Реформа средней школы: об одичании Учат в школе, учат в школе, учат в школе..

Коллеги, мне интересно было бы обсудить с вами эту статью:

Александр Привалов «Об одичании»

«Вчера, осознав, что мне предстоит написать последнюю колонку «нулевых» годов, я отринул злобу дня. Надо, думаю, написать о каком-нибудь тренде десятилетия — не часто доводится итожить эпохи. Но о каком именно тренде? Их же много — как выбрать? Но случай и вправду помогает занятым одной мыслью — подоспела новость, сделавшая выбор за меня.

О том, что вскоре будет принят новый образовательный стандарт для средней школы, мы слышали и раньше. А теперь из репортажа о заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» публика узнала, каким этот новый стандарт может оказаться. В классах, начиная с девятого, от нынешнего учебного дня уцелеет половина. Что будет во второй половине, толком неясно; «поисковые работы на полях боевой славы» и прочее «формирование ответственного патриота» значат только одно — что нормальных уроков не будет. Школьных дисциплин станет вдвое меньше, а обязательных вообще останется всего три: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (не ешьте мухоморов и проверяйте годность огнетушителей) и новая амальгама дисциплин под названием «Россия в мире». Остальные предметы будут факультативны. И «русский язык и литература или родной язык и литература», и интегрированные «общественные науки» и «естественные науки», и математика.
Тут неудержимо хочется размахивать руками и грязно материться. Мол, это же типичная колониальная школа — от образованных туземцев никакой пользы и масса вреда. Мол, факультативность русского языка в нынешних условиях есть прямое преступление. Мол, место России в мире надо не изучать (зачем?! и какое именно место: сверхдержава — или слабое звено БРИКа?), а поддерживать и — в идеале — улучшать, что станет окончательно невозможно с предлагаемой утратой «золотого канона», в ходе школьного обучения скреплявшего нацию. Мол, юнцы и юницы, весело вопящие «зиг хайль!» перед видеокамерами, вопят не от нехватки казённо-патриотических нравоучений, как говорят нам авторы нового стандарта, а от избытка невежества. Но я же не об этом взялся писать, а об итогах десятилетия. Так вот: важнейший итог десятилетия и состоит в том, что серьёзное обсуждение вот такого стандарта стало возможным. Десять лет назад ничего подобного просто нельзя было произнести вслух. А теперь и произнести можно, и — после косметической правки — провести через Думу можно, можно и реализовать. Если это не называется одичанием, то слово существует зря.

И одичание наблюдается двойное. Деградация школ страны Пушкина и Менделеева к колониальному стандарту — это одичание как процесс. Но ведь налицо и одичание как результат, причём повсеместный. Профессор, вынужденный читать математику гуманитариям, жалуется: ни одна душа не умеет разделить дробь на дробь. А на вопрос: шесть вторых — это сколько? — следует серьёзный ответ: четыре целых и одна десятая. Ладно, гуманитарии. На мехмате МГУ, не где-нибудь, собираются сделать первый курс пропедевтическим — то есть людям, поступившим на мехмат, нужно ещё целый год простыми словами пересказывать то, что они, по идее, изучили в школе. В Новосибирском университете, только что набравшем студентов по ЕГЭ, первокурсники физфака дважды проверялись по тому же ЕГЭ — больше половины получили две двойки. Давайте даже не спрашивать себя, что творится в не столь известных учебных заведениях. О случаях, обличающих дикое невежество хоть школьников, хоть аспирантов, рассказывали и прежде, но то были именно случаи, и легко было указать места, от них (почти) застрахованные. Теперь случаи стали всеподавляющей статистикой, а мест, свободных от неё, — нет.

Мне предложат утешиться тем, что одичание идёт не только у нас — в разных вариантах эту беду видят во множестве стран. Да, только реагируют на неё по-разному. Скажем, в Германии, когда немецкие школьники на очередном международном исследовании PISA, где проверяется читательская грамотность пятнадцатилетних, показывают результат чуть хуже прежнего (кажется, четвёртое, а не третье место), об этом кричит вся пресса, требуя от правительства немедленных действий, — и правительство что-то делает. Наши школьники в том же исследовании пикируют: 27-е место в 2000 году, 32-е в 2003-м, 37-е в 2006-м, 42-е (из 65) в 2009-м — и это не беспокоит решительно никого.

Борясь со своими вариантами одичания, люди активно меняют свои школы, нередко — с явной оглядкой на советский опыт (японцы, например, об этом говорят совсем прямо). Мы, меняя свои школы, идём в точности туда, откуда они уходят. Там усиливают предметное наполнение, здесь его сливают под лозунгом: в жизни не пригодится — мол, есть же извозчики. Вот всё десятилетие шла у нас реформа образования. Поскольку готовится к принятию толстенный итоговый закон, реформа не только шла, но и прошла. Внятного объяснения её содержательных принципов — хоть как-то согласующихся с наблюдаемой практикой — публика так и не дождалась. Единственным лейтмотивом, видным со стороны, была и остаётся экономия бюджетных расходов — её логичным проявлением станет и колониальный образовательный стандарт.

И — в придачу к новости о стандарте — пришла другая: оказывается, бизнесмен Керимов при поддержке вице-премьера Шувалова строит общеобразовательную школу за 100 миллионов долларов — с бассейном, крытым катком, ещё чем-то. Разумеется, рядом со Сколково — где же ещё! Согласитесь, это венчает картину; это и есть кольцо в носу, к которому подвешена начищенная консервная банка. Школы для простецов, где их нехотя обучат азбуке и маршировке, — и рядом супершкола для сагибов. Туда, конечно, возьмут и десяток простецких детей — так их и в Британской империи понемногу брали. Учитесь, счастливчики, радуйтесь. Интегрируйтесь в элиту.

