• Linarium
  • 14 октября 2010, 00:19

нейронаука наступает Обучение и наука

На меня произвели очень сильное впечатление два выступления нейробиолога Вилайанура Рамачандрана.

Первое посвящено зеркальным нейронам и их функциям. На мой взгляд, Рамачандран делает смелое предположение об их роли в процессе становления современной цивилизации



Второе о некоторых повреждениях мозга, которые приводят к очень любопытным эффектам:


Я очень много читаю в последнее время о мозге разной литературы. Чем больше читаю, тем меньше понимаю. Так всегда бывает, конечно:))
Сейчас столкнулась с тем, что перестала понимать, что такое психика. Что это за реальность? Мне понятно, что такое нейроны, как формируются между ними связи, что такое нейротрансмиттеры, за что отвечают разные участки мозга, ну и так далее. Т.е. на языке физической реальности мне понятно (ну насколько м.б. понятно ушастому ламеру), но вот как физические процессы превращаются в психические…
В общем, если кто-то в курсе, буду внимать:) Сама я буксую страшно.

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
Для того, чтобы понять, что такое психика, лучше не книги читатать (получите абстрактное знание), а поработать с собственной психикой (медитация, осознанные сновидения, психоделики и т.д. и т.п. :)

Хотя толковые книги тоже есть — например, «О природе сознания» Г. Ханта. Еще про соотношение материальной и психической реальности есть у Кена Уилбера в «Интегральной психологии». Ну и конечно Р.А. Уилсона «Психология эволюции» и «Квантовая психология» — это просто классика!

А что касается нейронов, мозга… Это один из уровней реальности, одна из возможных позиций для изучения. Нельзя понять, что такое Windows или Adobe фотошоп только изучая микропроцессор! ТО есть в принципе невозможно объяснить высшие уровни через нисшие, если конечно психика является продуктом материального мозга, что тоже не факт…

Вот Вы сейчас читаете этот текст — это и есть Ваша психика!
0
Григорий, спасибо за рекомендацию. Обязательно почитаю.
С чего бы Вы рекомендовали начать?

Я для себя сейчас формулирую так. Психика — это эмерджентное свойство мозга, возникшее в результате взаимодействия нейронов, глии, других структурных элементов мозга на каком-то этапе эволюции мозга; и если говорить о его функциях, то это способность отражать реальность.

0
С чего бы Вы рекомендовали начать?


Спасибо за возможность побыть в роли эксперта :)

Полина, ответ на вопрос зависит от Вашей нынешней подгототовки и целей. Я понял, что Вы сейчас основательно развиваетесь в области нейрофизиологии… У Вас психологическое образование? Есть представления об общей психологии? И конечная цель исследования — какова?

p.s. безумно приятно слышать, что кого-то интересует тема психики, сознания и т.д.!
+1
:)

Я развиваюсь в этом направлении, потому что мне интересно. У меня 2-х летняя профессиональная переподготовка в МГУ на факультете психологии, но предметы там были больше прикладные, поэтому есть пробелы, конечно.

А мне приятно, что кто-то может помочь на пути моего развития:)
0
Ок. Я тогда попробую немного подробнее рассказать о книгах, а Вы сами выбирайте, что интереснее :)

Я бы рекомендовал начать с этих двух:

1. «О природе сознания»
omstore.ru/prirode-soznanija-p-160.html

Глубокое академическое исследование сознания с разных позиций — с философской, нейрофизиологической, социологической и т.д. Сложно написано, но дает «вертолетный обзор» на проблему.

2. «Психология эволюции»

arsenal-hr.ru/e-store/detail/47/2666/?r1=yandext&r2=

Это скорее пособие по личностному росту, чем учебник от одного из самых остроумных писателей — Р.А. Уилсона. Если мозг человека — суперкомпьютер, то что является программным обеспечением? Помимо любобытной информации здесь найдете практические задания после каждой главы. Масса впечатлений, улыбок и инсайтов гарантированна!

