Платформа для Learning Management System (LMS) Информационные системы

Чего только не находишь на просторах глобальной сети. Хочу поделиться с вами одной из таких крайне полезных находок — готовая платформа для Learning Management System (LMS — система управления обучением), которую можно свободно скачать из сети (распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом) и использовать для сознания курсов и ведения всей отчётности по обучению — Moodle.
Думаю, уже по тому, что её можно свободно скачать понятно, что разработка зарубежная (Австралийская) :) Что только добавляет ей плюсов :)

Платформу можно настроить на работу не только на английском языке, но и на многих других, включая русский. Более того, есть русскоязычный форум, где можно задать вопросы, найти какие-то обновления и подробные инструкции как работать с программой.

С помощью данной платформы есть возможность:
— создавать и проводить курсы
— вести отчётность и статистику по обучению
— проводить оценку обучения
— проводить опросы и анкетирования
— сохранять знания! (есть всевозможные базы данных, форумы, wiki)
— и т.д.
Вот здесь более подробно расписаны основные возможности Moodle, а здесь можно посмотреть примеры реализации некоторых (на русском языке).

Буду рада, если кому-то пригодится!

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
Про moodle знаю уже как с полгода — когда возник вопрос внедрения e-learning-a. Меня тогда оччень привлекла эта система своей доступностью и бесплатностью.
Однако именно как «платформа», имхо, она не используется (ежели я все правильно помню ;-)), скорее как среда для разработки сайтов и e-курсов.

PS да и сам Moodle расшифровывается как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда» (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment)
+2
Ну, для меня «платформа» — это то, на чём что-то можно строить :) Или я чего-то не понимаю?
Чем «среда» от «платформы» отличается?

А ты её подробно смотрела? пользовалась? Как впечатления?
Мне просто сейчас не очень актуально. поэтому подробно не изучала.
+2
Подробно не смотрела — только мельком; не пользовалась (честно — как-то руки не дошли :) ).

— «среда» — это больше относится к ПО (например, уровень операционной системы);
— «платформа» — более широкое понятие, которое может сочетать аппаратные и программные средства (т.е. «железо» и ПО), и может включать в себя также обслуживание, технологии и т.п.

хотя, если заходить с твоей стороны — это может быть про одно и то же :-)
0
Кстати, нашла ещё один русскоязычный содержательный форум по Moodle, если кому-то нужно.
+1
Moodle прекрасная система для университетов. В своем базовом бесплатном варианте для компаний подходит не очень, т.к. построена вокруг концепции страниц преподавателей и групп и заданий которые они (преподаватели) выдают обучемым. Корпоративный e-learning это в первую очередь курсы для самостоятельного изучения и тесты, инструменты контроля, автоматического назначения и завершения, акцент на отчетность и анализ результатов.

Я почти не встречал компаний, которые организуют e-learning в форме организации групп обучаемых, закрепления за ними тьюторов и прогона по учебной программе (как в вузе). Такое тоже бывает, но не как основная форма обучения.

Есть версии (настройки) Moodle для компаний, но они платные. В этом смысле мне кажется более разумным искать систему изначально предназначенную для корпоративного обучения, а не выбирать вузовскую LMS дотянутую за уши до корпоративного решения.
+3
Алексей, спасибо за Ваш экспертный комментарий.
Я тоже, когда просматривала Moodle, увидела заточку больше под ВУЗы. Хотя, думаю, что под базовые нужды компаний программу вполне можно использовать и даже очень успешно.

