Новые технологии как возможность повысить эффективность обучения Информационные системы

  • Технологии всё больше внедряются и интегрируются с физическим миром вокруг нас

  • Поддержка обучения в нужное время, в нужном месте и в нужном контексте значительно повышает его эффективность

    • Ни для кого не секрет, что темпы технического прогресса в современном мире колоссальны. Уже сейчас говорят о том, что как минимум теоретически возможно создание плаща-невидимости или телепорта. При этом сами технологии стремятся сделать всё более невидимыми и незаметными, они становятся всё меньше и всё больше интегрируются в мир вокруг нас, из-за чего значительно меняется взаимодействие человека с ними. Уже в норму вошли игровые консоли, с помощью которых пользователь может играть в игру просто с помощью движения руками, ногами и другими частями тела. И подобное этому управление уже реализовано на всевозможных смартфонах, сенсорных экранах ноутбуков и телевизоров. И совершенно ясно, что подобные технологии будут и дальше активно развиваться и любое устройство, поверхность сможет стать интерфейсом для коммуникации. Но и это ещё не всё. Многие технологии уже можно “примерить на себя”. Например, очки, позволяющие смотреть фильмы с чувствительностью 52 дюймового экрана или камера, которая снимает и записывает всё, что вы говорите и делаете, и может сохранять всё это в вашем “жизнехранилище” или напрямую транслировать его на вашей страничке в Интернете (если, конечно, вы этого хотите). Так или иначе, чем дальше, тем больше стирается грань между реальным и виртуальными мирами. Хорошо это или плохо — это предмет бесконечных дискуссии, но сейчас хотелось бы посмотреть на развивающиеся технологии под другим углом: как они могут способствовать повышению эффективности обучения.
      С помощью новых технологий мы совсем скоро сможем многое. Например, “расширить реальность” с помощью специальных приложений для мобильных телефонов, автоматически комментирующих мир вокруг нас. Это позволит быстрее получать необходимую информацию, делать тот или иной выбор. И, хотя пока самые популярные из подобных разработок (например, Layar и Google Goggles) носят развлекательный или маркетинговый характер, уже сейчас можно отметить и потенциал этих технологий в обучении и его поддержке.
      Например, мы можем снабдить специальными штрих-кодами определенные физические пространства, объекты в офисе или на производстве. И тогда простой процесс наведения камеры телефона на данный объект позволит человеку мгновенно получить информацию о нём. Это может стать отличным способом помочь новому сотруднику быстрее освоиться на рабочем месте, получить советы по технике безопасности или использованию того или иного оборудования (например, удаление замятой бумаги из принтера :)). Прямые ссылки на короткие “покажи мне” (видео или фотографии) помогут быстрее найти необходимую информацию, получить ответы на тот или иной вопрос или помощь решить стандартную проблему, а, следовательно, сэкономить время для всех заинтересованных сторон.
      Еще один пример: по мере развития технологий, мы можем легко интегрировать их в нашу повседневную работу, тем самым создавая вспомогательную базу знаний и различные руководства, к которым могут иметь доступ другие. Так BMW создали видео показывающие, как механик может использовать “ heads-up display glasses” (прибор в виде очков, работающий по вышеописанному принципу), чтобы провести последовательную процедуру обслуживания автомобиля. И выгоды, которые открываются при использовании подобной технологии серьёзные: с таким гаджетом один механик может обслуживать гораздо большее количество разных моделей автомобилей и более сложные системы. Более того, это уменьшает необходимость точного обучения для каждого конкретного случая, обеспечивая своевременную поддержку. Безусловно, сама идея такой поддержки не нова. Ещё в конце 20 века ряд автомобильных компаний использовали видео, чтобы показать, например, как разобрать, исправить и собрать двигатель. Главное отличие современных технологий в их скорости, связанности с реальностью, мобильности и большей эффективности.
      Смартфоны и игровые консоли так же открывают новые возможности для тех, кто занимается обучением и развитием. Они позволяют вырваться из привычного учебного класса и создавать поддерживающее обучение в любом месте: сотрудник нажимает кнопку “обменяться опытом по вопросу..” и получает немедленную и экспертную поддержку. Так, например, человеку, передающему работу новому сотруднику нет необходимости весь период присутствовать на рабочем месте, так как по сути он итак на связи.