На всякий случай оговорюсь: конечно, образование деградирует не само по себе, а в прямой связи со множеством других наших проблем — например, с ускоряющимся сплющиванием квалификационной структуры занятости. Как может не падать система образования, если всё большей доле её выпускников суждены места охранников, экспедиторов и «менеджеров продаж»? Ну так я не об образовании здесь и написал.»

источник: www.expert.ru

Комментарии (80)

RSS свернуть / развернуть
Юля, что именно ты хочешь обсудить? Статья отлично описывает существующую тенденцию в сфере образования и не только. Я считаю, что в большинстве своем люди, находящиеся в настоящее время у власти в России и проводящие в жизнь такие законы, являются врагами страны. Они реализуют свои частные интересы, не задумываясь о последствиях принимаемых решений. Это касается не только образования, но и других сфер: науки, здравоохранения, милиции, культуры и т.д. А большинство граждан этой страны считают, что их хата с краю и сделать они ничего не могут.
+2
Полина, мне интересны мнения по поводу последствий такой реформы. При том, что я не уверена в правильности подхода «Обязательное бесплатное образование для всех», мне кажется, что людьми, делающими такую реформу точно не руководит чувство, руководящее мной. Цели, конечно, другие у них. А для бизнеса будет выгода в итоге от такой реформы?
0
Последствия описаны в этой же статье, — невежества станет еще больше, управлять этой массой будет легче какое-то время, а о том, что будет дальше никто не думает. Воспроизводство элит будет разрушено, социальные лифты сломаны.

А какие могут быть выгоды для бизнеса в этом? Сейчас бизнес по сути замещает систему профессионального образования, частично высшего, скоро дойдет до начального. А государство будет увеличивать налоги и продолжать пилить.
0
Сама отвечу на свой вопрос. Выгода очевидна. На мой взгляд, весь крупняк и власть — единое неразделимое целое ) Полина, а ты считаешь, что бизнес и государство — это РАЗНОЕ???

Меня бесит установка народа «научите нас», как ты знаешь. Мол, если вы нас не научите, мы станем невеждами. И все эти разговоры (в этой статье) напоминают мне разговоры про «мой менеджер меня не мотивирует и не развивает».

И поэтому мне интересно может ли быть ответом такой реформе — самообучение и развитие компетенции «саморазвитие» у людей. Вот она естественная среда. требующая более активную роль от человека. Могут ли люди более активную роль занять в этом? Для этого потребовалось бы «просвещение» родителей… Но это все равно лишь для части общества… Родителей с их установками «их там должны научить». тяжело «просветить» и тем более добиться того, чтобы они поддерживали своих детей в самообучении…

Я вот этим вдруг заинтересовалась вопросом. Не может ли такая реформа быть хорошим знаком?
0
Юля, не может быть ответом такой реформе то, о чем ты пишешь.
Ответом этой реформе может рост невежества в нашей стране, еще более сильное социальное расслоение и превращение нашей страны на длинной дистанции в колонию или что-то подобное.

Люди, о которых ты пишешь, — думающие об образовании своих детей, — и сейчас заботятся о том, чтобы их дети развивались. А те кто об этом не думает — думать не начнут, не нужно иллюзий.

Про выгоду ты мне так и не написала. В чем для очевидность выгоды для бизнеса?
Я не считаю бизнесом сращенные с государством структуры или госкорпорации, поэтому да, для мне это разное.
+1
Государство и владеет крупнейшими бизнесами. Для меня это более чем очевидно. Все остальное — видимость, созданная для тех, кто смотрит программу Время. Поэтому выгода очевидна — меньше содержать невежд (они были и будут, дело не в образовании), больше денег в свой карман.

А ты считаешь, что сейчас образование — показатель ума? Ты считаешь, что у нас люди учатся в школе, получая бесплатные уроки??? Полина, я могу тебе напомнить про статистику Гэллоп про 92.3 % выпускников школ с кристально чистыми головушками.
0
Юля, я не смотрю программу Время:) И я не понимаю на чем основываются твои выводы о том, что государству принадлежат крупнейшие бизнесы.
Сейчас в нашей стране чиновники стремятся захватывать бизнесы, но это не значит, что всегда было и будет так.

Я считаю, что сейчас те, кто хочет учиться бесплатно — имеет такую возможность. А при изменении образговательного стандарта они могут лишиться такой возможности. Пршли мне ссылку на это исследование, я не не в курсе про это исследование. Результаты PISA я изучала, ситуация плачевная. Если так и будет продолжаться, то будет еще хуже.
+1
Есть статья про Милослава Балабана, доцента МГУ, оттуда есть ссылка на исследование. Я о нем читала в статье.

Полин, я знаю, что ты не смотришь ) И я не смотрю. Разве что иногда, что бы понять что втюхивают народу. А вот многие смотрят и верят.

Про мои выводы могу тебе сказать одно — они мои :) Основываются на моем мировосприятии. Основываются на том, что я наблюдаю, слышу, вижу, ощущаю, чувствую, анализирую. Основываются на моем опыте общения с государством и бизнесом. Вот на чем. Боюсь, что мой ответ тебя не порадует и не устроит. Но какой есть уж :)))
0
Полина, самый свежий публично озвученный пример — Лужков :) Вот уж бизнесмен!!! А про Людмилу Путину и Татьяну Ельцину — это то, что не поверхности! Про МИНЗДРАВ и фирмы, продающие лекарства и вакцины, где одни и те же фамилии сотрудников!
0
Юля, мне привезти в пример другие фамилии? Это кого-то в чем-то убедит?

