Тренинг без тренера Тренинги без тренера

Как и большинство я достаточно много времени провожу за рулём (что вполне естественно для Москвы) и, чтобы время в дороге не казалось «убитым», стараюсь совмещать процесс драйвинг с чем-нибудь ещё: аудио-книги, изучение языка и др. Ну и самое распространённое и интересное занятие — развитие самых разных идей. Одной из них, связанной с T&D я хочу поделиться с вами.

Собственно, направляясь домой с работы в один из вечеров я думала над тем, что в последнее время всё чаще слышу от коллег о том, что сотрудники (и, в первую очередь руководители) «наелись» типичными тренингами; да и большинство коллег не очень видит для себя тренинг как эффективный формат обучения. Из-за этого люди либо всё неохотнее идут на тренинги, и там либо скучают, либо развлекаются тем, что не учатся, а проверяют тренера «на вшивость»:
«хм, а я-то знаю больше него; может „поучить“»
«интересно, а как он справляется с трудными участниками?» и т.д.
И эти размышления заставили меня думать о том, что же можно предложить
— тем людям, которые типичными тренингами уже «наелись»;
— тем, которым стандартные тренинги не интересны, т.к. они знают всю их подноготную и каждый шаг предсказуем;
— тем, кто не приемлет авторитет единственного тренера;
— тем, у кого в принципе богатый жизненный опыт и высокий уровень зрелости.

И родилась до банальности простая идея, которую, насколько я знаю, пока никто ещё не реализовал. Хотя лично я с удовольствием бы поучилась в таком формате. Итак, идея:

Оставляем тренинг — как форму работы для развития навыков, при этом убираем из него тренера, но оставляем участников. И получается, что для того, чтобы процесс обучения всё-таки состоялся, участники должны одновременно и учиться сами и быть тренерами для других.

На практике это может выглядеть следующим образом:
Собирается группа тех, кому, например, хотелось бы поработать со своими навыками переговоров или мотивации сотрудников. Каждый выбирает/придумывает ситуацию по теме, которую бы хотелось разобрать. Далее ситуация проигрывается как ролевая игра. И затем разбирается. При этом она не привязывается к какой-то определенной теории/технологии/технике/алгоритму как на традиционном тренинге, а каждый просто высказывает своё мнение с точки зрения того, что было успешно и понравилось, чтобы взял себе на заметку; и что можно было бы улучшить или сделать по-другому. При этом может дополнительно рассказать в качестве «теоретического материала», на какую технологию ориентируется. Так же каждый может поделится теми техниками/идеями из своего опыта, которыми он пользуется или которые показались ему интересными. А человек, при желании, тут же может ситуацию переиграть и попробовать те решения, которые ему показались наиболее близкими.

В таком формате, на мой взгляд развивается сразу несколько важнейших навыков:
во-первых, непосредственно навык, над которым человек работает;
во-вторых, навык анализа ситуации;
в-третьих, навык подачи и принятия обратной связи;
в-четвертых, навык обучения и развития других.
+ несомненно формируется и укрепляется сообщество, расширяются связи и находятся единомышленники.

Кто и для чего, на мой взгляд, мог бы стать организатором данного формата:
1. Профессиональные Клубы/сообщества: для привнесения нового способа общения членов и их большего объединения и взаиморазвития
2. Тренинговые компании: как новый формат открытых тренингов
3. Trainings: как новый формат в рамках выставки; так и формат обучения и развития T&D сообщества
4. Отделы обучения/Корпоративные Университеты: как новый формат и как шаг к самообучающейся организации.
И самое главное, на мой взгляд, организовать комфортную обстановку и собрать соответсвующих людей.

Для тех, кому интересно присоединиться к размышлениям и развитию идеи, несколько вопросов на вскидку:
1. Насколько данный формат обучения жизнеспособен? Его возможности и ограничения.
2. Для кого он мог бы быть интересен и полезен?
3. Как этот формат обучения можно было бы «обозвать»?
4. Чем его можно разнообразить? Какие модификации могут быть?
5. Кто бы хотел поучаствовать в подобном обучении? А организовать его? ;)
а так же любые другие вопросы, возникшие у вас в ходе чтения.