      Дальше об уже ни раз упоминавшихся здесь в топиках компьютерных играх. Если вникнуть в суть, то в играх создаётся мощная мотивационная модель, стимулирующая повторять практику и совершенствовать мастерство. Возможность повышения уровня и достижения успехов заставляет пользователей пытаться снова и снова улучшать свои результаты. При этом некоторые игры поражают своим богатством и сложностью, и являются чрезвычайно эффективной учебной средой, достаточно точно имитирующей конкретные сценарии реального мира. И совсем не совпадение, что ведущими в использовании подобных технологий для обучения являются военная, медицинская и авиационные области, сталкивающихся с жизнью и смертью. Но эти технологии с успехом могут быть использованы и в других областях, таких как строительство, здравоохранение, безопасность, обслуживание клиентов, управление и других, с которыми мы сталкиваемся и работаем. И на первых порах совсем не обязательно, чтобы эти технологии обязательно включали в себя супер 3D-графику или сложный искусственный интеллект.
      Кроме этого, при использовании технологий, расширяющих реальный мир вокруг нас, мы можем ещё более реалистично воссоздавать те или иные конкретные ситуации для получения или проверки знаний. В том числе, работая с поддержкой коллег и экспертов даже в том случае, если физически они не присутствуют рядом с нами.

      Безусловно, всё вышесказанное не значит, что новыми технологиями стоит заменить всё обучение. Всё-таки всегда важен баланс. При этом вполне возможно и эффективно дополнить обучение в классе поддержкой с помощью новых технологий или вплести получение знаний в повседневный опыт.

      По мотивам материалов trainingzone

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
мне оочень интересно заглянуть в будущее обучения (в его технологическую сторону) — лет этак на 10-15 вперед… :)
0
ну так никто не мешает этого сделать? ;)
Оксан, вот у тебя какие предположения по поводу того какие ещё технологии и как будут использованы в обучении?
И, кстати, думаю, что уместны будут не только предположения, но и пожелания и просто фантазии. Ведь часто технологии идут именно за ними, воплощая их в жизнь. Поэтому предлагаю смело фантазировать!
0
ну, мечтать-так мечтать! :)
Представляется T&D, который, как алхимик, путем легкой и непринужденной беседы выявляет необходимые области и направления развития (весь спектр!) сотрудника и составляет для него «волшебный порошок / пилюлю» («принимать 2 раза в день в течение недели, а то эффекта не будет! :)») Тот принимает — желаемый эффект достигается!
Причем «порошок» составляется с учетом инд.особенностей, целей по развитию и бизнес-контекста.

А если про технологии: обучение становится все более и более мобильным. Технические навыки, мне кажется, должны будут вообще выйти в виртуальную реальность, с софтами (soft skills), возможно это будет несколько сложнее, но искусственный интеллект нам поможет. :)
Главное — помнить, что живое человеческое общение все равно не заменишь… ))
0
Мне кажется, стоит обратить внимание на пару технологий, которые могут изменить подходы к обучению с помощью ИТ:
— Microsoft Kinect и им подобные (распознавание жестов и движений — может помочь при отработке навыков)

— подлинное мобильное обучение, причем с использованием устройств, которые могут общаться между собой (например, потащили пальцем картинку на одном планшете и она перетащилась на соседний — вот где пространство для деловых игр). С появлением iPad и им подобных планшетов максимум учебного контента и мультимедии будет доступна где угодно и в любом объеме. Сегодня в одной нефтяной компании слышал про планы раздавать iPadы персоналу на промышленных площадках на крайнем севере (как они там в -40 будут работать?)

И самое главное — сколько ни фантазируй, никогда нельзя угадать будущее технологий. 3 года назад про массовое распространение планшетов никто не думал, но вышел на сцену Стив Джобс и через год уже рапортуют о падении спроса на обычные компьютеры, а на выставке в Вегасе презентуют 60 вариантов планшетов от всех производителей…
+2
Алексей, спасибо за дополнение. Действительно, все эти технологии вполне применимы в нынешнем и будущем обучении.

Что касается «технологий будущего», то, как мне кажется, они как раз и рождаются из фантазий. Пусть не большинства (было бы слишком просто). Как только появляется мысль «а что если бы… компьютеры были бы маленькими и их можно было носить с собой в кармане… а номер телефона набирать без помощи рук… и т.д.» И как только появляются таки фантазии, сразу кто-то начинает придумывать, как их реализовать.
Поэтому, мне кажется, фантазировать очень даже полезно :)
0
Маргарита,
фантазировать очень даже полезно. Только нужно отдавать себе отчет, что вероятность угадать ту технологию, которая реально «выстрелит» через 2-3 года близка к нулю.

