• li99
  • 05 мая 2010, 12:52

Индивидуальные планы развития. learn2learn

Коллеги, добрый день!
От топика «Активность в обучении глазами сотрудника» отпочковалась отдельная смысловая линия «Составление ИПР». Какая есть идея: попробывать резидентам Рекуклета составить для себя свои личные ИПРы, включающие как профессиональные цели, так и личные, а так же развитие тех качеств, которые каждый хочет в себе развить. Поделиться опытом, как кто это делает, какие сложности встречает на своем пути (установочные и навыковые), к каким последствиям приводят ИПРы. В чем сложности реализации и нужно ли транслировать все это на других людей?
Структурирую:
1. Как я умею это делать (знаю, как это делать). Здесь предлагаю прямо описывать технологии-инструменты, лучше даже с примерами.
2. Какие есть сложности в написании. Или почему я никогда не буду писать ИПР (может кто-то очень против и знает почему).
3. Как реализуется и какие есть результаты.
4. Нужно ли распространять эту практику на сотрудников, близких, знакомых и т.д.
5. Можно и нужно ли это делать системно — внутри или вне корпоратива?

Я сегодня напишу про свой ИПР и про модель Tell-Show-Do, которую я использовала. Надеюсь вы присоеденитесь к этой идее и поделитесь своим опытом и инструментами. Спасибо за поддержку Маргарите, Юле и Александру!

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
По пунктам мною же и предложенным:
1. Знаю модель «Tell-Show-Do». Знаю ее из своей корпоративной практики. Ее для нас разарбатывала (а может и не разрабатывала, а адптировала) одна очень известная консалтинговая компания. Модель сразу ассоциируется с наставничеством, но здесь немного про другое. Модель нацелена на развитие компетенций. Tell — книги, журналы, сайты (то есть любая кодифицированная информация), тренинги, вебинары, лекции (информация передается от одного человека к другому в практически неизменяемой форме и от реципиента не зависит). Show — обучиться на опыте другого человека — здесь живет наставничество или просто «подгляделки», посмотрел как делает коллега и делаю так же, но с учетом своих особенностей. Запросить обратную связь. От клиента которому оказываю услугу, от коллеги с которым постоянно общаюсь. То есть от любого человека, который волей-не-волей учавствует в развитии моей компетенции. Do — делай! Либо вступить в какой нибудь проект, где можно развить требуемую компетенцию (например развиваю «дружелюбие», вступаю в армию волонтеров, которые собирают деньги на помощь больным детям. Без дружелюбия здесь никуда). Либо в процессе своей работы выделяю области где можно проявлять побольше этого дружелюбия и начинаю его проявлять. Для эффективного развития нужно под каждую задачу использовать все три подхода — что-то из расскажи, что-то из покажи, что-то из делай.
Когда я писала свой план, я работала со своими качествами и со своими целями по работе и «по жизни». Например это выглядит так: Хочу улучшить свои навыки в кулинарии (к 31.12.2010) — Готовить (с большой буквы) не менее одного раза в день, блюда в течении недели не повторяются более 2-х раз… (смех смехом, а у меня здесь все не очень хорошо). Найти два-три кулинарных сайта. Еженедельно выискивать там 1-2 новых рецепта. (Расскажи). Приходя в гости интересоваться у хозяйки рецептами понравившихся блюд (покажи). Готовить 1-2 новых блюда в неделю. (Делай). Запрашивать ОС у мужа и у детей :).
2. Сложности. Я уже говорила ранее, что сложно начать и перенести корпоративный опыт (где мы развиваем компетенции нужные компании) на себя и начать развивать, то что хочу я… Знаю только этот инструмент, может есть лучше.
3. :) Считаю, что распространять нужно :). Это очень помогает в принятии отвественности за свое развитие и очень структурирует процесс.
4. Корпоратив или нет. Не знаю… Мне видится, что это дело каждого человека. Бывает трудно поставить себе цели, понять КУДА мне двигаться. А без этого ИПР не составишь. Но эти вопросы нуждаются в ответах, мне очень помог коучинг, может кому-то достаточно своих способностей к рефлексии и целепологанию. Бывает, что среда формирует твои цели и это нормально, но важно понимать свою траекторию или хотя бы помнить, что ты ее рисуешь, а не кто-то за тебя. Поэтому мне видется, что людям стоит это делать самостоятельно или при помощи независимого консультанта по развитию. Вы таких не знаете? :) У меня есть навязчивое желание вступить в их ряды :).
+2
Отвечая на поставленные вопросы:

1. ИПР вытекает из ежегодных целей (у меня). Т.е. я сначала формулирую цели, которые хочу достичь к концу периода, под них формирую план развития. В качестве инструмента использую GAP-анализ. Помимо целей, источником для ИПРа служит обратная связь от значимых людей; идеи, которые приходят в голову во время встреч с коучем.