На начало 2009 года планируется пробная группа. Желание участвовать изъявили:
1. MargaritaFatina
2. Yulya
3. Linarium
4. ypshenitsina
5. filatov
6. neremeeva (ждём информацию о пользователе)
7. Squaw (ждём информацию о пользователе)
8. IvanP

Комментарии (65)

RSS свернуть / развернуть
Идея интересная, но мне кажется, что люди слишком ленивые, для того, чтобы самоорганизоваться и так обучатся.
Я сама бы так же не решилась в таком участвовать, если не знаю и не доверяю уровню компетентности других участников-тренеров.
0
На мой взгляд, идея напрямую линкуется с соседним блогом про самообучающуюся организацию.
Подобные формы обучения — это признак именно таких компаний.

Я верю в такие формы обучения, т.к. верю в самообучающиеся организации. С этими формами уже экспериментируют, называя их спарринг-сессиями или сессиями по обмену опытом. Идея Маргариты усиливает именно обучающую составляющую подобных встреч за счет ролевой игры, потому как на них идет все-таки чаще обсуждения, и реже — фасилитация (если кто-то из группы владеет навыками).

Правда, ролевая игра одновременно и ослабялет данную форму обучения, т.к. сложно представить группу людей, которая по собственной инициативе собралась на подобное мероприятие да еще и решила, что неплохо разыграть сценку. Вот пообсуждать — да, это мы можем, а ролевую игру сыграть — сомнительно…

Так или иначе у этой самообучающейся группы должен быть вдохновитель — коллега, который всех в эту идею вовлечет, организует и пр. Кто им может стать в компании?
1. руководитель отдела
2. HR-менеджер
И тот, и другой должен при этом со всеми на одной лавочке сидеть, т.е. быть полноценным участником процесса
3. инициативный сотрудник.

И должен быть ведущий этой группы — это факт. Ведущим может стать вдохновитель, а может кто-то из группы, по жребию, например:) Заодно потренирует навыки модерации:)

Маргарита, отдельное спасибо за идею для Trainings EXPO. Мы с Полиной Рычаловой и Женей Которовой обсуждали именно ее, фантазируя о возможных форматах общения на EXPO. Ты лишний раз убедила нас, что идею нужно попробовать реализовать.
+3
Как смотришь на идею обкатать данный формат до выставки? Соберём инициативную группу и попробуем как это идёт, увидим подводные камни и пути модификации. Чтобы уже на выставке это уже пошло в качественном и отработанном формате.
+1
Интересный формат.
И на людей посмотреть, и себя показать.
Я бы посмотрел, как коллеги из других компаний проводят переговоры. У каждого свой стиль и всегда есть чему поучиться. Да и сам я не лыком шит, свои эффективные ходы тоже есть.
+1
На Trainings EXPO мое выступление было о формировании обучающей среды, один из инструментов формирующий/поддерживающий среду, который планирую внедрить в Рольфе, — Мастерская решений. Идея схожая — берем проблему (или интересную тему), собираем людей, для которых эта тема интересна и прорабатываем ее в ходе мастерской. Ведущий отвечает только за соблюдение регламента.

Какие подводные камни вижу:
— участвовать в таком формате будут только те, кому и тренинги интересны. Т.е. люди ориентированные на развитие. Этим форматом мы не вовлечем людей, уставших от тренингов или проверяющих тренера на зуб, потому что у этих людей другие ведущие мотивы, не мотив развития.

— Участники. Это будет полезно только в том случае, если пришедшим будет чем поделиться. И их опыт будет универсален и упакован (проведен анализ, сделаны выводы), участники будут авторитетными друг для друга. Требования к участникам: навык рефлексии, навык фасилитации обсуждения, развитые коммуникативные навыки, открытость новому, мотивация на развитие, хорошая подготовка к встрече.

— Характеристики среды: высокий уровень доверия, уважения друг к другу.

В РОЛЬФе у меня пока не дошли руки до внедрения, но соврешенно точно, для определенной аудитории этот формат будет рабочим.

