.
Обучающие игры и симуляции так же могут значительно украсить Вводный курс. Они позволяют участникам за короткий период получить яркие инсайты, познакомиться, а так же создают хороший командообразующий эффект. При этом наиболее эффективной обучающая игра будет тогда, когда она правильно подобрана и настроена под задачи. Для Вводного курса задачи, как правило, таковы: дать участникам возможность в интересной и лёгкой форме лучше узнать друг друга и понять, какова их роль в достижении целей компании, насколько важна взаимная поддержка, и как ценности компании помогают в получении общего и личного результата. Поэтому, прежде чем выбирать бизнес-симуляцию из множества игр, представленных на рынке, четко определите, какого результата вы хотите; какие ценности хотите с её помощью передать.
Однако важно не только и не столько “поиграть”, сколько после игры вместе с участниками обсудить её результаты, выделить действия, которые были успешными, и те, что, наоборот, мешали достижению общей цели. Как правило, сотрудники сами начинают проводить аналогию с реальными рабочими ситуациями и приходят к решению о том, что и как стоит делать, чтобы совместная деятельность была максимально успешной, комфортной и результативной. При хорошей организации оба процесса – и игра, и обсуждения проходят на высоком эмоциональном подъеме и с большой степенью вовлеченности людей. А это всегда способствует усилению обучающего эффекта.

Что касается форм и методов работы на Вводном курсе — это не всё. Ждите продолжения! Часть 2.2.

Как и всегда готова отвечать на вопросы и буду рада дополнениям

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.