Кстати, а есть ли какие-то платформы, находящиеся в свободном доступе, как и Moodle, только больше заточенные для корпоративного обучения?
То что, есть платные — это понятно. Но компании разные и по размеру, и по бюджету, и по собственным IT-возможностям и кому-то может быть полезно найти что-то подобное.
+1
Маргарита,
если перефразировать ваш вопрос — «есть ли продукты, такие же хорошие как коммерческие, только бесплатные?». Скажу вам по секрету — большинство программистов такие же люди как и HRы, т.е. у них есть потребности в еде, покупке квартир, машин, домов, поездке в отпуск. Как следствие, большинство программистов совсем бесплатно не работают :)

Все просто избалованы бесплатными программными продуктами, хотя никому в голову не приходит просить тренеров поработать бесплатно или рекрутеров задаром подбирать персонал…
0
Это все как-то не мешает Гуглу давать миру десятки уникальных отлично сделанных бесплатных сервисов. А деньги зарабатывать в других местах и другими способами (в т.ч. предоставляя часть этих же сервисов корпорациям в усовершенствованном под нужды корпораций виде).
Так что ваша позиция какая-то недальновидная, мягко говоря. С таким настроением Гугл не построишь.
+2
1. Не все хотят строить гуглы, кто-то должен и булочки продавать :)
2. Не устанете ждать, когда все станут дальновидными и начнут раздавать программное обеспечение b2b бесплатно? мы тоже встанем в очередь по раздаче софта даром где-то за 1с
0
Я понимаю ваш сарказм, хотя не разделяю его.
Никто ведь не предполагает, что именно вы (ваша компания) должны предложить бесплатное решение, о котором говорила Маргарита. Предполагалось, что как человек, чуть более глубоко знающий рынок, вы сможете что-то порекомендовать. Т.к. такие решения очевидно есть. И будут.
Потому что среди ИТ-компаний, по крайней мере на западе, достаточно тех, кто «хочет строить Гуглы», а не «стоять в очереди за 1С». Да и сам Гугл не дремлет.
+2
На Западе я не знаю практически ни одной компании или бизнес-модели, которые бы предоставляли профессиональные сервисы или продукты бесплатно на достаточно узкой нише B2B рынка (мы же говорим о специфическом корпоративном ПО).

На массовом рынке таких бизнес-моделей действительно много и Гугл одна из таких компаний.

Бесплатно софт можно раздавать если рынок велик, и 1% пользователей, из числа скачавших ваш софт бесплатно, которых вы уговорите заплатить за сопутствующий сервис и дополнительные опции может вас прокормить. Корпоративный рынок e-learning и talent management систем слишком мал для этого. Говорю вам как человек, который подобные эксперименты с бесплатным ПО уже проводил.

А так, любое бесплатное ПО живет и развивается только потому, что за него кто-то платит. Как вы думаете какая операционная система стоит в безумно дорогом медицинском оборудовании (томографах и т.п.)? Или других серьезных системах, включая военные, которые производят HP, IBM и т.п… Задумайтесь и поймете за чей счет существует бесплатный Linux.
0
Поддержу Анну. Есть достаточно много качественных решений, бесплатных для пользования, создатели которых зарабатывают на другом (понятно, что кушать хотят все).
Более того, есть случаи когда и тренеры, и тренинговые компании, и рекрутеры и многие другие готовы работать бесплатно. Они просто получают отдачу в другом.

Если же вернуться к теме, то мой вопрос не совсем не про это. Я готова допустить, что среди платных продуктов можно найти более качественные и гибкие, чем те, что находятся в открытом доступе. Тем не менее уверена, что среди последних есть те, которые можно достаточно эффективно использовать. Вот про них я и спрашивала.
+1
Маргарита,
мне кажется, ваш настойчивый интерес к бесплатному ПО объясняется тем, что вы считаете, что при внедрении автоматизированной системы (в данном случае LMS) основные затраты приходятся на лицензии. Это большое заблуждение!

Рассмотрим 2 варианта — внедрение бесплатного ПО (Moodle, Sakai) и коммерческой СДО (возьму для примера WebTutor) для создания проекта корпоративной системы дистанционного обучения.