Я не утверждала, что Лужков, Путина или Ельцина являются для меня эталонными представителями бизнеса. Выше сказала о том, что как раз не считаю сращенные с государством структуры бизнесом.
0
Я поищу, спасибо.

Да, Юль, мне недостаточно такой аргументации:) Ну ты знаешь.
0
В Сборнике цитат с Со-Бытия есть эта статья! Мы, кстати, его обновили и вновь разместили там же.

Знаю ))) И это прекрасно!!!
0
Меня не беспокоят никакие реформы образования. Я не жду от государства никакой помощи, в т.ч. в помощи в воспитании и обучении моих детей, и не считаю, что государство «должно обучать». Правящая элита собирается собирается наштамповать эпсилонов ( «О, дивный новый мир» О.Хаксли) — да пожалуйста, у меня в отношении своих детей другие планы!
Юля, я знаю как для тебя важно социальное поле, но я пришел к выводу, что лучшее, что каждый может сделать — это заботиться о себе, своей семье, друзьях, близких по духу людях.
Средняя школа — для лузеров, для детей лузеров, и я не вижу причин, почему нужно что-то предпринимать для улучшения их жизни. Потому что родители, бездумно ведущие детей в школу, эти пассивные, забитые и беспомощные обыватели, сами рады избавиться от своего чада. Жаль детишек, но всем помочь не получиться.
Поэтому лучше не распылять усилия и сосредоточиться на узком круге.
+1
Гриша, ну в общем, осмысливая сейчас твои строки, я пожалуй, с тобой согласна. Особенно про то, чем для кого является средняя школа.

Наверное, меня все равно волнует не сама реформа (они непрерывно совершаются и что?), а восприятие реформы людьми. Вот она безответственная позиция. Кто-то опять виноват.

И сама же я грешу таким восприятием. Спасибо, что направил на путь истинный :) Ты прав. Ты прав. Ты прав!

Но мне все же ЖАЛЬ детишек и помочь хочу и буду помогать. Почему-то чувствую, что не могу не делать этого.
+1
Но мне все же ЖАЛЬ детишек и помочь хочу и буду помогать. Почему-то чувствую, что не могу не делать этого.


Респект и уважуха :)

Мне тоже жаль, но помогать не буду…
0
Григорий, а за что Вы платите налоги?

Читая Ваши рассуждения, возникает впечатление, что Вы собираетесь покидать пределы нашей родины…
0
Я бы переформулировал — не я плачу, а у меня забирают. Это как-то ближе к реальности.
Ведь мне не оставляют выбора, верно? Я не беру в рассчет нелегальные схемы ухода от налогов.

А Вы прозорливая — по крайней мере, не исключаю такой возможности…

+1
Не оставляют, верно.

Вы производите впечатление неравнодушного и умного человека, Григорий. Мне кажется, что Вам должны быть очевидны последствия изменения образовательного стандарта. Озвученная Вами выше позиция не требует особой прозорливости, что сделать такие выводы.
+1
Да, проиводить впечатление я умею) Спасибо)

Мне кажется, что сделать нынешнее образование хуже, чем оно есть сейчас очень сложно. То есть и так все плохо. Наверное, поэтому не очень расстраиваюсь. А надеюсь я больше на то, что смогу заработать на достойное образование своим детям, или, по крайней мере, смогу его организовать. Это более реалистичная программа, чем борьба с Системой. Как ни грустно это признавать…
+3
Гриша, ты эгоист!!! ))

С Системой не надо бороться. Если она не гармонична, она самоуничтожится и будет другая)) Вот это видимо и происходит на данный момент.
+1
Гриша, ты эгоист!!! ))


А кто — нет? Разве твоя забота о людях не является выражением твоего эгоизма? Просто мне хорошо, когда мне хорошо, а тебе хорошо, когда всем хорошо :))

0
Ага, вот только газ закончится, и вся система обновится!

кстати, про газ, интересно:http://vz.ru/columns/2010/12/22/456791.html
0
И еще. В отношении своих детей я эгоист на 1000%. Я не хочу, чтобы они «интегрировались в общество», не хочу, чтобы их подгоняли под образовательный шаблоны. В отличие от системы, я своим детям не враг!
0
Гриша, вообще-то дети — НЕ ТВОЕ ИМУЩЕСТВО. И рассуждения, что «МОИ ДЕТИ то-то и это» приведет к тому, что дети вырастут и скажут «извини, пап, но у меня СВОЙ ПУТЬ».

Я хочу быть уверена, что те новые люди, которым я дала и дам жизнь, ощущали поддержку в том, что они хотят делать и делают сами. В этом наверное и есть роль родителя. И лишать их общества я не имею права. Только если они сами не захотят этого. А полноценный Человек нуждается в отношениях.

Про «образовательные шаблоны» ты мое мнение знаешь и оно совпадает с твоим.
0
Гриша, вообще-то дети — НЕ ТВОЕ ИМУЩЕСТВО.


Согласен, но просто они в большей степени «мои», чем «общие», «ихние». Под интегрированностью в общество я понимаю бессознательное и некритичное ребенком правильных моделей поведения, одобряемых обществом.
Я не планирую выращивать аутистов, просто собираюсь учить самостоятельно мыслить и выбирать. А что выберет — его/ее дело.
+1
уфффф ))) ну вот и хорошо!
0
Юля, ты же не считаешь, что система уничтожится за один день? И на ее месте на следующий день возникнет чудный, новый мир?