Я готова включиться в организацию подобного мероприятия, если кто-то будет готов предоставить площадку.
Можем подумать над качеством предварительной подготовки, провести эксперимент:). Проведем одно мероприятие с качественной предварительной подготовкой, второе — стихийно, без подготовки. Будет материал для сравнения и оценки жизнеспособности формата:)
+2
Linarium, планируем провести пробный тренинг без тренера в начале следующего года. Yulya согласилась взять организацию в свои руки.
0
Цитата: «в последнее время всё чаще слышу от коллег о том, что сотрудники (и, в первую очередь руководители) «наелись» типичными тренингами; да и большинство коллег не очень видит для себя тренинг как эффективный формат обучения»
Такое заявление свидетельствует не о том, что тренинг изжил себя, а состоянии компетентности Ваших коллег. Как известно, каждый человек в новой деятельности проходит 4 уровня компетентности:
1. неосознанная некомпетентность;
2. осознанная некомпетентность;
3. осознанная компетентность;
4. неосознанная компетентность;
Тренинг, как форма обучения и развития, эффективен только на первых двух уровнях. Причем на первом — экспертно-директивно. На третьем эффективны только подобранные по тематике и (!) уровню. На 4-м тренинг явно противопоказан! Здесь работают только индивидуальные программы. Например, коучинг.
Предложенный вариант тренинга (все-таки :)) хорош для 3-4 уровня. Только необходим хороший фасилитатор, который удержит мероприятие в русле выработки ценного конечного продукта. Тогда всем будет интересно и выгодно.
+1
Маргарита и другие коллеги, здравствуйте!
Это ГЕНИАЛЬНАЯ идея! Я готова поддержать и помочь в организации такого эксперимента. Yulya на выставке было бы действительно интересно сделать тренинг без тренера для специалистов по обучению.
Что касается размышлений на тему КТО мог бы быть эффективен в качестве участников такого формата обучения, я считаю, что ТЕ же, кто эффективен и в других форматах (обычных тренингах, например). Я писала в теме DIY Learning про то, что дело в ПАРАДИГМЕ конкретных личностей. Те, кто привык САМ нести ответственность за свое развитие, будут успешны в таком формате (как и в других). НО именно такой формат может быть БОЛЕЕ ПОЛЕЗЕН таким людям, тк САМООБУЧЕНИЕ и УЧЕНИЕ ДРУГИХ — высшая степень компетенности в Умении Учиться.
+2
Отлично!
Мне кажется, что для «пробы пера» у нас уже даже набирается пул.
Думаю, что коллективным разумом нужно определять Yulya как организатора и координатора, и пробовать ;)
0
А как думаете, возможно ли провести такой вид тренинга без отдельно выделенного фасилитатора? Чтобы люди сами деражали его в нужно русле или направляли в другое?
Конечно, мы привыкли, что каждым процессом должен кто-то управлять, дабы избежать хаоса — это привычная и безопасная форма. С другой стороны — если мы берём за основу то, что каждый человек подобного обучения вполне зрел и компетентен, то нужен ли им отдельный фасилитатор?
Я бы рискнула попробовать выйти за рамки и довериться коллективному разуму и течению.
+1
Маргарита, помните в «Звездных войнах» (почему-то очень люблю!) Йода говорил молодому джедаю Люку «Не нужно пробовать, нужно делать!». Я УВЕРЕНА что именно ДЕЛАЯ мы разберемся с процессом БЕЗ фасилитатора. Заранее споанировать как это будет нельзя, так как это будет зависеть от самого процесса! Yulya ждем твоего «А давайте!»
+2
Ну-ну. Уверен, что Вы знаете, что «Звездные войны» — пусть и красивый, но все же фантастический фильм.
-1
В свое время я принимала участие в группе личностного роста. Роль ведущих в этой группе была сведена к минимуму. По-моему, только на 5 или 6 занятие были придуманы правила, которыми группа руководствовалась в работе. Сейчас у нас не будет этих 5 или 6 встреч.

Есть законы групповой динамики, есть биологические законы — я сомневаюсь в успехе работы группы без ведущего.
Но, с другой стороны, кто мешает попробовать?:)
+1
У меня тоже есть некоторые сомнения по по поводу того, что может получится, хотя я и верю в то, что это возможно.
А что касается законов, то все они работают только в определённых условиях, при их изменении они перестают действовать — все законы, включая физические.
Кстати, в качестве примера: я училась у тренера, который никогда не учил законам групповой динамики, потому как говорил, что тренер может и отменить эти законы и вести группу по-другому пути. И могу сказать, что у этого тренера в группе и правда нельзя было проследить типичные этапы групповой динамики — они развивались по другому пути.
0
Включать в пробную группу? ;)
0
конечно:))
0
Поддерживаю в том, что для каждого метода обучения есть своё время и место и важно грамотно подбирать наиболее эффективный в данный конкретный момент. И при этом я не могу сказать, что коллеги некомпетентны, т.к. и форматы разные знают, и отслеживают тенденции, и ищут новые методы.

