Теория "множественного интеллекта" или 5 типов мышления, которыми должен владеть современный человек Обучение и наука

Социолог, гарвардский профессор психологии, Говард Гарднер известен как основатель теории «множественного интеллекта», в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум семью различными формами интеллекта.
В рамках этой теории он утверждает, что будущее за людьми, сумевшими развить и научившимися применять 5 видов мышления, которые будут наиболее важными в XXI веке, когда человечество в полной мере столкнется с вопросами информационной перегрузки и творческого предпринимательства. При этом, типы мышления, это не отдельные мыслительные способности, а умения, которые можно и нужно постоянно развивать: в школе, в ходе профессионального обучения, на работе. Это не жребий в генетической лотерее, а результат тех усилий, которые мы применяем для развития своих способностей.

1. Дисциплинарный тип мышления — предполагает, что человек освоил, по крайней мере, одну модель мышления — способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии. «Лидерство и управление — тоже дисциплины, — пишет Говард Гарднер. — И все мы — ученые, лидеры корпораций, представители любой профессии должны постоянно совершенствовать свои навыки».

2. Синтезирующий тип мышления — способность интегрировать идеи из разных дисциплин и областей знания в единое целое, а затем генерировать на этой основе новые идеи, концепции, подходы.

3. Креативный тип мышления — способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены.

4. Респектологический тип мышления — умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур.

5. Этический тип мышления — осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер (подробнее об этом типе мышления читайте в доп. материалах). Автор более 10 лет посвятил исследованиям, посвященным «достойной работе» — результативной, интересной и соответствующей принципам этики.

И, что, на мой взгляд, самое важно, Гарднер пишет о том, что «Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества — лишь мертвый груз практических знаний».
Если кому-то интересно подробнее познакомиться с его теорией, то, во-первых, есть множество роликов на youtube с интервью с Говардом Гарднером. Во-вторых, у него есть книги, переведенные на русский язык: про саму теорию — «Структура разума. Теория множественного интеллекта» и непосредственно про типы мышления — «Великолепная пятерка.Мыслительные стратегии, ведущие к успеху»

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
Маргарита, хочу добавить еще несколько ссылок для интересующихся:
1) обзор книги «Великолепная пятерка» Алекса Титанова на сайте gidepark.ru/community/551/content/542676.
2) сайт самого Гарднера www.howardgardner.com/ где он публикует много актуальных материалов о том, как развивались его теории за годы использования. В частности, на этом сайте есть материал, где он называет 5 способов мышления компетенциями, которые, будь он «Царем обучения» :), он бы развивал у всех молодых людей, обучающихся в вузах.

Мне же очень нравится именно его теория множественных интеллектов, которая отличается от теории 5 способов мышления тем, что она адаптирована под обучение, легко запоминается и применима при дизайне тренинговых программ. Достаточно помнить, что в тренинге нужно запланировать активности, которые будут соответствовать разными видам интеллекта. Нравящиеся мне ссылки на русском, где кратко описана теория:
olgapisaryk.livejournal.com/20845.html
www.meta-test.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=40
+5
Наталья, большое спасибо за ценные дополнения!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.