Как сделать Вводный курс для новых сотрудников максимально эффективным. Часть 2.2 "Как подать?" Начинающим T&D, тренерам,...

Это продолжение топика «Как сделать Вводный курс для новых сотрудников максимально эффективным. „Как подать?“ про форматы, которые можно и стоит использовать при организации Вводного курса для новых сотрудников.
А началось всё с Как сделать Вводный курс для новых сотрудников максимально эффективным. Часть 1.»Поговорим о содержании"

Итак, продолжаем про форматы:
Командообразующие игры и активности.
Мы говорили о том, как важно дать новым сотрудникам возможность выстраивать сеть контактов и налаживать взаимодействие друг с другом, поэтому необходимо предусмотреть и выделить отдельное время на курсе, когда участники могут пообщаться, лучше узнать друг друга, обменяться контактами. Многие из вышеописанных форм работы частично уже работают на эти цели. При этом можно дополнить курс более целенаправленными активностями. Мы, например, в самом начале курса давали каждому участнику слово и просили представится (имя, фамилия, должность, департамент, филиал) и рассказать о своих ожиданиях от курса. Как ни странно, это занимает ни так много времени: на нашем курсе в 40 человек эта процедура занимала не более 20 минут. При этом уже с самого начала участники курса имели представления друг о друге и понимали к кому как обратиться и с каким вопросом можно подойти.
Не бойтесь использовать и различные командообразующие игры типа “веревочных курсов” и им подобные — здесь они будут вполне уместны. Они не дают особых навыков и знаний, но дают отличный заряд энергии и эмоционально сближают участников, что необходимо для формирования единой команды, настроенной на одну волну.
Как ни странно и ни удивительно это прозвучит от специалиста по обучению, но задачи по созданию вовлеченности и формированию network так же отлично решает хорошо организованный банкет или торжественный ужин, где сотрудники могут в легкой и свободной форме пообщаться друг с другом. Дайте слово, возможность сказать тост представителям разных филиалов и департаментов; пригласите на банкет кого-то из ключевых лиц компании, с которыми людям было бы интересно пообщаться; сами открыто общайтесь с людьми и… и не мешайте. Результат вас поразит.
Еще один важный момент, о котором важно помнить, если вы хотите обеспечить networking: не занимайте мероприятиями и активностями всё время участников. Предусмотрите в курсе свободное время, когда люди сами смогут выбирать с кем и о чем общаться. Казалось бы это очень простая и банальная мысль. Тем не менее многие забывают о ней и, опасаясь, что участникам будет скучно или “выделенное на обучение время не будет востребовано”, расписывают программу курса с 8 утра и до 12 вечера, что не даёт ожидаемого эффекта.
Давайте людям повод, вдохновение, время и свободу общения — остальное, поверьте, люди отлично сделают сами.

“Ритуалы” и “посвящения”.
В древние времена для того, чтобы новичок стал “своим”, был “принят” коллективом, он должен был пройти тот или иной обряд инициации. Конечно, в процессе эволюции “ритуалы” значительно модифицировались, при этом сила их “психологического воздействия” остается достаточно сильной. Не зря устраивают все возможные “посвящения в эмо”, “посвящения в студенты” и т.д. Эти ритуалы дают человеку четкое понимание “вот теперь ты в наших рядах, мы тебя признали и приняли, ты один из нас”.
Именно поэтому, многие компании придумывают самые разные процедуры “посвящения” новичков, чтобы дополнительно усилить чувство причастности, принадлежности, принятия.
“Ритуал посвящения в компанию” на Вводном курсе может быть как шуточным, так и достаточно серьёзным. Вот лишь несколько простых примеров, от которых можно отталкиваться при создании Вводного курса в своей компании:
1. В традиционных ритуалах, человек должен был пройти ряд испытаний, для того, чтобы его признали “своим”. Подготовьте такие “испытания” и для своих сотрудников. Например, проведите “проверку деловых качеств” новых сотрудников и предложите им найти оригинальный выход из ситуации: “что делать, если вы застряли в лифте с генеральным директором” или “если вас случайно заперли в офисе поздно вечером”. Главное, чтобы их могли преодолеть все.
2. Так же посвящение часто сопровождается клятвой. Дайте людям текст стандартной “фирменной клятвы”, которую вы написали заранее, или попросите каждого придумать свою. Текст такой “клятвы” может быть как более менее серьёзным, так и достаточно шуточным. Привожу самый банальный вариант в качестве примера, чтобы просто понятно было:
«Клянусь пред Богом торговли Гермесом, беря его в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующие обязательства:
• Почитать своего руководителя наравне с родителем;
• Полученные знания и опыт безвозмездно передавать другим;
• Воздерживаться от причинения вреда и несправедливости клиенту;
• Чисто и непорочно проводить свою жизнь на рабочем месте, действуя только на пользы компании;
• Что бы я ни увидел или услышал касательно жизни людской и дел фирмы из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи коммерческой тайной...”

3. Ещё “инициируемые” получали различные символы своего нового статуса. Поэтому можно подготовить для новичков различные свидетельства, значки, статуэтки.
4. И получали напутственное слово “старшего” поколения к “младшему”. Пусть это будет слово от генерального директора или, например, от сотрудника, дольше всего работающего в компании к новым сотрудникам.
Мы для своих сотрудников делали следующее: Мы создали символ курса — дерево. Оно символизирует компанию – гибкое, но стойкое, с корнями (ценности) и листьями (сотрудники). И сделали его материальное воплощение. В конце каждого курса участники получают зеленые листья с этого дерева, где пишут, что для них значит компания, а затем прикрепляют их к дереву. У нас само собой сложилось так, что люди выходят к дереву по очереди и не только прикрепляют листок, но и озвучивают, что на нём написано, делятся впечатлениями от курса. Ритуал стал отличным завершением программы. И с каждым курсом крона дерева всё разрастается и каждый сотрудник может найти на нём свой листочек…
Проявите фантазию, создайте такой “ритуал”, который был бы отличительным и особенным именно для вашей компании.

“Инъекции впечатлений”.
Чтобы продлить эффект от курса на максимально длительный срок и ещё раз стимулировать “вовлеченность” и “networking” вы можете подготовить еще одну или несколько “инъекций впечатлений”. Мы, например, через месяц после курса разослали всем участникам диски с презентациями, видеозаписями и фотографиями наиболее ярких моментов курса, небольшие буклеты с основными выводами, сделанными участниками. Для этих целей так же можно использовать Интранет.
«Инъекция впечатлений» дает участникам дополнительный заряд энергии. Сотрудники снова начинают обсуждать то, что было на курсе, обращаться к презентациям и т.д., таким образом удается продлить и закрепить обучающий эффект.

Это общие рекомендации и варианты того, что может быть. Помните, что окончательная форма Вашего курса целиком и полностью зависит от стоящих задач и Вашей фантазии!


Как и всегда готова ответить на вопросы и, конечно, буду рада любым дополнениям!

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.