Это очень длительный процесс и на наш век и на век наших детей хватит агонии и гибели. Я не хочу такого выбора. И мне очень жаль, что умные, образованные и неравнодушные люди рассуждают подобным образом.
0
Полина, я не считаю, конечно же, что за один день. С чего ты это взяла?

Но я думаю, что в наш век как раз все стремительно меняется и через 10 лет мир будет кардинально другим. Каким, мы не знаем. Во мне одновременно сейчас борятся два чувства — одно, что Григорий, черт побери, прав. Другое, что я не готова просто наплевать на происходящее и обособиться. Я буду бороться. Я уверена, что социум, другие люди — тоже часть меня и мне не будет хорошо (и это возможно другой вид эгоизма), если я ничего не сделаю для других.

Полина, не совсем поняла про последнюю твою фразу?

+1
Юля, мой вопрос возник в ответ на реплику о том, что
С Системой не надо бороться. Если она не гармонична, она самоуничтожится и будет другая)) Вот это видимо и происходит на данный момент.


Система изменится, конечно, рано или поздно, но это будет очень длинный процесс. И в какую сторону она изменится зависит от отношения и предпринимаемых усилий структурных элементов системы.
+1
Это да! Точно.
0
Мне тоже так казалось, пока я не прочитала как именно собираются изменить образовательный стандарт. Оказалось, что можно.

Григорий, Вы сумеете, я тоже сумею, но многие другие не сумеют. И нашим с Вами детям нужно будет взаимодействовать с теми, кто не сумеет. Я не желаю своим детям такой судьбы. И я не хочу эмигрировать, поэтому быть равнодушным для меня неприемлимый выбор.

Я считаю, что систему можно и нужно менять. Используя те возможности, которые у нас есть.
+3
Полина, согласна с тобой в том, что нельзя быть безучастным. Однако дело, на мой взгляд точно не в этой реформе. Дело плохо в любом случае. Я тоже не собираюсь эмигрировать :) Кстати, на мой взгляд, это иллюзия свободы ))

Полина, а как ты видишь возможности изменения системы? Я так уверена, что можно подтолкнуть естественный ход событий и ускорить «выздоровление».
0
Я считаю, что влиять можно и нужно.

Из того, что делаю сейчас: слежу за новостями, публикую ссылки на важные новости в своих блогах, хожу на митинги, точнее ходила, но начну снова через некоторое время, подписываю обращения/письма к нашим властным структурам.

Для меня безусловным примером того, что на систему нужно и можно влиять является пример Алексея Навального.

Это немного, но хоть что-то. И еще очень важным мне кажется неравнодушное отношение к происходящему.
+1
Я считаю, что систему можно и нужно менять. Используя те возможности, которые у нас есть.


И есть реальные преложения?
+2
Григорий, мой ответ выше.
0
Полина, а давайте представим, что мы не T&D-шники, а, к примеру, крупные бизнесмены. Ну даже не крупные. Т.е. речь, о том, где учиться чаду не стоит, разве что сложный выбор между Оксфордом и Гарвардом. Вы вошли в роль? Попытайтесь, пожалуйста. Так вот, попробуйте на полном серьезе отнестись к реформе образования как к проблеме. У меня — не получается!
Знаете, есть люди, который всерьез обсуждают увеличение тарифов ЖКХ. Наверное, даже постят на форумах гневно — «что же это за государство такое»! Но меня вопросы повышения ЖКХ не волнуют, я не настолько бедный.
Я к чему — к тому, что вопрос реформы образования это вопрос классовый. Вопрос политический. Решать политические вопросы и проблемы у меня нет ни малейшего желания, потому что это… Вы же не думаете, что 10 лет реформы затеяно ради того, чтобы все отменить и пойти новым путем? Насколько я понял, Вы это понимаете. И если ВСЕ УЖЕ РЕШЕНО, то каким образом Вы собираетесь бороться?
Я не против борьбы, Че Гевара — форева, но есть ли смысл бороться?
.
+2
Григорий, возможно Вы сейчас будете смеяться, но я отношусь к проблеме не как T&D-шник, а как гражданин своей страны.
И дальше планирую относится именно с этих позиций. Мне не все равно в какой стране живу я, моя семья, друзья и миллионы других людей. В какой стране будет расти мой ребенок. Я хочу, чтобы он мог возможность выбирать жить здесь или не здесь, а не сбежать отсюда при первой возможности. Я хочу, чтобы он гордился своей родиной.

И я не считаю, что все уже решено. вполне возможно, что сейчас какое-то решение принято, но ничто не мешает его изменить.

Ответить на вопрос в чем ваш смысл не могу. В чем мой смысл — ответ выше.
+2
Полина, возможно Вы сейчас будете смеяться, но я себя не идентифицирую как «гражданина страны».Когда мое сознание не омрачнено глупыми переживаниями, я осознаю себя как частичку Космоса, а своим домом и родиной чувствую всю Вселенную, безграничную в пространстве и во времени. И в моменты этого осознания все мимолетные социальный проблемы уходят на задний план, потому что ЭТО НЕ ВАЖНО Это правда не так уж важно…
+2
Чего уж смеяться, — плакать надо, Григорий:) Если так, то обсуждать нечего. Все ничто перед лицом Вечности.
+2
А я так не думаю. Конечно, чувство собственной важности отступает на задний план, но каждаяч часть Космоса — это его уникальный ребенок, заслуживающий и ищущий любви Родителя. То есть я не призываю «забить» на все социальные проблемы и самоустраниться от их решения это был бы вариант ухода.
0
Григорий, мне не видится продуктивным продолжать наше обсуждение:) Мне кажется, что я услышала Вашу позицию, она мне понятна, но не близка.
0
Не вопрос :)
0
Юля, Григорий, в качестве иллюстрации несколько примеров в ответ на вопрос в чем заинтересован бизнес:

