Что есть неформальное обучение? learn2learn

Пол Мэтьюс, основатель People Alchemy Ltd, уверен, что неформальное обучение (informal learning) — неотъемлемая и важная часть L&D процесса.

«Много лет назад, в студенчестве, я работал на складе при заводе. Однажды, во время обеденного перерыва, я спросил Фила, старожила, почему он по-прежнему водит погрузчик, тогда как большинство его коллег уже продвинулись в карьере. Он ответил, что испытывает трудности в обучении. Мы продолжили беседовать, и я совершенно случайно узнал по его репликам, что у него есть хобби – военные игры с моделями солдатиков, где они воссоздают исторические сражения. Фил обладал удивительными знаниями знаменитых битв; и не только тактики/стратегии, но и истории, связанные с ними, и психологию военачальников.
Я помню, что после того, как он подробно пересказал жизнеописание одного из генералов, которым восхищался, я задал вопрос – как он научился всему этому?.. Фил ответил, что он особо-то и не учился. Для него это была лишь часть его хобби.
При подготовке этой статьи я думал о Филе и о том, что будет являться подходящим определением для неформального обучения. Это обучение, которое происходит, когда мы не думаем о нем, как об обучении.

It happens when you look up information on the web, with Google, on specialised sites. It happens when you look up an old manual or handbook. It is happening all the time

Это просто происходит. Мы даже не думаем о том, что это обучение. Это не запланировано. Это спонтанно.

Это происходит, когда мы совершаем ошибку; это происходит, когда мы наблюдаем за тем, как кто-то поступает хорошо или плохо. Если вы видите, как кто-то наступил в лужу и промочил ноги – вы только что чему-то научились. Это происходит, когда люди рассказывают о своем опыте, когда вы задаете кому-либо вопрос. Это происходит, когда вы гуглите информацию в Интернете на специализированных сайтах. Это происходит, когда вы изучаете руководство или справочник. Это происходит постоянно.
Если мне нужно купить новый копир, я просмотрю ряд сайтов и выясню, какие из них есть в наличии. Я не задумаюсь: «Я сейчас буду изучать копиры»…
Различные исследования постоянно показывают, что более половины того, что мы знаем про нашу работу, мы узнаем в неформальном виде. По некоторым данным, это достигает 85% от общего обучения.
Задумайтесь — большая часть L&D бюджета относится к 20% «формальностей», а все остальное, как правило, оставлено на волю случая.
Может быть, это происходит потому, что мы традиционно не думаем об этом, как об обучении??
Ситуация меняется. В настоящее время все большее внимание уделяется неформальному обучению; хотя люди, занимаясь им, не называют его «обучением» и не думают об этом, как об обучении. Для них это просто часть жизни — в самом деле, «побочный эффект» жизни.
Т.е. 80% того, чему мы учимся на работе, есть побочный эффект?? Вот это да!
Мы запрограммированы учиться
Я считаю, что мы запрограммированы, чтобы учиться. Иначе эволюция бы отбросила нас в тупик.
Я полагаю, что мы не можем не учиться — это инстинкт выживания. Когда выживание находится под угрозой, мы учимся тому, чтобы выжить. «Обучением» может считаться: узнать расписание автобуса; найти шкаф с канцелярией; с какой стороны подойти к начальнику, когда у того похмелье… Как выстраивать отношения с другими подразделениями, как заполнять счета, как «вписаться» в культуру компании…
Помимо выживания в чистом виде, некоторые люди стремятся преуспеть в своей среде, и поэтому они бессознательно обучаются, что позволяет им процветать. Они узнают, что руководитель хочет видеть в отчете, и как добиться хороших результатов. Они усваивают, что поощряется в этой культуре, а что нет.

Кстати, отсюда начинается лидерство…
Чем сильнее видение, чем притягательнее видение и убедительнее, тем больше людей захотят меняться вслед за лидером. Чем больше они будут хотеть преуспевать, а не просто выживать. Они будут автоматически и бессознательно искать возможности обучиться, чтобы следовать видению и вносить свой вклад.

