Сопротивление в обучение - естественно или нет? learn2learn

Завязался у нас тут в Facebook диалог по поводу фразы «Сопротивление в тренинге — естественная реакция на неестественное обучение тому, что кто-то за кого-то определил как „хорошо“ (с) Юлия Пшеницина

В Facebook, лично для меня, не самое удобное место для обсуждения, да и хотелось бы услышать мнение других по этому вопросу, поэтому решила продублировать и продолжить диалог здесь.

Согласны ли вы с данной фразой? Если да, то почему? Если нет, то в чём? и почему?

Под катом наш диалог с Facebook
Olga Kovalyova: Да нууу, не только… Вообще-то сопротивление — естественная часть комплекса реакций психики на новизну.

Вера Елисеева: Соглашусь, если эта новизна навязанная. Если же новизна человеком выбрана осознанно, то со своим сопротивлением он имеет возможность поработать сам.

Olga Kovalyova Навязана, осознана, спонтанна — сопротивление все равно будет (к счастью :). Кому с ним работать — это уже другой дискурс, по-моему…

Yulia Pshenitsina. Оля, если новизна навязана (как говорит Вера) — то сопротивление есть именно потому, что навязана она! Если человек САМ нашел новизну себе, он естественно развивается, у него НИКОГДА НЕ БУДЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ! Это его ИНСАЙТ. Вот у меня он произошел сейчас и я пытаюсь Вам навязать его :))) Вы сопротивляетесь, а я НАОБОРОТ вся им поглощена! К сожалению принятый подход в обучении (как тренинг) — это навязанность сплошная. Поэтому приходится искать способы вовлечения, работы с сопротивлением и т.д. А если человек сам пошел в книжный купить книгу про интересующую его тему, он не будет сопротивляться, чтобы ее читать. Он прочитает ее (поглотит) за сутки!
Вера Елисеева И если в этой „книге“ есть то, что шокирует, не укладывается, напрягает, я сама себе буду по голове стучать, чтобы понять, принять и научиться.
А тренер, которого мне работодатель навязал, даже не знает, бедняжка, нужен ли он мне сейчас, и даже если нужен, то он ли именно, тренер ли или опять же книжка, фильм, работа с телом, духом или эмоцией сегодня мне нужны…
Вот поэтому вся фигня с сопротивлением и получается, ИМХО
А если я сама, то сама и могу регулировать — вот это мне сейчас по плечу, хоть и страшно, а на этом точно покорежусь. Не всем нужна новизна так, как нам — оставим людей в покое. Захотят — придут за новизной. А не захотят — имеют право. ...)))
Yulia Pshenitsina Вот-вот! Или отложу вовсе эту книгу, так как там не все мне нужно. И никто меня не будет заставлять ее пересказывать! А если она мне понадобится позже, я найду нужную страницу и перечитаю тогда, когда МНЕ ЭТО НАДО!

Margarita Fatina: Подобное несомненно часто имеет место быть, однако поддержку Ольгу в том, что изрядная доля сопротивления при изменении вполне естественная реакция. Пример: допустим, в детстве человек сидел криво и заработал искривление позвоночника. Позже, он решает это исправить. Да, он может прочитать книжку о том, как нужно и как правильно и даже понять и принять её, но это не значит, что он исправит свой позвоночник (это к твоему примеру с книгой). К примеру с тренингом: если кто-то сторонний или даже сам человек около зеркала будет поправлять, ставить ровно, то тело в любом случае будет сопротивляться, потому как оно привыкло по-другому, потому как ему удобно и привычно неправильно. Но это сопротивление временное. В общем, важно понять причину сопротивления. Иногда оно может быть вполне естественным и даже продуктивным.

Yulia Pshenitsina: Маргарита, если он САМ решил исправить, то он САМ и будет с этим работать (как писала Вера). А если к нему пришли, сказали „у тебя криво тут, надо поправить“ и костолом принялся бороться с его физическим сопротивлением, то это другое. Сопротивления не будет тогда, когда человек сам решает что-то.

Margarita Fatina Юля, во всём поддерживаю кроме последнего предложения. Безусловно, человек сам должен изначально решить, что он хочет что-то исправить: самостоятельно или с помощью костоправа/тренера — бесспорно! Однако и в этом случае сопротивление в том или ином виде может присутствовать и это нормально, т.к. оно чаще осознаваемо, а значит и преодолеваемо.

Yulia Pshenitsina Не понимаю, о чем ты. Сопротивления не может быть тому, чего ты хочешь! Если оно есть, надо разобраться „а хочешь ли ты?“ или на самом деле нет? Может это кто-то сказал, что спина кривая, а мне она не мешает :)

Margarita Fatina Ага, тебе не мешает, а организму мешает… А когда заболит и ты поймешь, что тебе оно тоже мешает — будет поздно…

Margarita Fatina Хотя знаешь, я тут подумала, что иногда человек начинает понимать необходимость изменений, только после того, как эту необходимость показали ему другие (тем или иным способом)… А значит „другие“ — не всегда „враги, которые учат как правильно“ :)

Yulia Pshenitsina Ну если слушать свой организм, а не врачей или мнение науки по этому вопросу, то ты всегда поймешь, что тебе делать. Что есть, что пить, какой деятельностью заниматься, чтобы быть здоровым. (Ты знаешь, я здесь категорична :) )
А другие — точно не враги! И никто не мешает естественному обмену мнениями и общению, в ходе которого человек вдруг может что-то про себя и свои потребности осознать. Но без обратной связи и поучений (как это принято сейчас, например, в компаниях, на тренингах и т.д.).

