Теория контакта и практика планирования Обучение и наука

Моя профессиональная деятельность была связана с организацией крупных мероприятий — детских городских конференций, тематических смен, конкурсов и т. д. Наблюдая за своей работой и работой коллег, обратила внимание на наличие различных стилей работы. Я, например, долго представляю себе каким будет мое мероприятие, собираю информацию от участников. Во время проведения мероприятия спокойная и собранная, после его проведения анализирую произошедшее. Основная моя проблема — плохое делегирование полномочий. Моя коллега, напротив сразу распределяет обязанности, контролирует их выполнение, но очень нервничает во время проведения мероприятия и, часто на анализ мероприятия остается мало сил. В настоящее время я анализирую свой опыт и разрабатываю тренинг, направленный на формирование навыков планирования. В качестве методологической основы мне ближе всего гештальт-подход, которому я обучаюсь.
Одной из теорий, на которых он основывается, является теория контакта организма и окружающей его среды. С помощью среды организм может удовлетворить свои потребности. «Для лучшего понимания того, как происходит нормальный, здоровый цикл удовлетворения потребности (формирование и разрушение гештальта или фигуры), теоретики гештальт-терапии предлагают несколько моделей. Эти модели называются по разному — цикл контакта, цикл удовлетворения потребностей <..>, цикл опыта <..> По Гудмену, например, такой цикл имеет четыре фазы. Это преконтакт, контакт, финальный контакт и постконтакт» (И.Д. Булюбаш «Руководство по гештальт-терапии»,2011)

Я предполагаю, что «стиль» организации и проведения мероприятий разными людьми зависит от того, где они проводят границу между фазами контакта. Например, один организатор выделяет себе на преконтакт довольно большую часть времени.Фаза собственно контакта может начинаться для него, например, с активного приглашения участников. Плюсы данной ситуации — лучшее прочувствование нюансов, которые нужно учесть, способность поддерживать свою активность и работоспособность. Момент наивысшего поднятия энергии находится в момент проведения мероприятия, нет сильных скачков. Минусы — игнорирование попыток контакта, предложений о помощи со стороны коллег, как следствие плохое делегирование полномочий.

Если фаза контакта начинается сразу после постановки задачи, то плюсом такого подхода будет: отличное делегирование полномочий, удовлетворение в первую очередь целей мероприятия и личных интересов. Минусы- подъем энергии во время проведения мероприятия, резкий ее спад после проведения.Эмоциональная нагрузка не позволяет получать удовольствие от процесса, негативно влияете на представление образа конечного результата.
И наконец, немного печальная картина. Мне приходилось принимать участие в одной конференции, на открытии которой организаторы выходили со словами: «Нам было так здорово готовить для вас это событие. Мы творили, придумывали, обменивались опытом, и теперь наконец рады поделится с вами результатами». Как участнику конференция мне не понравились, на мой взгляд по объективным причинам ( не все мастер-классы были психологически безопасны, не учтено время на технические вопросы, нехватка сертификатов и т.д. ). Позже, думая о причинах произошедшего, вспомнила свое ощущение в начале конференции. Возможно, в данной ситуации фаза контакта, и даже постконтакта наступили еще до завершения мероприятия. Предварительная работа оказалась важнее самого события.
На каждой из фаз контакта организм способен его разрывать. На мой взгляд, исследуя и анализируя опыт организации и планирования действий участников тренинга, можно помочь им осознать свой «стиль» работы, и избежать связанных с ним ошибок. Как вы считаете нужны ли такие тренинги? Хотели бы вы принять в них участие?

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
Анна, идея о связи стиля планирования с стилем связи с окружающей средой мне кажется интересной. Я бы с удовольствием про это прочитала. Пошла бы я на тренинг про это? Хм, мало вероятно
0
Маргарита, спасибо за комментарий. На самом деле, я убеждена, что эта тема требует очного обучения, поэтому постараюсь написать более прицельно, чтобы все-таки захотелось на тренинг)).
0
Анна, добрый день!
Очень интересный затронут вопрос — планирование процессов исходя из фаз контакта с окружающей средой. Здесь есть вопрос: любой процесс протекает в пространстве (это область контакта) и времени (это как раз этапы). Интересно посмотреть (в т.ч. на тренинге) как правильно выбрать область контакта с внешней средой, чтобы удовлетворение потребностей не вошло в противоречие с претензиями среды (или было разрешено) и как правильно выбрать время на каждом этапе. На самом деле вопрос затронут фундаментальный. Например, занимаясь ТРИЗ, я привык анализировать оперативное время (это как раз описанные этапы, но применительно к оперативной зоне) и собственно оперативную зону (эта часть пространства, где при соприкосновении объекта со средой возникает конфликт в результате ответной реакции среды на воздействие объекта с целью удовлетворения потребностей, разумеется). И если в тренинге объяснен механизм действия субъекта в зависимости от изменения оперативной зоны и оперативного времени, то лично мне этот тренинг дал бы много полезной информации для разрешения возникающих противоречий на микроуровне. А если эти противоречия в зависимости от оперативной зоны или оперативного времени носят еще и типичный характер, то появляется возможность надежной классификации — красота)
В связи с этим вопрос по существу — как построен тренинг?
Спасибо и успехов!
+1
Антон, здравствуйте!
Благодарю за обстоятельный ответ. Он натолкнул меня на интересный ход. Поскольку противоречия (по-тризовски) или прерывания контакта (по гештальтийски) действительно типичны на разных этапах, то пожалуй, стоит прийти к этому совместными усилиями вместе с участниками. Тогда план основной части может выглядеть так:
Теория контакта в гештальт-подходе и практика планирования (мини-лекция).
Удачи и ошибки планирования из опыта участников.
Попытка описать «идеального» организатора, руководителя.
Выделение этапов и точек контроля.
Нарушение контакта на разных этапах. Выработка методов анализа работы в компаниях участников.
Человеческий фактор. Личные цели менеджера когда они помогают, а когда мешают.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.