Если видение неубедительное — отсутствует мотивация обучаться тому, что нужно компании. Люди будут учиться чему-то другому, более важному для себя. Они будут читать спортивные новости, и скорее изучать спорт, нежели обсуждать проблемы на производстве.

Я встречал термин «случайное обучение» (accidental learning). Мне он не нравится. Я думаю, что это придумали L&D специалисты, которые полагают, что все обучение, которое находится вне зоны их контроля, является случайным – «мы этим не занимались, поэтому это просто случайность».
Термин «случайный» также имеет значение «нежелательный» или «непредусмотренный». Это не имеет отношения к неформальному обучению, где даже не стоит вопрос — хотеть / не хотеть. Это просто происходит.
Я обнаружил, что некоторые люди в L&D относятся к неформальному обучению так, как и многие врачи – к спонтанной ремиссии у пациентов: «Я не имел к этому отношения, поэтому это просто необъяснимая вещь, которую можно проигнорировать».

Так что мой вопрос к вам — мы можем это игнорировать??
Мы всегда обучаемся. Поэтому, когда я слышу: «Они не могут / не хотят учиться», я знаю, что это не совсем так. Тогда я ставлю вопрос: «Что они изучают, чему они учатся, и почему они это изучают?»
Так начинается путешествие к использованию неформального обучения на рабочем месте.

по материалам trainingzone.co.uk

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
Оксана, отличная статья. Спасибо! Но могу не отреагировать.

ВОТ ИМЕННО!

Только я бы переформулировала. Обучение ВООБЩЕ не может быть формальным :) То, что мы называем формальным обучением — это деятельность тех, кто «обучает» ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО. Они же создают иллюзию у других, что их роль незаменима в процессе обучения сотрудника. Сотрудник пребывает в иллюзии, НО продолжает естественным образом учиться тому, что для него на самом деле важно. Вот такой парадокс.

Очень важно, на мой взгляд, не пытаться контролировать неформальное обучение L&D специалистами, даже если они начнут осознавать, какой там ресурс. L&D специалист может сильно помешать, влезая в естественную среду учения каждого. L&D должен создать пространство, где комфортно учиться самостоятельно и дать ресурсы, если у него их попросят. И никакой «обязаловки»! Я не против L&D в компании, но я против той роли, которую сейчас они в большинстве своем играют.

Ну и сотрудника надо «направить», как-бы развеять иллюзию о том, что «его учат», поддержать на переходном этапе.

Наше Со-Бытие, ты знаешь, показало, что важно обеспечить переход из одной парадигмы в другую. Иначе можно потерять время и не реализовать задуманное.
+2
Вверху опечатка. НЕ могу НЕ отреагировать ) То есть РЕАГИРУЮ, конечно.
0
Оксана, а ты могла бы разместить на странице learn2learn в facebook также эту статью? Уверена, что многим нашим единомышленникам она была бы интересна!
0
привет, ага.
0
Оксан, спасибо, очень и интересная статья.
К вопросу автора
Так что мой вопрос к вам — мы можем это игнорировать??


Я всё-таки считаю, что надо понимать, что неформальное обучение — оно есть и будет всегда. И его основное преимущества в том, что оно неформально. Именно поэтому считаю, лучше туда не лезть, дабы не навредить :)
Соглашусь с Юлей в том, что максимум, какое вмешательство может быть — это создание более открытой среды, культуры и возможностей для неформального обучения. Но не более.
При этом формальное обучение (в хорошем смысле этого слова) не стоит перечеркивать, оно не менее важно. Просто у одного и другого — разные функции.
+2
Да, перевод неформального обучения в формальный вариант — имхо, не вариант. :)
Потому как только начинаешь думать о том, что «вот сейчас я учусь» — начинают возникать вопросы мотивации на обучение, выбор формы обучения и т.п.