Кстати, меня повеселила Ваша фраза «На третьем эффективны только подобранные по тематике и (!) уровню» — а что, на 1 и 2 можно на тематику и уровень не обращать внимание и тренинг будет эффективным??? :))
+1
Мы с коллегой в нашей Мастерской Тренерских Технологий считаем немного по другому. Мы с удовольствием применяем формат взаимообучения участников. И все же считаем, что самообучение, как впрочем и самотерапия в психологии имеет очень ограниченный спектр применения. По причине отсутствия обратной связи. Ну а если же все же соберетесь на самообучение на выставке, рекомендуем Вам формат Структурированного Шеринга.
0
Psymaster, Вы совершенно верно отметили важность обратной связи для повышения эффективности обучения, при этом максимально эффективна она в том случае, когда ты доверяешь личностно и профессионально тому, кто её даёт. Именно поэтому я предложила такой формат, где нет тренера, которому кто-то доверяет, а кто-то нет, а формат, где обратную связь дают профессиональные коллеги.
+1
Вам какой формат интересен? Напишите — я дам ссылку.
0
И не стыдно вместо ссылки на описание метода давать ссылку на рекламу своих услуг?
0
Добрый день, коллеги!
Идея Маргариты очень близка к уже существующей и очень эффективной технологии балинтоских гупп (50-е годы ХХ в.), хотя в переложении на управленческий формат она, конечно, должна быть доработана, как все заимствованое.
Мы пользовались этим инструментом, как елементом встроенным в тренинг для знакомства с самой технологией, а потом в формате постренингового сопровождения.
Но это давний опыт, когда была роскошь полноценных тренингов на 3-5 дней. Когда пошел интенсив — это уже стало «не помещаться».
Отдельно хочу сказать, что проведению этих «профессиональных или управленческих» балинтовских групп стоит учиться (для нас это была Г. Исурина!!!), иначе получиться — «Плохо поет Челентано — сосед напел».
+2
Tatyana, большое спасибо за комментарий. Если есть похожий формат — здорово, есть откуда можно позаимствовать хорошие идеи.
Будет здорово, есть Вы отдельным топиком опишите технологию балинтоских групп, т.к. уверена, что не все с ней знакомы. В частности, признаюсь честно, я лично впервые слышу о данной технологии и с удовольствием узнала бы о нём побольше.
0
присоединяюсь к предыдущему оратору.
кроме балинтовских существуют форматы — Супервизия и тьюторская группа.
и в той и другой есть ведущий, основная задача которого — фасилитация процесса, при этом он все-таки обладает достаточной компетентностью в обсуждаемых/решаемых областях и может добавить в обратную связь и другие комменты — свое.
Цель обеих групп — развитие профессионала в мастера.
То есть эти группу для людей, которые уже делают что-то в теме.
Например — переговоры ведут довольно регулярно или занимаются наставничеством в компании.
для качественной работы должна быть выделена одна тема — например для руководителей
«Делегирование» или «принятие решений в условиях неопределенности»

на Супервизии — обсуждаются «трудные» случаи из практики участников, те случаи. когда то, что им непонятно — что лучше делать, есть сомнения или что вообще плохо получается.
выбираются интересные для всех 2-3 случая на 3-5 часов работы.
Процесс структурирован, обеспечивает изначально создание ясности — что есть, максимальное уточнение и фокусировка запроса и затем поиск решений.

Тьюторская группа — это работа в присутствии тьютора — тренера. Вот тут как раз похоже на то, что пишет Маргарита — создание из случая ролевки, имитация и проигрывание ситуации.
От ведущего требуются навыки конструирования процесса по ходу.

Форматы эти требуют нескольких условий
1. Участники с опытом в заявленной теме
2. Участники, осознающие, что тут еще не все получается, есть куда расти, имеющие ВОПРОСЫ к своей практике
3. Готовность открыто обсуждать свои ошибки!!! то есть спокойно признавать, не сыпать голову пеплом и быть открытым к новым решениям
4.!!! доброжелательность, открытость, принимающая и поддерживающая атмосфера и на ней навыки — слЫшания сути, конструктивной обратной связи.

Главная роль ведущих — все-таки обеспечение пункта 4 — иначе вообще ничего не получится.

мы такие форматы используем в посттренинге при обучении коучингу и наставничеству руководителей, как в открытых, так и в корпоративных группах.

В открытых форматы работают чудесно, в корпоративах — по-разному, как раз по причине пункта 4, зависит от культуры компании.

Готова провести супервизию для тренеров и/или специалистов T&D в один из приездов в Москву. Бесплатно, если кто-то возьмется организовать.
Очень люблю этот формат, мы у себя в Институте каждый месяц для всей нашей команды проводим плюс отдельно по проектам для работающей в нем команды.