Вера Елисеева И имеет право на это „поздно“. И это самое главное. Не надо, ну не надо отвечать на незаданные вопросы. Не надо спасать других, это их личное дело — и кривая спина тоже...)))

Margarita Fatina Ну, значит я „неправильная“, т.к. лично мне обратная связь очень даже помогает :) И буду благодарна тем, кто вовремя подскажет, что мне надо обратить внимание на свою спину :) И ни то, ни другое не помешает мне при этом думать своей головой и самой принимать решения в ту или иную сторону :)

Вера Елисеева Вы как раз, наверное, правильная, поскольку ее запрашиваете, обратную связь эту, вот Вам ее и дают. И прекрасно. На то она и обратная, что сначала туда, а потом только обратно...)))
Мы с Юлей, скорее, про незапрошенную обратную связь, которую принято ХРюшами и прочими тренерами народу в глотки заталкивать. Развивайтесь, сукины дети, мол...)))


Margarita Fatina Не, видимо, всё-таки не совсем правильная, т.к. „незапрошенную“ тоже вполне готова принимать (хотя да, не от всех и не всегда) и даже быть за неё очень благодарной

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
Вот ещё, кстати, взять хотя бы тех же самых выдающихся спортсменов: они хотят обучаться, хотят расти в своей области, их никто не заставляет из под палки этим заниматься (бывают, конечно, исключения :), но я не о них), тем не менее они учат не без сопротивления. Более того, они дополнительно работают над тем, чтобы справится на каких-то этапах со своим сопротивлением, которое переодически возникает и в теле, и в голове… И, преодолевая это сопротивление, спортсмен выходит на качественно новый уровень…
+1
цитата: "… они учат не без сопротивления"
Пример не очень удачный. Здесь два совершенно разных подхода к выдающимся результатам.
Первый основан на стереотипах НЕОБХОДИМОСТИ соперничества, НЕОБХОДИМОСТИ быть первым (лучшим) и т.п. Поскольку любой стереотип внешний по отношению к индивиду, то почти всегда возникает внутренний конфликт между собственными ценностями и насажденным стереотипом. Тогда случаются травмы, «складываются обстоятельства» и т.п. Это — формы сопротивления! Вопрос в том, что окажется сильнее — стереотипные амбиции или собственные ценности. Если амбиции, то — снова «к станку» и развитие результативности идет, как правило, за счет гиперкомпенсации. Это очень результативно, но, эффективно ли для личности?
Второй подход основан как раз на осознанной тренировке преодоления внутренних сопротивлений, которым несть числа! И спорт (бизнес, хобби, наука, секс и т.д.) избираются как ИНСТРУМЕНТ тренировки, путь, по которому интересно будет идти!
+1
Пётр, я как как раз про второй вариант писала.
0
Интересно, что многие обсуждения часто уходят от изначальной темы! В нашем случае это: «Сопротивление в обучение — естественно или нет?»
Если посмотреть с точки зрения возрастной психологии, то проблема выглядит приблизительно так: ребенок не обладает разделенным сознанием и бессознательным и воспринимает познаваемый мир целиком, ВСЕЙ СВОЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ БЕЗОЦЕНОЧНО! Взрослый же, обретя «опыт», стереотипы — по другому, фильтрует поступающую информацию по принципу «подходит — не подходит». Т.е., (1) сначала наблюдает (слушает, читает и т.д.), затем (2) решает — «а оно мне надо?»; если решает, что «может быть и надо», то (3) думает: согласуется ли это с моими представлениями о том, что «правильно» (стереотипы, по другому); (4) если «да», то — «возможно ли это применить в моей жизни, и как это можно сделать?»; если «да», то (5) «о-кей! Принимаю и делаю!», если «нет», то (5) — это ерунда, мне не нужно!
Отсюда и принятые решения:
— «слушаю (читаю, смотрю, учу и т.д.) с удовольствием, взахлеб» основано на «да» в шаге (5)
— сопротивление, вплоть до полного отторжения, если в шаге (5) ответ «нет»
Вывод: 1) сопротивление в обучении ВЗРОСЛЫХ людей — норма. Что бы не спотыкаться об него, необходимо актуализировать для аудитории тему и необходимость обучения. В тренинге, например, для этого запускают начальную ролевую игру со стандартной ситуацией, где участники, основываясь на ДЕЙСТВУЮЩИХ СТЕРЕОТИПАХ ПОВЕДЕНИЯ, принимают ПРИВЫЧНЫЕ решения; затем — разбор полета: было ли это результативно? А было ли это ЭФФЕКТИВНО? А можно ли было сделать это более эффективно? Такая цепочка рассуждений запускает механизм оценки прежнего знания и умения, и ставит перед вопросом «и что теперь делать?». Вот тут-то тренер (преподаватель, руководитель и т.д.), модерируя процесс рассуждений, выводит обучаемого (группу) на актуальность (необходимость) новых знаний и навыков!