Мне кажется, что неформальное обучение может помочь определить формат формального обучения, наиболее подходящего человеку.
+1
Возможно. Хотя для меня сейчас стоит вопрос о том, а нужно ли вообще влезать в неформальное обучение человека? пытаться изучать его? направлять? и т.д. Пока склоняюсь к тому, что это может быть мало эффективным. но вопрос для себя оставляю открытым.
+1
Марнарита, а может ты и права. А может не надо туда совсем никак лезть. Пусть оно останется собственностью каждого, личной жизнью каждого. И пусть будет как можно больше личного в бизнесе (привет Григорию ;) ).

Что касается формального обучения в тех условиях, в которых оно существует. Пусть живет :) Но учитывает больше психические процессы учения человека. Я думаю, что тенденция следующих лет в L&D — стремление форматов формального обучения к естественности :)
+1
Юль, а что ты в данном случае понимаешь под «естественностью»? на мой взгляд любые формы обучения естественны, если человек сам их выбирает. Мне кажется важным, чтобы не столько менялись форматы обучения (хотя появление новых — всегда здорово), сколько подход к обучению в компаниях. Как минимум исключения «обязаловки» и прочего в том же духе.
+1
Под «естественностью» подразумеваю наверное именно учет того, как человек учится всю жизнь непрерывно (также как ест, пьет, растет, ЛЮБИТ и пр. «естественности»). Например, возьмем любовь ;). Можно ли сделать формальной любовь?! Ну да, скажете вы — БРАК со штампом в паспорте, формально любовь. Но мы-то знаем, что ничего это не значит! Правда бывают приятные совпадения :) Правда редко в наши дни… Вот вся наша жизнь пропитана подменой естественного, НАСТОЯЩЕГО формальным. Большая часть людей имеет отношения формальные и все… и ничего личного… Надо понимать, что отдельно про обучение вообще мы говорим и это совершенно условно. Обучение, отношения, мир — все это целое. Вот. Простите за сумбур.

Что-нибудь понятно из моих слов?? ))

Маргарита, возможно ты права про то, что не в форматах дело. Но я в последнее время убеждаюсь, что форма имеет влияние на содержание (при первом взгляде точно :) ). И это вот хорошо или плохо не знаю )
0
Ой, добавлю про любовь ) Все равно несмотря на множество формальностей в жизни многих, находят же люди совершенно естественно время для настоящей любви :) Короче, влюбляться не перестают, даже если брак по расчету. Также с обучением. Учатся и так, даже если и ПОСЛЕ формального тренинга:)
0
… Вот вся наша жизнь пропитана подменой естественного, НАСТОЯЩЕГО формальным.


Ж.Бодрийяра читала? Он называл это «симулякрами». У него много сочинений на эту тему.
+1
Не читала. Интересно.
Надо запросить у тебя список рекомендованной литературы :) Что-то получается уже прилично всего, чего я пока не читала… ) ПРОШУ
0
Вспомнила, что отрывки точно читала именно про знаки. Спасибо, а то я уже забыла, где я это читала.
0
Безусловно, есть формальное обучение, которое является синонимом ненастоящему. Т.е. «формальное» как «только видимое».
При этом есть и формальное обучение, где под «формальностью» понимается как бы сказать официальность, упорядоченность, осознанность что ли.
Поэтому, с какой стороны посмотреть на слово.
К счастью, не всё формальное (официальное/целенаправленное) обучение в компаниях является «ненастоящим». И те же формальные тренинги, организованные своевременно и для тех, кому они действительно необходимы, оказываются очень важными и полезными.

В общем, я за то, чтобы если уж люди решают вступить в брак, их желание должно руководствоваться настоящей любовью :)
+2
за любовь настоящую ;) (не важно в браке или нет — я так думаю )) )
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.