Выступление В. Петровой на Trainings EXPO'10: Школа нового поколения

HR-Форум: Модернизация системы профессионального образования в России

ТНК BP: Конкурс грантов для профильных ВУЗов

Социальные проекты Северстали

Я могу найти еще много примеров, подтверждающих интерес бизнеса к качеству образования. В 2003 году РУСАЛ начал программу работы с профильными ВУЗами в городах присутствия Компании, передал этим ВУЗам система дистанционного обучения, в 2005 году начал работу с школами. Сейчас РУСАЛ принимает участие в доработке закона об образовании (это не то же самое, что школьный образовательный стандарт).
На последней конференции была участником обсуждения тех шагов, которые предпринимает Северсталь и Сибур в повышении качества профессионального образования.
Несколько лет назад разговаривала с участниками проекта «Новая цивилизация» о том, что делал Юкос для повышения качества образования студентов и школьников. Если знакомы с Рафом Ахметовым, то можете задать ему вопросы.

Это я все к тому, что мне не понятен тезис про заинтересованность бизнеса в росте количества невежд (это ответ Юле) или равнодушии (ответ Григорию).

+3
Полина, ну конечно, есть разные бизнесы. Обобщать здесь глупо. И у бизнеса все равно есть потребность в определенных людях — этому они и способствуют. Спасибо за примеры — очень красивые, достойные. Надеюсь, за всем этим действительно то-то стоит и действительно что-то происходит. А не просто модная примочка «социальная ответственность и волонтерство».

Мне кажется вопрос не в качестве образования. А в целях и стратегии. Я не верю, что государство действует в отрыве от бизнеса.
0
Полина,
дополню твой пост еще одним комментарием-ссылкой: статья в «Бизнес-журнале» (почитываю иногда).
+1
Оксан, одно название и начальные строки данной статьи вызывают в моей душе НЕГАТИВ, отторжение и почти слезы… ((((

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕ СПОСОБНА ПРЕДЛОЖИТЬ БИЗНЕСУ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРЕБУЕМОГО КАЧЕСТВА. А ПЕРЕДЕЛКА «ПОЛУФАБРИКАТОВ» ОБХОДИТСЯ НЕДЕШЕВО.

Немедленно приступить к созидательному труду готовы лишь студенты, окончившие вузы с «красными» дипломами и не более 20% обладателей «корочек» синего цвета. Так оценивает ситуацию с подготовкой молодых кадров в России Лев Любимов, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ. Увы, подавляющее большинство выпускников — не более чем «сырье», из которого «лепить» профессионалов приходится уже работодателям.


Вот и проблема сама… системы образования. И пока она такая по сути, «СЫРЬЕ» останется в лучшем случае качественно ВЫЛЕПЛЕННЫМ СЫРЬЕМ.

Вот она ВЫГОДА бизнеса. Ему легче ЛЕПИТЬ, когда СЫРЬЕ МОЛЧИТ И БОИТСЯ.
0
Юля, подобные формулировки — это не более чем стилистические журналистские приемы. Ты же это понимаешь… :)
По сути в статье описывается часть вопроса, поднятого в рамках текущей дискуссии.
+2
Я этого не говорил… кажется?
0
Вы выше предложили представить себя бизнесменом и отнестись к проблеме серьезно. Я так интерпретировала Ваши слова.Значит искажение восприятия. Извините, если так.
0
А, все, я понял ) Тогда согласен. Дальновидному бизнесмену этот вопрос не может быть безразличен… пока робототехника не достигла уровня, позволяющего заменить андроидами до 60% человеческих профессий. Может, мир уже готовится к новой революции, и мы переходим из информационного общества в гибридное общество?
Может звучать фантастически, но я в это верю, и тогда вопрос «куда девать всех этих людей?» очень актуален!)
+1
Мне кажется, не все тенденции отмечены, односторонний подход.
За те же 10 лет появились компьютеры, спецпрограммы, стал общедоступным интернет (образовательные сайты, соцсети, интернет-ТV и пр.), появилось научно-популярное телевидение (Дискавери, ДаВинчи ленинг и пр.), которые изменяют образовательный ландшафт учащихся средней школы в принципе. И количество уроков перестает влиять на качество образования.
Заказчиками образовательных услуг остаются, в первую очередь, родители, затем — дети, и уж потом — бизнес. Государству достаточно начального образования, здоровых детей для армии и родов и чтобы подростки до 18 лет не болтались на улице.
+3
Михаил, спасибо! Было бы круто, если бы дети (это на мой взгляд) в возрасте 16 лет были бы способны быть квалифицированными заказчиками образования. Но к этому возрасту большинство как-бы «разучивается» быть заказчиком… из-за предыдущего опыта учения, когда заказывали не они. Вот и растеряются наверное.
0
Коллеги и друзья, добрый день! Хочу присоединиться к обсуждению. Только обсужать я предлагаю не предложенный перепост, а собственно проект Стандарта standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100. Обсуждаемый параграф находится на 56 странице, но для общего понимания (если кому-то действительно хочется понять) рекомендую все таки осилить весь текст… Честно скажу я читала «по диагонале», но стойкого отвращения сей продукт у меня не вызвал. Все очень «в духе времени» и логично. Ситуация «сейчас» — ввели ЕГЭ, дети уже в 9-ом классе точно знают какие предметы им нужны для поступления в ВУЗ, а какие на фиг не надо, но посещать приходится. Это естественным образом трансформирует отношение к обучению и самообразованию и не в лучшую сторону.
Предлагаемя ситуация, дети знают какие предметы и для чего им нужны, самостоятельно делают выбор и раз уж сделали, то «извольте-с». Конечно, это идеальная картинка и по факту будет не совсем так, но это все равно ближе к желаемой цели, чем сейчас. Цели, кстати заявлены на стр.6.
Юля, если ты хочешь чтобы люди сами делали свой выбор и несли отвтетственность за свое развитие, то вообщем это про то.
То что из обязательных (по умолчанию) — заявлены физ-ра, Россия и ОБЖ, так это — да. Это то, что хочет от наших детей наше государство. Жуть? Ага :) Но, если читать дальше становиться очевидно, что обязательным является еще серьезный набор предметов и их все равно ПРИДЕТСЯ выбрать. На основании чего будут делаться эти выборы? Вот это уже вопрос Детей, Родителей (не знаю кого в первую очередь, зависит, наверное от деток и культуры семьи), социальной среды и будующих работодателей (ой это же мы!). Собственно на этой части я и предлагаю сосредоточиться. Хотите получить квалифицированных, идейный и мотвированных сотрудников — проводите для подростоков ликбезы о том какие предметы и зачем выбирать и что будет, если выберешь. Вполне внятная задача… ну мне так кажется :)
+3
Лиза, привет! Я сейчас не осилю стандарт :) Спасибо тебе! Сделаю это позже.
Лиза, то есть все-таки эта мера может привести к неплохому результату, о котором я думаю? И если даже сегодняшние 9-классники растеряются, то сегодняшние первоклассники будут готовы к тому, чтобы делать выбор. Если вспомнить Иллича, то в общем, он бы порадовался? ;)

