Вводный курс для новых сотрудников: проект-призёр Реализованные T&D проекты

Собственно, как и обещала, делюсь проектом, который стал призёром премии Trainings INDEX 2009.

В 2007-2008 году наша компания столкнулась с задачами, знакомыми многим компаниям: интенсивный рост в 37% и реорганизация компании создали необходимость сформировать и укрепить единое видение и понимание культуры и особенностей компании у сотрудников (как новых, так и старых).
Одним из методов решения этой задачи стало создание принципиально нового Вводного курс, который в краткосрочной перспективе (1-2 года) должен был сформировать единую картинку у ВСЕХ сотрудников, а в дальнейшем, стать завершающим этапом введения новичков в компанию (сделать вводный курс именно завершающим, а не начинающим процесс тоже было шагом осознанным).

Исходя из этих задач, особенностями проекта «Вводный курс» первого года стало то, что, во-первых, провели 2 курса с разрывом в 3 месяца, чтобы в сжатые сроки покрыть целевую аудиторию нужными коммуникациями. А, во-вторых, приглашали к участию в том числе и «лидеров мнений» из числа сотрудников со стажем (до 50% от числа участников). Это было необходимо для запуска общего процесса планируемых изменений.
«Вводный курс» был первым T&D проектом в компании, но мы сразу задумался над тем, что важно с самого начала зарабатывать авторитет у линейных руководителей, и работать на будущее системы обучения в компании. Именно поэтому, на первый курс были приглашены ключевые линейные менеджеры. Они могли своими глазами увидеть как и чему обучают их сотрудников, а так же выступить в качестве экспертов по корректировке и совершенствованию курса.

Как выглядит сам курс?

Курс состоит из 4 обязательных блоков, которые, в зависимости от ситуации, могут по-разному компоноваться.
Выбор блоков обусловлен особенностями компании. Главным образом, её корпоративной культурой и спецификой продукта.
Первый блок — презентационный блок, о миссии и стратегии компании; о её ценностях и принципах; особенностях и структуре; функциональных направлениях и т.д. Его проводит топ-команда и/или ключевые сотрудники компании.
Второй – экскурсия на производственный комплекс в России. Для компании важно, чтобы каждый сотрудник своими глазами увидел как и из чего производится наша продукция, как хранится, как проверяется и т.д., чтобы на собственном опыте убедиться в его качестве. И сами сотрудники говорят о том, что им гораздо проще говорить о продукции компании, когда они знают о качестве и всём процессе не только услышав, но и собственными глазами увидев, как это всё происходит. Экскурсию проводят так же сотрудники компании, отлично знающие продукт, производство, сырье и способные ответить на любые вопросы.
Третий – интерактивный тренинг по продукту. Включение данного блока в курс для всех сотрудников обусловлено тем, что ценности компании и её продукт неразрывны. И общую специфику, особенности, структуру и т.д. продуктов должны знать все сотрудники вне зависимости от должности. Ведь каждый – это представитель компании. При этом обучение проходит именно в тренинговой форме, что редкость для обучения продукту, и все достаточно активно вовлекаются в процесс. К подготовке и проведению этого блока при так же привлекаются ведущие специалисты, знающие все нюансы.
Четвёртый блок курса представляет собой моделирующую игру на межличностное взаимодействие. Игра помогает участникам понять, какую роль они играют в достижении целей компании, насколько важна взаимная поддержка и как ценности компании помогают в достижении общего и личного результата. Этот блок был выбран в связи с тем, что networking — это одна из главных уникальностей компании, которую очень важно не потерять и направить в конструктивное русло. При выборе формы обучения для данного блока мы рассматривали варианты проведения коммуникативного тренинга и игры. Тренинг отпал главным образом потому, что за 1 день сложно людей действительно научить, а значит, не стоит за этим гнаться. О выборе игры как метода мы не пожалели – она дает возможность людям получить инсайт, самим увидеть свои ошибки. Сейчас в компании чередуются 2 моделирующие игры, для сохранения «чистоты эксперимента», ведь игра – очень яркий процесс, о котором хочется всем рассказать, в том числе и вновь прибывшим коллегам. Игру проводит внешний провайдер с подключением T&D специалиста.