А те, кто умеют угадывать, вовремя покупают акции Google и могут уже больше никогда не угадывать и не работать :)
0
Хм, угадывать — это другое. Угадывать — это выбирать наиболее перспективное из того, что уже близко к реализации. А фантазировать — придумывать что-то совершенно новое. И то и другое полезно в своё время.
0
Если пофантазировать:

1) Загрузка знаний и навыков напрямую " в мозг". В к/ф «Матрица» гери могли скачивать и инсталлировать любые навыки — от кунг-фу до вождения вертолета. Возможно, до такого уровня нам и не дойти (да и не факт, что это реально в биологически-психологическом смысле), но неверняка технологии будущего позволят заметно повысить эффективность передачи и усвоения любой информации.

2) Повышение способности к обучению. Ребенок бьстро учиться благодаря т.н. «сензитивным периодам» — определенным периодам времени, когда психика «особа уязвима» к определенным внешним стимулам и запускается процесс активного целенаправленного обучения. Например — овладение речью. Прогресс в таких областях, как нейрофизирология, нейропсихология и когнитивная психология могут позводить «запускать» на уровне нейронных сетей «обучающие программы», повышающие пластичность, способность усваивать информацию.

3) Совсем фантастика — нанороботы, «плетущие» нейронные сети. Вооруженные последними знаниями, эти миниатюрные создания будут выполнять функцию «нейронных архитекторов», создающих систему максимально эффективного взаимодействия между отдельными отделами мозга и внутри них. Например, можно будет создать дополнительную специальную систему управления подкорковыми отделами мозга, лимбической системой, что позволит сознательно контролировать эмоции (убирать гнев, стимулировать радость), вегетативные функции организма (повышать-понижать давление) и т.д.
+2
А из более реального — освоение виртуальных пространств с использованием гаджетов типа шлема и перчаток,
3,4,5 — D симуляторы реальности с возможностью воссоздавать любые контексты (публичные выступления,, переговоры и т.д.). Обучение не выходя из дома в виртуальных классах, семинары и тренинги с участием виртуальных тренеров на тысячи человек on-line.
+2
да-да, Григорий, с виртуальной реальностью (при таких темпах развития технологий) все оччень может быть!
0
А вот это всё (ну или почти всё), на сколько я знаю, уже есть. Правда к нам пока не дошло :)
0
Вот пара ссылок:
websoft-elearning.blogspot.com/2010/12/volkswagen.html — цифровые проекции в обучении персонала
websoft-elearning.blogspot.com/2008/12/second-life_09.html — американская армия в виртуальном мире SecondLife

Только не стоит думать. что то что может позволить себе армия США могут использовать все. Я подозреваю, что бюджет на обучение персонала одного авианосца равен всему корпоративному учебному бюджету россии

+2
мдааа… остров в SL — это круто…
и там, где военные уже вовсю используют новые мобильные технологии и гаджеты, мы только планируем покупать их поштучно… :(
По сообщению BBC, армии Великобритании и США успешно используют iPad для подготовки солдат к спецоперациям в Афганистане. Королевская школа артиллерии в Уилтшире использует iPad, обучая солдат ведению «огневой миссии», т.е. сопротивлению вражескому огню с расстояния в несколько миль.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) тоже заинтересовалась продукцией Apple и, согласно сообщению издания «Ведомости», разместила заказ на закупку двух планшетных компьютеров Apple iPad 3G

источник

+1
Интересно, как они их всё-таки используют? статья как-то об этом умалчивает :)
0
Спасибо, интересная информация.
Идея с применением цифровых проекций в обучении давно кажется мне интересной и перспективной. Это позволит, с одной стороны, сделать обучающую среду более приближенной к реальности на нужных этапа. С другой, позволит сделать обучение ещё более разнообразным и интересным.

Что касается использования площадки SecondLife, то её используют (точнее использовали, т.к., на сколько я знаю, SecondLife последнее время подзагнулся) очень много западных компаний.
Например, проводят там конференции со своими сотрудниками. Т.е. приглашают в какое-то здание, в какой-то зал в этом виртуальном мире своих сотрудников со всего мира в определенное время. Каждый сотрудник на своем компьютере создаёт своего персонажа и им приходит на конференцию. В отличии от обычных он-лайн конференций, кна виртуальной конференции в SecondLife сотрудники могут не только слушать и смотреть презентацию, но и передвигаться по залу, общаться с другими людьми и т.д. Это позволяет сделать конференцию достаточно живой и при этом мало затратной.

З.Ы. Алексей, в блоге встречаются достаточно интересные статьи по вопросам обучения и около обучения. Нас тоже здесь хоть иногда радуйте интересными топиками по своей теме. :)
0
Спасибо за фантазии!
И по-моему, всё вполне осуществимо в реальности, т.к. говорят о подобных фантазиях уже давно и достаточно регулярно. А такие тенденции обычно выливаются в реализацию в реальности (по крайне мере в том или ином виде). Почему нет :)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.