Только мне мало того, чтобы люди бОльшую ответственность должны будут нести за ВЫБОР свой. Мне кажется АРХИ-важным, чтобы выбор был не РАБОТОДАТЕЛЯ, который ЗАВЛЕК, а чтобы он соответствовал СУЩНОСТИ ребенка и помогал раскрывать его талант, потенциал и т.д.
0
РАботодатель должен предоставить информацию (ну как мне кажется), чтобы подростки могли делать выбор исходя не только из «перечня профессий», которые знают с детства (учитель, врач, водитель троллейбуса, олигарх), но и из действительно возможных. И тут, мне кажется, работодателям стесняться нечего и надо информировать и информировать. А по поводу выбора это, конечно, сложный вопрос… Меня несколько раз просили побеседовать с подростками, чтобы помочь в самоопределении… ой… тяжко :) но тема стоящая :):)
+1
Лиза, когда мы выступали от learn2learn перед студентами на Форуме юных лидеров YOU LEAD, я поняла, что они ЖАЖДУТ этого самоопределения и их мозг не засорен потоками информации от работодателей насчет «карьерных возможностей» и т.д. На наше выступление «Карьера vs Самореализация» стеклись студенты из параллельных мастерских, где им красочно рассказывали о соц.пакетах и путях развития. В итоге завязалась интереснейшая беседа с признаниями студентов в том, что они не хотят также как наш герой Квадралогии и Бермудского Четырехугольника «закончить». Так что тема точно стоящая.
Проект PRO Юлии Пасс как раз про то, что ты говоришь — приходят работодатели и информируют о том, какие варианты профессий есть.
0
Лиза, спасибо! До Вашего комментария читала обсуждения и понимала, что к такому присоединяться не хочу, хотя в целом тема поднята очень важная. А не хочу, потому что обсуждать предложили уже через призму чьего-то мнения. Полностью поддерживаю, что если и стоит обсуждать, то непосредственно сам стандарт, а не чьё-то мнение о нём. Я пока полностью его не читала, но из того, что знаю, мне не далеко не всё нравится, однако для меня это не повод, чтобы сразу говорить о том, что всё плохо. Быть плохо всё по определению не может :)
Поэтому было бы интересно обсудить этот проект не только с точки зрения минусов, но и с точки зрения плюсов, каких-то возможностей. С точки зрения не только того, как устранить негатив, но и как усилить и сделать акцент для детей образования в целом на позитив в этом стандарте. Что скажете?
+2
Мне понравился комментарий Michail.
Действительно, государству на уровне «чистого» образования достаточно начальной школы. Далее уже должны участвовать родители, т. е. платить за хорошее образование, ликбезы и так далее.Тем, кто учился в СССР очень повезло, но такого нет и больше не будет никогда и нигде.
А вот профессиональное образование, здесь государство должно принимать непосредственное участие наравне с бизнесом, если не больше. А этого нет. Вся ноша лежит на бизнесе сейчас, поэтому такие низкие показатели по всем статьям.

Обязательно прочту проект стандарта, но позже. А пока считаю, что общеобразовательная реформа очень нужна и поддерживаю то, что делается(ЕГЭ и т.д.). И очень жду реформы профобразования.
+1
Марина,
Вы наверняка читали Голви Т. «Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра.». Как Вы думаете, Голви прав?
0
Юля, не читала. Я сугубо практик: учитель в СССР/России, учитель в Англии — школа/колледж.
Как-нибудь, если есть время, расскажите.
0
Марина, я расскажу попозже более подробно, но основная мысль, что сегодняшняя практика обучения (и тренинг, и коучинг и др формы обучения) напрямую противоречит самому понятию естественного обучения человека, просто мешают людям учиться своими интервенциями и тренеры, и коучи, и руководители, и HRы. И в школе сама школа мешает естественному ходу учения человека.