Я фиксирую финальное состояние, к которому хочу прийти, но не всегда фиксирую план действий, оставляя себе возможность для маневра.

2. Сложности могут быть связаны с тем, что 1. многие вещи не развиваются. 2. я не владею инструментами развития 3. наличие внутриличностного конфликта препятствует сформулировать пути развития.

3. По-разному. Наиболее впечатляющие результаты достигаются при наличии давления со стороны внешней среды, ну и значимости цели, конечно. Например, когда в прошлом году нужно было стартовать с проектом в области корп. культуры, то мне хватило 1,5 месяцев, чтобы освоить необходимый минимум для успешного старта проекта. До этого момента я года два собиралась почитать что-то на эту тему:)

4. Личный выбор каждого.

5. В бизнесе — да, лучше ничего не придумано пока. В остальных областях — личный выбор каждого.
+2
Хочу порассуждать над твоим третьим пунктом… Поправь меня, если я что-то не так помню, но мне кажется, что ты шла в ту компанию именно потому что тебе был интересен проект над которым ты УЖЕ задумывалась в течение двух лет. То есть работа в данной компании соотвествовала твоему индивидуальному плану развития. Корп. культура это не 100% L@D тема, ну то есть совсем не она и тем не менее она была в твоих целях.
Собственно именно про это я и веду речь :). При понимании СВОИХ планов мы можем выбирать место работы и быть полезными там и радовать, развивать себя :).
По поводу твоего замечания (из блога про «обучение глазами...») о способности народонаселения к самопознанию и формированию своего пути развития. Да сложная задача!!! Согласна с тобой, что мало кто может это делать самостоятельно. Потребуются индивидуальные консультанты, потребуется среда, которая двинет людей в эту сторону. А рекуклетчиков я считаю людьми способными создать эту разность потенциалов :). Если, во-первых, мы решим, что тема может сработать, во-вторых, найдем разнообразные инструменты. Первый шаг — про себя, второй — про других (доступ к людям у нс вроде есть), третий — систематизация.
Мне видится, что идя этим путем мы можем избежать футуристической дилеммы «что будут покупать корпорации — время или души?». Я просто пытаюсь найти третью альтернативу.:) Пусть очень призрачную… пока…
+1
Тоже внесу свою лепту в копилку:

1. Как правило, в общем виде ИПР у меня появляется в голове на основе от тех или иных долгосрочных целей. Если же говорить о продуманном прописанном плане, то делала его один раз. По следующей схеме:
а) выделяются 3-4 компетенции, наиболее требующие развития в ближайшее время
б) по каждой прописывается «что есть сейчас» и «что хотелось бы»
в) дальше, собственно, сам план, где прописывается как я планирую развивать данную компетенцию. Причём желательно продумать развитие компетенции через челленджи/новые проекты и т.д., через обучение через других (наблюдение, коучинг, изучение биографии, наставничество и т.д), через формальное обучение (тренинги, семинары, книги и т.д.).

2. Написание было сложным, т.к., во-первых, не на все компетенции легко прописать план развития. А, во-вторых, потому что в принципе, то было «обязаловкой». Хотя однозначно это было о-очень полезно. Нисколько не жалею о проделанном. Более того, собираюсь в ближайшее время сесть и именно прописать свой ИПР на ближайший год — для себя, не для компании…

3. Написанный ИПР на самом деле мало реализуется, т.к. для меня была важна поддержка со стороны руководителя (т.к. то, что можно сделать самой я делаю, но этого мало). А я от руководителя получила только «ок, мне твой ИПР понравился» и на этом всё закончилось…
Я всё-таки за то, что если человек пишет для себя ИПР в рамках компании, то поддержка со стороны руководителя просто необходима.

4, 5. ИПР — это полезная штука и, безусловно, важно учить людей делать это тем или другим способом. Даже больше — людям важно показать, научить как простроить дорожку к достижению той или иной цели — ИПР или что-то другое — это уже не столь важно, мне кажется.
А уж делать или нет — это выбор каждого.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.