Ещё одна вещь, которую мы внедрили в рамках Вводного курса — это отсроченная «инъекция впечатлений»:
Через 1,5 месяца каждый участник курса получает конверт. В нем – диск с презентациями, фотографиями с курса, видео записями наиболее ярких моментов игры и плакаты или небольшие буклеты с основными выводами, которые они сделали. + для тех, кто заметно проявился в ходе игры — обратная связь по выделенным сильным сторонам и зонам развития. «Инъекция впечатлений» дает участникам дополнительный заряд энергии и ценную информацию для своего дальнейшего развития, т.к. мы убедились в том, что они снова начинают обсуждать то, что было на курсе, обращаться к презентациям и т.д.

Кроме всего прочего в течение первого года проводилась достаточно широкая оценка эффективности курса, для того, чтобы проверить работу выбранных методов и содержания обучения на поставленные цели и задачи и, при необходимости внести соответствующие изменения. Оценивались и впечатления участников; и знания и понимания, которые у них остались после; и наблюдения руководителей каких-то изменений на местах после курса. Эта часть работы была очень важной, т.к. помогла ни только внести коррективы в курс, но и стала первым этапом вовлечения сотрудников и руководителей в оценку и повышение эффективности обучения.
В настоящее время оценка эффективности курса, безусловно, уже не проводится в таком объёме, часть её передана в упрощённом виде на места. На первом этапе убедились в том, что курс работает на то, на что планировали, скорректировали то, что необходимо. И на данный момент считаем нецелесообразно тратить время руководителей и специалиста по обучению и развитию на данную оценку, т.к. результаты предсказуемы. Однако мы планируем периодически (раз в 3 года) возвращаться к подобной оценке, чтобы проверить, продолжает ли курс работать так же или необходимо его изменение.
Сейчас курс оценивается с помощью развернутых анкет обратной связи, по результатам которых, в том числе, даётся обратная связь и рекомендации всем лицам, участвующим в проведении мероприятия. А топ менеджерам и ключевым руководителям так же предоставляется общая обратная связь о команде в целом и наиболее ярким участникам.

Как курс функционирует сейчас?

После решения краткосрочной задачи, которую должен был решить курс — сформировать единую картинку у ВСЕХ сотрудников – он получил статус «Вводный курс для НОВЫХ сотрудников».
Как я писала выше, Вводный курс в нашей компании, в отличие от других не начинает, а завершает процесс интеграции сотрудника в компанию, систематизируя у него полученную до курса информацию. Таким образом, первоначальную ответственность за введения сотрудника в компанию мы возлагаем на руководителя и его коллег.

Ещё хочу сказать, что в процессе совершенствования курса, у него появился свой символ — дерево (думаю, что об этом я тоже напишу чуть позже и с фотографиями, если это интересно) — а потом, на основе, этого дерева был создан и свой фирменный стиль, в котором сейчас оформляется каждый курс.

Вот так, если говорить коротко, выглядит наш курс.

Если у Вас возникли вопросы, предложения или замечания по какому-то моменту, буду рада ответить и обсудить. Мне интересно мнение коллег.