Про школу-то современная педагогика уже давно пытается сказать, что вся концепция: классно-урочная система, обязательность и бесплатность… и многое многое другое (тем более ЕГЭ! и тому подобное) вступает в конфликт с декларируемыми целями образования. А вот про работу, мало кто пишет (в смысле про обучение на работе). А вот Т.Голви, как и Сенге и ряд других авторов начали эту тему переносить на работу. Очень любопытно.

Голви говорит ( и я сама так думаю), что без самореализации НЕВОЗМОЖНО преуспевать в современном бизнесе, если только выживать… И что важно пересмотреть взгляд на самореализацию сотрудников. Не надо пугаться, что даже самые рядовые рабочие будут иметь желание и мечты реализовать свой потенциал и не скучать на работе даже при выполнении рутины.
0
Юля, не могу полностью согласиться с 1-ым и со 2-ым пар. Если говорить о школе, то сейчас очень много различных форм обучения, как у нас, так и за рубежом. А Вы говорите именно о формах. Но без них- никуда, даже домашнее обучение, что может быть естественнее, имеет свои недостатки.

А вот основная концепция обучения в школах и т.д. у нас и за рубежом — отличаются, но сейчас уже меньше. У нас учитель являлся центром, направляющим и определяющим, а на Западе — ученик. И так было всегда и очень долго. Исходя из этой основной концепции строились системы обучения в школе.

Далее эти концепции используют в профобучении, на работе и т.д. Отсюда «Не надо пугаться, что даже самые рядовые рабочие будут иметь желание и мечты реализовать свой потенциал и не скучать на работе даже при выполнении рутины.» Не хочется петь дифирамбы бизнесу на западе, потому как проблем там много, но поверьте на слово — они не пугаются, а как раз наоборот. А вот у нас реально боятся, но уже не все.
Поэтому Голви сто раз прав.

0
Марина, я училась в американской школе и чуть-чуть в английской (в США и в Англии соответственно). Я училась в норвежской бизнес-школе по норвежской системе у норвежцев. И писала диплом по интернационализации образования в своей время, изучая разные системы в разных странах. Согласна с Вами, что их системы намного «ориентированнее на ученика», но лишь в чем-то. В наших школах больше души и смысла, если повезло с учителем и с самой школой, если уж сравнить их и нас :) А умные дети с сильной самомотивацией вырастают и там, и здесь :)

Однако, вспоминая свой опыт обычного ученика обычной американской школы, где у меня были обычные американцы в друзьях, я могу со всей ответственностью заявить, что также ненавидят школу там подростки и дети. Тестирование, которое является основным методом оценки знаний в американской школе, к примеру, совершенно не объективно.

Как человек, который в своей жизни сдал множество тестов, особенно международных, могу сказать, что СДАТЬ ТЕСТ не равно ЗНАТЬ. Важно научиться тесты сдавать и будешь отличником.

На Западе, как нигде, отлично отработана модель жизненного пути успешного человека и модель эта работает только в обществе потребления.

Хотя, радует меня то, что тема эта волнует не только меня, но и многих педагогов, предпринимателей и просто родителей по всему миру. И есть положительные сдвиги, есть ДРУГИЕ школы, инновационые методы естественного обучения, успешно применяемые.

Про домашнее обучение могу рассуждать только на уровне теории и чужих практик. Думаю, что это вполне себе вариант. Только я под домашним обучением понимаю не то, что ребенок сидит дома и учится самостоятельно с родителями за партой в своей комнате :) А то, что у школы нет монополии на якобы образование моего ребенка. И у ребенка есть масса ресурсов и свой план, по которому он развивается. Возможно иногда, он посещает именно школу рядом с домом или в другой стране. И домашнее обучение не имеет ничего общего с отсутствием социализации, она достигается через другие вещи. Понимаете? Но для такого мега-индивидуального подхода к образованию нужны толковые думающие родители. А среди современных взрослых таких, по моим ощущениям, ОЧЕНЬ МАЛО.
+1
Юля, хорошо, что есть такие люди как вы в России, с таким опытом и такими мыслями.
Возможно, когда-нибудь и получится соединить нашу душу с их правилами. Но вы правильно заметили, что толковых и думающих, как родителей, так и учителей мало. Т.е. придется надеятся на шанс, случай. А это в любом бизнесе, а школы — это дело, бизнес, шаткая дорожка. Поэтому на западе, всё обрисовали правилами и системами, и будучи людьми послушными, придерживаются. Т.е. вся система образования более стабильна, а главное — предсказуема.
У нас сейчас очень тяжелый период в образовании, но мне кажется, что всё получится.
+1
Марина, спасибо Вам! )))
Я тоже верю в лучшее!!!
0
Задним числом подолью масла в огонь :)

Я училась в ОЧЕНЬ СРЕДНЕЙ московской школе (т.е. бывает среднее образование, а у нас было ну ОЧЕНЬ среднее). Из 28 человек нашего выпуска (1996 год) в вузы поступили… двое! (собственно, я — в МГУ и еще один мальчик во ВГИК).

Чтобы дополнить картинку: курс русского языка у нас закончился в 9 классе, тогда же, когда и английского (по идее, 10-11 классы должны были быть как раз с углубленным изучением английского языка, но преподавателя не нашлось, поэтому языковых занятий не было вообще). Наша учительница физики на полном серьезе утверждала, что Галлилей открыл ускорение свободного падения, бросая шарик с Пизанской башни и ФОТОГРАФИРУЯ (!) его в полете (видимо, на Полароид, не беда, что на дворе 16-й век). Учительница географии, в свою очередь, радостно заявляла, что Галлилея сожгли (надо думать, как раз за фотографирование шарика; страшно подумать, что же тогда сделали с Джордано Бруно). А преподавательница по психологии/педагогике так цитировала Толстого: «Все смешалось в доме Балконских!».