Была множество раз на разных собраниях как консультантов, так и эйчаров.
Простите, дамы и господа, — все мы — просто люди со своими тараканами.
НЕ ВЕРЮ в самоорганизацию такого сообщества. должен быть ведущий с ясными функциями и полномочиями. Есть закономерности группового процесса, время уйдет на структурирование группы и выделение лидера как минимум, как максимум — хаос погубит идею
+2
цитата:«НЕ ВЕРЮ в самоорганизацию такого сообщества. должен быть ведущий с ясными функциями и полномочиями. Есть закономерности группового процесса, время уйдет на структурирование группы и выделение лидера как минимум, как максимум — хаос погубит идею»

Полный респект!!! Закономерности групповой динамики объективны и не подчиняются нашим благим порывам ;(
-2
madanilova, огромное спасибо за подробный и содержательный комментарий. Очень важно знать и пользоваться разными форматами, спасибо, что описали их.
Так же важно двигаться дальше и находить, пробовать новые форматы. Предложенный формат, действительно, достаточно сложный и «опасный». Наверняка «сырой». Но это не повод не попробовать.
madanilova, решили в начале следующего года таки собрать группу для пробы. Предлагаю Вам присоединиться. Вместе посмотрим, что получится.
0
Полностью поддерживаю! У любого процесса должен быть один «хозяин», который им управляет.
0
Коллеги, а я ЗА ФАНТАСТИКУ и ХАОС (хотя бы иногда)! А если серьезно, то вот история из практики. Однажды я участвовала в тренинге, когда тренер внезапно УШЕЛ (надолго!) и группа несколько часов без каких-либо предварительных указаний, фасилитаций и структурирования эффективно наработала то, чего было бы невозможно с тренером! Есть у любого организма (группа — тоже организм) механизм саморегуляции (это к групповым процессам коммент). Тренинг был про команду.
Еще одна истрия. Однажды я сама (уже когда ушла из внутреннего T&D и стала внешним) вела тренинг по лидерству (для топ-команды DHL Freight) и рискнула применить подобный формат утром второго дня. Я убрала свой стул и села поодаль и честно молчала полтора часа, не обращая внимания ни на одно слово или взгляд изумленных участников. (Совсем уйти я не могла, так как не была уверена, что сработает). СРАБОТАЛО и стало САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ моментом всего тренинга (насколько я могла судить по обратной связи и той работе, которая была во время и после!).
УВЕРЕНА, что присутствие ведущего — стереотип. Люди способны учиться САМИ. Однако я бы с осторожностью применяла такой формат в группе неподготовленных участников. То есть мои топы были именно такими и требовалось обсуждение ПОСЛЕ.
T&D специалисты (по крайней мере те, кто собирается принять участие в эксперименте) — подготовленные участники. Не вижу никаких преград к эксперименту!
+3
Возникшая дискуссия, на мой взгляд, подтверждает идеи, возникшие в теме DIY learning о том, что есть те, кто верит, что люди могут учиться САМИ и готов в какой-то момент отдать им полную ответственность за это, а кто-то придерживается того, что обучением людей управлять надо всегда.
0
Согласна, что хаос и предоставление группе самоорганизовываться — очень хорошо для командообразования, для нахождения коллективом работающих вместе людей важных точек своего развития.
Весь вопрос — в целях.
Если у группы людей есть общие цели и они нуждаются друг в друге в их достижении — такие процессы ОЧЕНЬ продуктивны. Они просто катализируют и проявляют то, что происходит в обычной жизни этого коллектива, вытаскивают все скрытое — как скелеты, так и ресурсы.
Этот же прием используется в Лайфспринге и вытекшим оттуда программам в открытых группах — с несколькими целями: создания стрессовой ситуации, в которой проявляются глубинные ценности и мотивы, с целью структурирования группы и проявления лидеров, и еще…

очень хорошо про это говорит Раффи Афтанделян — спец по Опен спейс — когда я ухожу, оставляя группу работать ( а он делает это, уходя на 2-3 часа), я делаю большую внутреннюю работу, качество моего присутствия в группе до ухода, после возвращения и ВО ВРЕМЯ него должны быть таково, чтобы доверие к разворачивающемуся процессу в пространстве было максимально возможным.
Это — «приглашающее лидерство», присутствие; но никак не отсутствие ведущего. Гораздо более глубокая и трудная работа, чем ведение традиционного тренинга.
Такие открытые форматы по сути сочетают в себе хаос и свободу проявления участников, дают возможности для самоорганзации и в то же время являются направленными в русле согласованных целей.