+1
Григорий, спасибо большое! После прочтения можно будет обсудить.
0
с удовольствием)

0
Тема, безусловно, интересная!
Я имею 4х-летний стаж работы в практической психиатрии, психотерапии и клинической психологии, плюс еще классическое образование по этим дисциплинам.
Синдром Капгра это не нейробиологический синдром, а психиатрический. И кстати, он не очень редкий, по крайней мере один раз в жизни я его видел. Насколько я знаю, он всегда встречается в комплексе — т.е. имеются еще другая психиатрическая симптоматика.
Вообще считается, что нейробиология — это будущее психиатрии. Лет 100 (и более) назад считалось, что основные функции нервной системы имеют четкую локализацию в головном мозге. Такие мысли развивались французской школой психиатрии и неврологии. Однако чуть позднее, лет 80 назад вследствии открытия высокой пластичности функций мозга стали думать по-другому — локализация многих (но не всех) функций в головном мозге — выученная, т.е. потенциально меняема. Сейчас, с появлением инструментов нейровизуализации (МРТ, КТ, ПВ и др) больше склоняются к первоначальной точке зрения. или скорее в соотношении 70 на 30.
Врачебная терминология, особенно психиатрическая и неврологическая, достаточно сложная, и в ней трудно разобраться без специальной подготовки.
В настоящее время идет срастание нейробиологических наук, психологических наук и лингвистических. И результат этого сращения дает в большей степени понятную терминологию, и инструменты, которые могут быть использованны в реальной жизни и науке.
Насколько лично я понимаю, прекрасное и хорошо применимую систему описания взаимовлияния нейрологии, психологии и лингвистики дает современная теория НЛП. Не та, которая была в 80х годах прошлого века, а теория уже 21 века, имеющая под собой реальную экспериментальную базу. Кстати, у нас в ординатуре по психиатрии курс НЛП теперь является обязательным (по-моему 220часов, насколько я помню). В США, например, я точно знаю, при обучении психиатрии, курс НЛП составляет 560 часов.
Феномен выученного паралича известен очень давно — описание истерического паралича (один из подвидов выученного) сделал еще Аристотель. Однако дело в том, что без второй сигнальной системы он невозможен в принципе — для этого необходимы слова (внешние, или внутренний диалог). У животных такого феномена нет.
Вот, по памяти вспомнил, схему, которую нам давали в ординатуре по психиатрии:

Современное НЛП связано с нейробиологией очень плотно, но в русскоязычной литературе такой информации нет. Кому интересно, могу в личку скинуть энциклопедию нлп Р. Дилтса на 5000 страницах. по-моему нейробиологии там посвящено страниц 100.
Кстати, я нисколько не рекламирую нлп, я с большой осторожностью отношусь к тому, что сейчас называют этим словом непрофессионалы :)
+2
Скиньте, пожалуйста!
0
давайте е-мэйл
0
Алексей, я правильно понимаю, что синдром м.б. психиатрический, но при этом иметь органическую природу? Или? Извините за глупые вопросы, очень хочется разобраться.
Насколько я поняла из выступления, речь идет о том, что синдром Капрга имеет все-таки биологическую природу…

Алексей, и мне скиньте, пожалуйста, энциклопедию Дилтса на linarium@gmail.com
Заранее большое спасибо!
0
Полин, спасибо! Очень интересные выступления!
После просмотра первого видео я сначала подумала о том, что надо искать пути устранения этих барьеров между связями людей. Тогда учиться было бы совсем просто — достаточно было бы посмотреть, как профессионал что-то делает. Кроме этого уже давно (сначала фантасты, потом ученые) так или иначе говорят о том, что придёт время, когда человечество избавится от биологической оболочки и будет существовать как некий единый разум, состоящий из множества разных.
С другой стороны, раз эти барьеры есть, значит они для чего-то нужны, значит они защищают человеческий мозг от перегрузки…
Ушла думать…
0
Кроме этого уже давно (сначала фантасты, потом ученые) так или иначе говорят о том, что придёт время, когда человечество избавится от биологической оболочки и будет существовать как некий единый разум


Я уже готов вступить в группу сопротивления, т.к. есть масса индивидуумов и групп индивидуумов, с которыми я не хочу быть в одном «разуме» :)
+2
Вот, видимо, и нашлась первая причина существования барьеров :)))
+1
А вопрос о том, что же такое психика — это всегда был вопрос больших дискуссий.
Хотя до сих пор помню одно из определений, которое нам давали в институте. Если коротко, то психика это — активное отражение субъектом объективной реальности. При этом психика выполняет функцию регуляции всей деятельности субъекта.
Определение достаточно широкое, однако отражает главную суть.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.