Стоимость лицензий:
— Бесплатная система — $0
— Коммерческая система — $5000

Стоимость установки:
— Бесплатная система — посчитайте время вашего админа и его стоимость
— Коммерческая версия — $0 (входит в стоимость)

Стоимость технической поддержки:
— Бесплатная система — посчитайте время вашего админа и его стоимость, попробуйте уговорить своего ИТ директора взять на себя ответственность за всю поддержку
— Коммерчская система — $0 (в первый год), далее $1000 в год

Стоимость поддержки в год (прикладной администратор системы):
— примерно одинаковое — $35.000 (человек с з.п. 60.000 рублей в месяц + налоги)

Стоимость создания контента в год (разработчик электронных курсов):
— примерно одинаковое — $45.000 (человек с з.п. 75.000 рублей в месяц + налоги)

Зарплаты реальные московские.

Стоимость железа и системного ПО:
— примерно одинаковое — $5.000 — 10.000

Стоимость дополнительного траффика для доступа к СДО в регионах:
— примерно одинаковое — посчитать очень сложно, но в больших проектах может измеряться десятками тысяч

Итого даже если стоимость поддержки и внедрения бесплатного ПО будет эквивалентна коммерческому (что сомнительно, т.к. придется все делать самим вашим ИТ специалистам), то доля лицензий в общих затратах не проект на превысит 5-10%. Т.е. вы пытаетесь экономить в очень небольшую сумму от общих затрат. И съэкономив, получаете бесплатную систему за которую вы сами несете полную ответственность, не можете никому пожаловаться если что-то сломается, вызвать к себе специалиста тех. поддержки и т.п.
+2
Алексей, «настойчивость интереса», судя по всему, сложилась из-за того, что мне пришлось несколько раз вернуться к одному и тому же вопросу, на который я так и не получила ответа :))
Хотя, пожалуй, в последнем комментарии ответ прозвучал, хоть и не развёрнуто — Sakai :)

А за приведённые расчёты искреннее спасибо, т.к. эта действительно полезная информация для тех, кто выбирает между выбор платных и бесплатных решений.

0
Маргарита, чтобы завершить дискуссию:
вы явно не хотите понимать, что разница не в том бесплатная система или нет. При выборе Moodle или Sakai (которые так уже вышло что бесплатные) и системой заточенной под корпоративное обучения (почти всегда коммерческой) вы выбираете между двумя принципиально разными подходами к обучению.

Moodle даже не называет себя LMS, поскольку слово Management, присутствующее в этой аббревиатуре противоречит центральной идеологии продукта — Social Constructionism. Moodle это среда (VLE — Virtual Learning Environment, а не LMS) или как ее называют в UCLA (одно из крупнейших внедрений Мудла в мире) — CCLE (Common Collaborative Learning Environment).

Там по определению нет того что, как правило нужно компаниям. В том числе потому, что роль преподавателя, управляющего своими студентами, имеет существенно большее значение в университете чем в компании. В компании, как правило 1-2 администратора на 5000 человек и никаких тьюторов и важна эффективность и автоматизация, а не социализация студентов.

Чего нет в конструктивистских системах:
— управления обязательным обучением
— привязки планирования и управления обучением к должностям и подразделениям
— планирование и контроль обучения с привлечением руководителей
— жесткий контроль сроков и последовательности обучения с автоматизацией переходов между этапами

Нет не потому, что система плохая — она просто построена по совсем другому принципу. Попробуйте (ибо бесплатно) и убедитесь сами. При этом я знаю компании, использующие Moodle — значит кому-то такая схема подходит. Удачи!
0
Алексей, извините, но мне крайне тяжело вести беседу, тем более конструктивную, когда за меня решают «что я хочу понимать», «какой у меня интерес» и прочее. Мы с Вами явно про разное.
0
Маргарита, не собирался Вас обижать, хотел подчеркнуть важное различие, которое, по моему наблюдению, не понимает большинство HR-специалистов с которыми приходится общаться (по крайней мере не понимает в начале своей работы с e-learning решениями т.к. оно не очевидно).

Если вы принадлежите к продвинутому «меньшинству» — очень за Вас рад.

Удачи в поисках бесплатных решений!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.