Еще раз вопрос — в чем ЦЕЛЬ собрания? что хотим получить в результате?
Если речь — о формировании сообщества — двумя руками — ЗА — хаос и эксперимент.
Если речь — о развитии в определенной теме — надо искать другие форматы — более открытые, чем тренинг вплоть до Открытого пространства и Мирового кафе, но все-таки управляемые правилами и профессиональным ведущим.
+3
Новое возникает всегда при выходе за рамки привычного ;)

madanilova, как смотрите на то, чтобы отдельным топиком рассказать о Лайфспринге. Или, например, о любимом формате или методе обучения?
+1
Разговаривала с Yulya — она готова собрать такой тренинг без тренинга в начале следующего года (в этом уже и некогда особо :)).
С нетерпением ждём.
0
Давайтес оберемся в августе во Владивостоке — на море, а!
0
Тогда уж лучше где-нить на Бали (-:
0
Друзья, подтверждаю — согласна организовать тренинг без тренера в январе (Маргарита, мне очень понравилась твоя опечатка — «тренинг без тренинга»:)).

Прочитав дискуссию, сложилась такая картина:
1. группа должна быть не более 7 человек
2. прийти лучше тем, кто искренне хочет попробовать новый формат, кинуться с головой в эксперимент, а не искать доказательств того, что все это бредни
3. у участников должно быть более-менее одинаковое владение навыка, который мы попробуем потренировать без тренера. Почему-то первым в голову из такого навыка пришел навык выступления перед аудиторией, но может что-то еще есть?
4. у каждого должна быть конкретная потребность, что именно он хочет развить.

Какие у вас мысли?

Да, коллеги, давайте решим еще оргвопросы — нужен ли нам проектор на этот эксперимент, сколько он должен длиться. Ну и, конечно, кто готов рискнуть?

Я и Маргарита в списке уже есть:)
+2
Я тоже!
Юля, на мой взгляд проектор нужен, если мы будем упражняться в ppt презентации. А если просто ораторское мастерство, то и не надо может?
+1
Юля, я посещаю открытые супервизии по коучингу, которые проходят очень эффективно несмотря на то, что собирается человек 50 одновременно. Делятся на 3-4 группы, в каждой группе есть супервизор, который управляет процессом. Из технических средств — ручки и бумага для записей у участников, потому что в конце каждой сессии всегда есть свое "+1", что ты выносишь для себя во встречи…
Предлагаю без проектора для начала.
0
Клуб Директоров учебных центров с удовльствием предоставит свою площадку для подобных дел.
:-)
Сайт Клуба: educational.ru.

Посмотрите даты мероприятий Клуба на 2010 год, и напишите, какая вам удобна.

Есть только одно НО — НО оНО существенНОе.
:-)

Работа по организации подобных дел — работа для профессионала(ов).
Кроме того, такая работа отнимает много времени.
Резюме — она должна оплачиваться и оплачиваться достойно.
:-)

Иначе, если ориентироваться на здравомыслие и желание всеми тратить своё редкое свободное время на общее благо, всё это либо со временем заглохнет, либо так и останется кружком на 10-20 человек, либо просто превратиться в приятные (но бесполезные для проф.развития) встречи старых друзей).

По этой причине возможны варианты:
1.
собираться на имеющихся площадках (и Клуб Директоров УЦ одна из них) и использовать их возможности (по рекламе, помещению, координации работ и т.п.) и оплачивать их услуги (самый простой вариант — оплачивать входной разовый билет (от 500 до 1000р) или купиь абонемент (2500р на 6 посещений)).
2.
собраться самим и скинуться на содержание «аппарата» — что менее реально и, как правило, дороже.

Да еще, просто в тему топика:
а)
На сайте НЭ есть раздел — ТРЕНЕР-ТРЕНЕРУ — на нём побликуются мероприятия, на которых тренеры делятся фишками. Плата — условная. 3/4 из неё идет тренеру, который ведёт мероприятие; 1/4 — тренеру, который организует. Адрес: www.our-experts.ru.
б)
есть ресурс — www.Educa-bs.ru — я могу предоставить первым 30 заинтересовавшимся пробный доступ туда на один год. Посмотрите. Возможно это будет интересным дополнением к рекуклету.
Тем более, что тым мы можем выкладывать и электронные курсы, которые вы же и можете создавать друг для друга.