Понимаю, что трудно поверить, но все это — истинная правда. Ни грамма шутки. Меня ТАК учили.

Поэтому я искренне поддерживаю всех тех, кто утверждает, что школа — это, мягко говоря, не самое важное звено в образовательной цепи. Мотивация, вера в себя и поддержка родителей, как правило, гораздо важнее… Я тому прямое доказательство (здесь самое место сдуть пыль с красного диплома, позвенеть медалями и щегольнуть корочкой свидетельства о президентской стипендии в аспирантуре :).

Что касается реформы образования, то я абсолютно убеждена, что школа, в которой училась я, настоятельно нуждается в реформировании :)
+1
Аня, спасибо за пример ))) Очень показательный. Мне даже нечего добавить к этому.
Ваши родители и Вы — просто молодцы. Здорово, что есть такие примеры. Жаль все же других детей, которые сейчас наверное пошли самыми разными дорогами и не все счастливы… не все рады самим себе…
0
Юль, меня ВОСХИЩАЕТ твой гуманизм (впрочем, тут про это уже писали :).

Я со своей стороны хочу добавить вот что: мне часто (и чем дальше, тем чаще) приходится слышать сетования мамочек разных возрастов и соц.статусов, что в «наше время» без связей, взяток, дорогих репетиторов и т.п. невозможно поступить в вуз. Мамы многих моих одноклассников тоже на это сетовали… Мое скромное мнение таково: если ребенок (хотя какой уж тут ребенк — выпускник) не может сам без взяток и связей поступить в институт, значит, ему нечего делать в этом в институте (или в вузе вообще). Не все должны получать высшее образование! В мире есть много разнообразных занятий, для которых вузовский диплом не требуется.

Звучит не гуманистично, но это то, что подсказывает личный опыт и здравый смысл :)
+1
Аня, а я тоже так считаю. :) Мне кажется, это как раз очень гуманно. Просто у нас ценятся «корочки» :) Вот все и рвуться за ними. А толку-то?
0
Вот я всё читаю этот топик, топик про «незнание» и всё понять никак не могу: это что, мне одной так повезло? это только мне встречались и встречаются до сих пор Учителя с большой буквы, которые учат думать, размышлять и сомневаться? И почему-то двум моим сёстрам так же везло.
А знаете ещё что, скажу: может и не в системе то дело??.. Я не мало общаюсь с учителями (свекровь преподаватель русского языка и литературы) и знаете что, они о-очень стараются сделать уроки максимально интересными и разнообразными, стараются вывести детей на диалог, услышать их мнение (не мнение из книжки, а их личное) и т.д. Вот только большинству детей всё это не надо, они покупают решебники, сборники сочинений и прочее. Они не умеют думать, не хотят учиться и не потому, что их этому не учат, а потому что просто лень. Зачем напрягаться, если можно этого не делать?? И в такой ситуации какую систему не создай — результат будет один…
+1
Маргарита, ты ответила на все вопросы ) Дело не в квалификации самых лучших учителей. Дело в ИНТЕРЕСЕ. Ну зачем ребенку английский, если жизненная ситуация не требует от него владения им. Максимум в изучении английского ребенком может сработать внешняя мотивация «родители заругают, буду выглядеть не успешным и др страхи». Или есть уникальные случаи, призвание ребенка — лингвистика! У меня тоже были Учителя. Но вопрос-то не в них. И не в реформе в этой поэтому. Перекошены понятия ключевые базовые о том как и зачем учится Человек как вид.
0
Дело в системе 100%. Это мое мнение. Но меняя одну на другую похожую точно ничего не серьезного не произойдет, потому что не в той системе координат ищется решение.
-1
Лень — энергосберегающий механизм ;)
0
Вот только большинству детей всё это не надо… Они не умеют думать, не хотят учиться и не потому, что их этому не учат, а потому что просто лень


Золотые слова!
0
Маргарита, немного занудства(училка во мне — навсегда).
Хочется разделить понятия «система образования» и «индивидуальный опыт». То о чем говорите Вы, Юля, Аня — индивидуальный опыт. Дать определение системе образования — не берусь, но это отличается от и.о. Как, например, дом с его фундаментом, стенами, потолком и все, чем вы сами заполните этот дом: люди, картины, мебель и т.д. Рядом и близко, но разное.
Я, также, не считаю нашу систему образования безнадежной, совсем нет. Наша система образования никогда не повторит западную на 100%, даже на 50%, просто разные корни, но взять то, что подойдет, почему бы и нет. По-моему сейчас и происходит нечто подобное.
+1
Марина, согласна с разделением понятий полностью. Именно поэтому, считаю, что если обсуждать «систему» (как предлагалось в топике), то обсуждать именно её, а не конкретное мнение (индивидуальный опыт), причём не только с негативной, но и с позитивной стороны, чтобы понять, чем стоит наполнять эту систему, заданный каркас, чтобы она была эффективной, а чего следует избегать.
0
да, вы об этом сказали первая, но нас уже «понесло» к тому времени.
Сказав, что я прочту «Стандарт», конечно поторопилась, — не прочту. Вот если бы, кто-нибудь дал основные направления, без мнений, только факты сейчас, как у юристов? Может admin подарок сделает?
+1
про смену парадигмы в системе обучения и образования — отличное видео от сэра Кена Робинсона:


PS хочу себе такой постер на стену :)
0
что-то видео не добавилось… тогда — ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=zDZFcDGpL4U&feature=player_embedded#!
+1
Оксана, для информации: Сер Кен Робинсон раскручивает идеи Ивана Иллича, автора «Общество без школ».
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.