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
Спасибо. Подчерпнала пару идей о том, как улучшить наш курс.
Сажите, а какие знания после вводного курса и как вы оценивали? Это были только знания продукта или ещё что-то?
+1
Здорово!
Что касается Вашего вопроса, то мы делали анкету, которая включала вопросы на знание каких-то основных моментов про компанию и продукту и вопросы на понимание принципов, культуры и особенностей компании, т.е. такие, на которые можно ответить только понимая тот или иной принцип.
Например, один из важнейших принципов работы компании является отсутствие антропоморфизма, т.е. отсутствие отождествления животных и человека. В качестве вопроса анкеты на понимание этого принципа, было представлено несколько фотографий напрямую или косвенно отождествляющих человека и кошку или собаку. Неоходимо было указать, какие из них могут быть использованы в официальных презентациях компании или рекламных материалах. И т.д.
0
Маргарита, спасибо за подробное описание курса.
У нас в компании тоже есть такой курс. Он проходит в формате 1.5 дня. И в основном состоит из презентаций отделов компании. Представитель каждого отдела рассказывает о функциях, роли в компании. По опыту работы в предыдущей компании, в курс можно также включить тестирование, если есть необходимость, по технике безопасности или риск менеджементу или подписание важных документов. Мне очень понравилась идея про экскурсию на производство:-) Это очень важно, когда сотрудники «своими глазами видят» что и как производит компания.
+1
А мы решили не ограничивать курс только презентациями функций, т.к. на наш взгляд, чтобы прочувствовать культуру и отношение нужно нечто большее, чем просто слова. Поэтому делаем много интерактива и дополнительных «штучек».
С другой стороны, у нас и задачи курса несколько другие: мы не начинаем им процесс адатации, а завершаем его. Так что все бумажки и обязательные процедуры в него не входят.

З.Ы. Мария, если топик понравился, буду благодарна за «плюсик» ;)
Их можно ставить за комментарий, за топик, за коллективный блог, просто человеку. Это для того, чтобы совместно формировалось понимание, что интересно, а что нет.
Оценку топику можно поставить с помощь стрелочек, которые есть под текстом топика. Стрелоча вверх — "+1", вниз — "-1". Комменарии — рядом с комментариями. Как оценить остальное, можно посмотреть здесь.
0
А какой тогда смысл во ВВОДНОМ КУРСЕ, если вводят в компанию руководители и коллеги?
-1
да и странно как-то ЗАВЕРШАЮЩИЙ курс называть ВВОДНЫМ. В целом мне ваш проект нравится, особенно блоки с игрой и «инъекцией впечатлений». В нашей компании такого нет. Пока :)
0
Спасибо, что обратили внимание на название. Скажу честно, мы и правда не обратили на это внимание. Взяли традиционное привычное для людей название, а при этом, действительно, есть некоторое расхождение. Хотя, с другой стороны, этот Вводный курс окончательно вводит человека в компанию. В любом случае спасибо за замечание, подумаем, стоит ли менять и если да, то на что. Будут предложения?

Squaw, рада, что нашли для себя интересные идеи. Будут вопросы — обращайтесь, расскажу подробнее.
+1
Маргарита,
видимо, вводный — это калька от induction course, в западных компаниях, наколько я помню, induction и adaptation courses это несколько разные по смыслу вещи. Так что ваш курс он вполне может быть назвать адаптационным, «включающим», в том смысле, что окончательно включает сотрудника в компанию.
Отличная программа, и задумана и реализована. Скажите, это чисто российский курс или часть глобальной программы?
0
Марина, спасибо. У нас и правда слово Induction само прилипло, т.к. используется в компании.
Что касается курса, то курс чисто российский и все от и до делали сами (сама, если уж быть точной и честной).
В головной компании Royal Canin есть свой Induction, на который они приглашают сотрудников из разных стран, а мы для России ещё свой сделали. Причём он вызвал большой интерес ТАМ, когда мы презентовали им свой курс. Теперь ждём в гости :)
0
Маргарита спасибо за подробное описание!

А может вообще Induction/вводный курс построить через ориентирование""? И там все может быть завязано воедино со старта и до финиша, с использованием всех навигационных приборов, включением других приспособлений и идей-«спец.этапов».

+2
Вань, просто суперская идея!
Думаю, что тогда Введение сотрудника в компании будет не только полезным, но и интересным на всём протяжении.
И, кстати, зачастую стоит задача уменьшить срок, за который человек вливается в компанию за счёт этих самых вводных курсов и прочего.
А для решения этой цели можно делать некое «соревнование» и как-то «награждать» тех, кто бьёт рекорды прохождения.
Супер! Ставлю идею себе на заметку!
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.