И наконец — про УЧЕБНОЕ СООБЩЕСТВО — предлагаю эту тему вынести в отдельный топик.
Я его завел и так и назвал — УЧЕБНОЕ СООБЩЕСТВО.
-5
Здравствуйте, коллеги. Имею почти двухлетний опыт организации и проведения подобных групп на базе хорошо известной зауральской тренинговой компании. Однако, подобные занятия мы называли “отработками”. Проводились они в основном для внутренних и внешних тренеров (в группе было человек 12-15) и мы на практике отрабатывали темы такие, как “установка контакта с изначально злобно настроенной аудиторией”, “работа с наездами на тренера”, другие сложности при проведении группы, особенности женской аудитории, мужской и др., некоторые фишки при работе с группой.
На таких занятиях у нас формально всегда был модератор, однако он не всегда был нужен, но в случае чего он умело направлял работу.
Формат в целом может существовать и проводиться без тренера / модератора, но на начальных этапах может быть нужен. Встречались мы один раз в 2 недели в будний день вечером на 3-4 часа. Оплачивали только аренду помещения и кофе.
От себя скажу, что опыт таких групп для меня ценнее, чем многие другие тренинги, на которых я был, и которые вели уважаемые мной мэтры.
+2
Здорово, что у Вас есть опыт участия в подобных группах. Поделитесь, пожалуйста, в чём лично для Вас была ценность именно такого формата по сравнению с остальными?
К нам-то присоединитесь?
0
Добрый день!
Прелесть таких групп для меня была в том, что все мы там были профессионалами со значительным опытом работы, которым открыто делились друг с другом. Когда собираются 10-15 профессионалов, желающие “отработать”, отточить определенные важные в их работе навыки, то создается пространство, в котором опыт каждого участника увеличивается многократно. Были кейсы, ролевые игры, переговоры и др. Поскольку там все были профессионалами, то все старательно и ярко выполняли то, что надо было делать. Никогда не забуду свою самую “злобную” тренинг-группу из 12-ти профессиональных тренеров, у которых было только одно стремление в тренинге – сорвать его, “опустить” меня как тренера. И мне надо было не просто продержаться 3 часа, но и провести хороший мини-тренинг. Это Очень сильно прорабатывает, причем не только тренера, но и других участников. Понятно, что потом разбиралось все: видеозапись, обратная связь группы, впечатления, приёмы, фишки и др.
Присоединиться к такой группе готов с удовольствием, хотя многое зависит от времени её проведения.
+2
Мне представляется, что «Тренингу без тренера» может в любом случае быть крайне полезен фасилитатор :)

Вместе с тем я с большим интересом и поддержкой отношусь к идее коллег.

Если такой человек действительно нужен, и, если группа действительно мудра — он, конечно, появится :) Кроме того, можно фасилитаторствовать в режиме чередования ролей :)

Да, и прошу меня включить в список кандидатов в группу.
0
Наталия, если мы а-приори принимаем, что каждый из участников зрелая личность с высокой мотивацией к саморазвитию, зачем фасилитатор?
Собственно, мы и хотим проверить возможно ли всё это без единого тренера, фасилитатора. При этом никто не отменяет того, что в ходе работы группы то один, то другой участник будет брать на себя роль тренера, фасилитатора, мотиватора, зажигатора и т.д. :)

Наталья, в предварительный список группы Вас внесла. Единственное, прошу Вас заполнить персональную страницу, чтобы другие участники были в курсе, кто претендует на пробную группу.
0
меня тоже в группу включайте :)

Предлагаю определиться с тематикой первой встречи. Давайте озвучивать свои потребности.
0
Так же, как и Наталью вношу в предварительный список и так же прошу заполнить персональную страницу.
Что касается тематики, то были предложены темы «переговоры» и «презентация». Какие ещё есть предложения?
0
я за «презентации» — наверное всем важна эта тема ))) и всем всегда есть куда в ней расти? к тому же она увлекательная в смысле обучения!
0
Мотивация, переговоры, презентация, решение конфликтов/медиация, управление группой/аудиторией, сложные тренинг-группы, возможно даже «проработка личностных заморочек участников».
0
Коллеги, у меня родилось ДРУГОЕ предложение для сообщества Рекуклет по теме тренинга без тренера!
Раз уж мы выходим за рамки привычной формы обучения, то давайте в качестве темы возьмем «Реконструкция функции T&D», чтобы использовать возможности коллективного разума для генерации идей на эту тему? Реконструкция или реинжиниринг подразумевает не УЛУЧШЕНИЕ существующего, а создание НОВОГО. Представим, что мы с «0» создаем функцию T&D и тогда как бы все было? Допустим, мы хотим LEARNING, а не TRAINING. Что структурно это все может быть ИНАЧЕ. Допустим также, что все в организации этого хотят, и топы тоже. Ну и т.д.…
И, кстати, когда же состоится наш необычный тренинг без тренера?
+2
Маргарита, не знаю, сколько на данный момент желающих… Сколько бы из не было, очень хочу попасть на этот «тренинг без трененра»!!!
Готов каким-либо образом посодействовать в подготовке. Что необходимо?
0
Привет! Рада тебе!
Включаю и тебя в предварительный список участников.
Пока помощь не требуется, но если что, свидетелей твой записи много ;)
0
идея очень хорошая, но скорее, это уже не тренинг без тренера, а тема целой конференции :)
0
Юля, идея, на мой взгляд отличная!
Предлагаю сделать подобную встречу вторым рекуклетовским экспериментом. Мне кажется, должно получить очень интересно.

