Как сократить количество аудиторных часов без ущерба качеству обучения. На примере подготовки внутренних тренеров. Часть 2 Реализованные T&D проекты

В первой части я рассказала о причинах, по которым возникла необходимость создания программы с очень ограниченным количеством аудиторных часов и о причинах, по которым не стоит отказываться от тренингов совсем (основные задачи, которые именно тренинг решает наилучшим образом).

Итак, мы определили что 2 2-ух дневных тренинга нам всё-таки необходимы. Однако понятно, что за эти 4 дня с таким временным разбросом даже базовые тренерские навыки сформировать невозможно. Поэтому, естественно, мы стали наполнять программу дальше.
Оговорюсь сразу, что возможности собирать людей на вебинары тоже не было, т.к. данные сотрудники большую часть времени находятся в командировках и найти время, в которое они все могли бы свободно собраться перед компьютерами не просто. Разрабатывать e-learning курс мы так же не стали, потому как разработка качественного продукта требует немалых временных затрат (я уже не говорю о денежных), а ждать, как это всегда бывает, у нас не было времени. Навыки нужны были людям «вчера».
Интрига! ;)

Как и раньше, помимо того, что конкретно мы сделали в программе, я буду делиться теми знаниями об эффективном процессе обучения, на которые мы опирались и которыми можете воспользоваться и вы при формировании своей программы обучения.


Итак, в прошлом топике мы определили, что главные задачи, которые возлагаются на очные тренинги в нашем проекте — это мотивация и возможность эффективно опробовать новые навыки (главным образом — коммуникативные).

Что касается знаний, то, безусловно, тренинг может быть очень полезен, так как в нем больше возможностей для того, чтобы заинтересовать материалом, помочь разобраться, если он сложный, обеспечить запоминание, если очень объемный. Однако в данном случае именно тренинг не обязателен, есть не менее эффективные альтернативы: большую часть знаний можно передавать другими методами: в виде лекций/вебинаров, e-learning курсов, в виде письменных текстов (в книгах, брошюрах и т.п.). Единственное, может потребоваться мониторинг усвоения этих знаний.
Поэтому в тренингах мы оставили только самую базовую информацию, а всё остальное вынесли на самостоятельное изучение.

Теперь про умения. Как я писала ранее, для пробования и отработки непосредственно на тренингах мы определили, главным образом, все навыки касающиеся коммуникации. При этом понятно, что остаётся отдельный пласт тренерских умений, который так же требует внимания (например, дизайн тренинга, разработка упражнений и т.п.) Но эти умения, так же как и, например умение анализировать информацию, принимать решения, составлять планы и т.д. вполне можно отрабатывать дистанционно.
Такие навыки мы так же вынесли за пределы очного обучения.

Изучение материалов ДО начала 1 модуля мы не делали, т.к. у учащихся не было на тот момент необходимой мотивации.

Что же дальше?
Наши участники хотят использовать инструмент и разобрались с тем, как это делать. Но ведь мы хотим результата, т.е. достаточно свободного владения и возможности их использования. Понятно, что для этого нужна отработка. И вот тут-то мы оказываемся в очень сложном положении: с одной стороны есть указанное ограничение ресурсов (возможное количество тренинг-дней), а с другой стороны существуют закономерности формирования умений и навыков. Для того, чтобы реально в жизни пользоваться каким-либо инструментом, необходимо уметь делать это автоматически. Пока действие не отработано, оно не может быть:
  • качественно включено в более комплексное действие;
  • активно использоваться в реальных жизненных ситуациях;
Для тех, кто не знает, расскажу достаточно известную схему автоматизации навыка (а для тех, кто знает — напомню :))



Сначала человек не владеет каким-то умением и не знает об этом. На тренинге он сначала узнает о существовании такого умения, и о том, что он им не владеет. Потом умение формируется, отрабатывается и осознанно используется.
Для того чтобы умение стало неосознанным, то есть, использовалось автоматически, человеку надо в течение какого-то времени осознанно его применять. В среднем срок «автоматизации» составляет от трех до пяти недель. Именно в этот период требуется продолжение работы над умением – применение, коррекция.
Что делать с этим противоречием? Полностью отрабатывать в аудиторном формате? За 48 часов – невозможно. Не отрабатывать вовсе? Тогда и сделанные вложения в обучение можно считать пропавшими. Отрабатывать частично? По какому принципу отбирать эти части?
Однако, как я писала в самом начале, мы ещё при разработке программы обучения признали, что 2 тренинговых модулей недостаточно для того, чтобы учащиеся в достаточной мере овладели навыками и знаниями, чтобы применять их на практике. Поэтому мы стали искать дополнительные возможности для того, чтобы эффективно решить задачу при данных условиях.



Продолжение следует...

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.