2) п.1 актуален, если с групповой динамикой все в порядке — там ведь тоже есть фаза сопротивления! :)) Кстати, знание и владение техникой п.1 вывода дополнительно и естественно помогает преодолеть фазу группового сопротивления в начале мероприятия.
Удачи!
+1
Пётр, Ваше мнение по поводу сопротивления в тренинге понятно — спасибо за него.
А если это не тренинг, а человек учится как-то по-другому? Здесь сопротивление норма или нет, на Ваш взгляд?
0
Вдогонку! :))
Сопротивление возникает еще и на шаге (3), тогда следующие шаги не осуществляются
0
Еще ситуация, когда люди приходят на тренинг убедиться в том, что они и так все знали. Посмотрите, какие мы молодцы. А когда данная ситуация не подтверждается, возникает сопротивление, даже при ролевых играх со стандартной ситуацией. Но как, i_petry отметил, сопротивление в обучении взрослых-это норма. Тренер показывает иную картинку, а у участника есть право выбора. Он может принять или не принять. Все зависит от того опять же, для чего он на этом тренинге.
Второй вариант, участники приняли то, что что-то не знали. Пробуют делать иначе. Не получается. Ответ: " А все фигня, не работает, идите вы со своими штучками и техниками" Человек не готов ТРУДИТЬСЯ. До сих пор многие хотят, чтобы появилась «волшебная пилюля» и все заработало само собой. А тут, нужно еще усилия прикладывать. Самое грустное, таких людей становится все больше и больше.
В последнее время сталкиваюсь с тем, что многие люди вообще боятся признаться в том, что они чего-то не знают и боятся вообще запрашивать обучение.
Про обратную связь: лично для меня она важна, но смотря от кого и когда. В первую очередь, связано с тем, что я готова к обучению и сотрудничеству. Я понимаю, что иногда я могу смотреть на ситуацию только со своей позиции и не видеть другой. Вопрос: «Нужна ли другая позиция?» Думаю, что да. Например, когда мои действия могут негативно сказываться на других, а я этого не замечаю.
+3
Соня, спасибо за твоё мнение. Вопрос как и к i_petry: сопротивление есть только на тренинге или в любом другом обучение тоже не без него?
0
Маргарита и все все все! Простите, но вы мою цитату проинтерпретировали по-своему. Я в нее вкладывала иной смысл.
Сопротивление в естественном обучении (когда человек не знает, что учится!!! а при этом учится) отсутствует. Во всех формах обучения, когда это для него СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАНО и он вот сейчас пришел, чтобы УЧИТЬСЯ (аналогия с естественным таким же актом как учение — ЛЮБОВЬ, было бы «вот сейчас я буду любить»), будет сопротивление, так как все это неестественно!
Диалог на facebook ушел в сторону от цитаты.
0
Ааа, Юля! :-) Конечно, отсутствует сопротивление. Это, как в эволюции с жирафом при возникновении определнных условий :-). Кстати, слвшали про гориллу? Предлагаю посмотреть: www.vesti.ru/videos?vid=317687&cid=
0
Юль, мы же все люди и каждый воспринимает информацию по-своему. И это здорово! Это же даёт большее поле для рассуждения, осмысления и обучения.
Для меня, например, "«Сопротивление в тренинге — естественная реакция на неестественное обучение тому, что кто-то за кого-то определил как „хорошо“" не равно «Сопротивление в естественном обучении (когда человек не знает, что учится!!! а при этом учится) отсутствует». На мой взгляд, сопротивление может возникать и там, и там. При этом оно может быть как деструктивным (в случае, когда человек чувствует «навязывание») и продуктивным, которое является естественной реакцией на что-то новое и/или непривычное и которое со временем переосмысливается, становясь ступенькой к развитию.
+2
Мои 5 копеек: сопротивление возникает тогда, когда нарушен процесс обучения и пропущен первый этап процесса — формирование отношения. Если люди пришли на обучение с мыслью «мне это не надо» или «не знаю зачем мне это надо», то все пляски тренера, чтобы доказать, что всетки «нада!»- довольно нерациональны и снижают КПД тренинга, так как это должно быть сделано в другое время и в другом месте.



+2
Дмитрий, большое спасибо за Ваши «5 копеек».
В продолжение рассуждения в Вашем ключе, интересно Ваше мнение вот по такой ситуации:
Представим, что все участники того же тренинга пришли уже со сформированным желанием учиться, получать новые знания и навыки именно в данной теме. Значит ли это, что в течении тренинга никакого сопротивления не будет или нет?
0
Конечно не значит. Они очевидно пришли с определенными ожиданиями (опыт, понимание темы и тд) и если эти ожидания не оправдываются, то может возникнуть сопротивление.
0
Может быть и хорошо бы если его не было, но, как на картинке — для того, чтобы мышцы развивались нужно напряжение, без этого никак.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.