Я обязательно на неделе поговорю с Юлей и подумаем, когда это лучше сделать. Обязательно сообщу, как только будет конкретная информация. Сделаем в любом случае!
0
Коллеги, для меня очень актуальной темой сейчас является тема мотивации.
Изменения в экономике повлекли за собой изменения в структуре мотивации людей. Многие говорят о том, что прежние инструменты не работают. На мой взгляд, идея про то, что деньги — это гигиенический фактор, нуждается в проверке.

Мне будет интересно обменяться опытом в области работающих инструментов нематериальной мотивации.
+1
Мотивация — это, действительно, актуальная тема. Может её обсудить в рамках дискуссии? на сколько она подойдёт именно для тренинга?
0
Мне кажется, что для тренинга она подходит не меньше, чем другие. Помня о том, что тема должна быть актуальной для всех/большинства участников, предлагаю выбрать тему после формирования группы. Маргарита, организацией этого мероприятия занимается Юля? Я готова включиться в подготовку, если требуется помощь.
0
Полина, думаю, что мы сейчас соберём идеи и пожелания, а потом просто проведём голосование для выбора темы на первую встречу.
Юля высказала готовность провести мероприятие в их переговорной. Пока помощи не требуется, но если что — про тебя помним :)
0
Маргарита, Юля, заранее спасибо за организацию такого эксперимента! Я также готова оказать посильную помощь, дайте знать, что потребуется!
0
договорились!
0
Коллеги,
прошу прощения, что немного выпала из дискуссии. Организатор назывется:)) Но уж простите меня великодушно.

Предлагаю начать хоть с чего-то. Пусть первый блин будет комом, не страшно. А то мы можем еще месяц дискутировать, какую нам тему выбрать. Давайте темой первого тренинга без тренера будет «мотивация». Почему бы нет? Многие провайдеры предлагают тренинги по мотивации, а сейчас тема и правда востребованная.

Я сделаю голосовалку, через нее и выберем тему.

Далее.
Определяемся с датой. Предлагаю 11 февраля, первая половина дня, часов в 10.00. Офис у нас располгается ОЧЕНЬ удобно — 3 минуты пешком от метро Беговая.

Третий шаг — формируем группу. Маргарита, у тебя я так понимаю есть волшебный список желающих? Можешь его выложить?

Четвертый шаг для удобства. Давайте вынесем обсуждение предстоящего эксперимета в отдельный топик, так просто удобнее. ОК?
+1
Юля, на все твои пункты — давайте так и сделаем!
0
Для меня всё ок кроме времени. Если проводим в будни, то мне было бы удобнее вечером часов в 6…

Список желающих в конце самого топика :) Выделила жирным на всякий случай :)
0
Только что пришла на Рекуклет:)Я бы очень хотела поучаствовать в этом проекте! Возьмите меня тоже:) Тем более, что формат напомнил мне слегка Action Learning, который я изучала, а также применяла на практике.
0
Oxana,
с удовольствим возьмем! если будет меньше чем 7 желающих в первую группу — можете примкнуть уже к ней. В любом случае эксперименты будут продолжаться.

Организация первой группы обсуждается в отдельном топике.
0
Yulya,
спасибо. Как мне узнать заранее про возможность участия в первой группе?
Упоминание об отдельном топике нашла, сам топик — нет. Пока плохо ориентируюсь на новом ресурсе:)
0
Oxana,
ссылка на топик есть на главной странице, он называется «Организация эксперимета». Там вовсю формируется группа. Присоединяйтесь!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.