• FORMATTA
  • 23 декабря 2009, 10:55

HR 2009: штрихи к портрету Тренды, прогнозы, аналитика

Здравствуйте, коллеги!

Заканчивается год, и это всегда подталкивает к подведению итогов. Поделиться своими личными итогами и открытиями 2009 года можно в топике Summary 2009. А мы попробовали подойти к вопросу глобально и восстановить HR-картину года, опираясь на данные исследований, проводившихся в течение года в разных странах мира.

В числе тенденций («штрихов»), которые определили портрет HR 2009: сокращения — численности и затрат на персонал, «кризис методов удержания», а также фокус на психологию и внутренние коммуникации. Подробности ниже.


Штрих 1. Сокращения
Даже бегло просматривая материалы международных опросов и исследований, несложно заметить, что главные слова 2009 года в сфере HR: минимизация, оптимизация и сокращение. Порядка трети организаций в мире уменьшили запланированный ранее бюджет на HR, в т. ч. расходы на провайдеров HR-услуг. Что и как сокращали компании в уходящем году?

Численность персонала
По данным глобального исследования, проведенного Mercer, по крайней мере, две трети компаний в мире прибегли к сокращению численности персонала в первой половине года, и почти 60% компаний не исключают такой возможности в будущем. Тем не менее, к концу года наметился позитивный тренд. По данным Mercer, только 5% компаний в мире планируют до конца 2009 года реализовать существенные сокращения (т. е. сократить 10% персонала или более), в то время как в начале года эта цифра достигала 13%. Самая благоприятная ситуация по этому показателю складывается в Азии — там существенные сокращения прогнозирует не более 4% компаний, в то время как в Европе — до 10%.

Оклады
Уменьшение окладов не приветствуется законодательством большинства стран. Поэтому общемировая тенденция такова, что в целях оптимизации затрат на персонал компании предпочли скорее «заморозить» оклады на текущем уровне, либо повременить с их повышением.
Еще одной мерой, способствующей удержанию окладов на прежнем уровне, стало замедление карьерного роста. Данные исследования Hewitt Associates свидетельствуют о том, что приблизительно треть компаний в США в период кризиса совершенно отказались от повышений сотрудников, отсрочили их либо сократили долю персонала, который может рассчитывать на повышение.

Премии
По сведениям Hewitt Associates, 28% компаний в США приняли решение об отказе от выплаты бонусов по итогам года. Глобальное исследование, проведенное Mercer, показало, что более половины компаний (57%) в мире планируют выплатить бонус в уменьшенном по сравнению с предыдущим годом размере, и только 20% предполагают увеличить бонус по сравнению с 2008 годом.

Бенефиты
Менее всего экономический спад сказался на бенефитах сотрудников, иными словами компании решили «не экономить на туалетной бумаге» и сохранили для своих сотрудников почти все составляющие соцпакета (об этом свидетельствует исследование Mercer). Такое решение выглядит оправданным, т. к. известно, что во время кризиса люди охотнее пользуются предоставляемыми компанией бенефитами.

Рабочие часы
К сокращению рабочих часов прибегли около 20% компаний, однако приблизительно половина из них планируют в течение полугода вернуться к нормальной рабочей неделе. В США режим сокращенной рабочей недели ввели приблизительно 20% компаний (по данным Hewitt Associates и Watson Wyatt), кроме этого 11% североамериканских компаний отправили своих сотрудников в добровольные неоплачиваемые отпуска, а 15% компаний вообще на время приостановили деятельность (44% из них планируют восстановить бизнес в течение ближайших 6 месяцев)

Другое
В качестве альтернативных мер сокращения расходов на персонал компании также использовали введение ограничений на командировки (около 75%, согласно исследованиям, проведенным в США Hewitt Associates и Watson Wyatt). Кроме этого более трети компаний во всем мире сократили бюджет на обучение (40% компаний уже сократили расходы на обучение и развитие, 14% собираются это сделать, планирую бюджет следующего года). Среди других, не менее распространенных мер по сокращению издержек, респонденты выделяли: аутсорсинг отдельных HR функций, реструктуризацию предприятий, досрочные проводы на пенсию, привлечение временных работников или переход на «удаленный офис».

Штрих 2. Психология и коммуникация
Мировой экономический кризис сказался не только на рыночной ситуации, но и на психологии людей. На фоне затянувшегося экономического спада усилился стресс, беспокойство, ощущение неуверенности, что в свою очередь привело к падению удовлетворенности, росту агрессии и увеличению числа конфликтов в организациях. Уже сейчас очевидно, что проблемы психологии и коммуникации в бизнесе вновь вышли на первый план, и преодоление их станет одним из важнейших «вызовов» для HR в 2010 году.
По данным DDI, половина из числа опрошенных ими респондентов по всему миру, отметила факт стагнации на работе, подразумевая под этим отсутствие интересных задач и низкую вероятность продвижения по службе.
То же самое показало исследование, проведенное компанией Hewitt Associates в США. Из него видно, что 47% североамериканских компаний полагают, что в результате проведенного сокращения расходов подкосилось доверие работников к компании. 42% опрошенных отмечают, что сокращение расходов неблагоприятно повлияло на моральное состояние работников. Еще 37% компаний испытывает ощущение, что то, как организация переживает кризис, может повлечь за собой потерю талантов.
Одна из причин, по которой проблемы, связанные с демотивацией и фрустрацией персонала, стоят сегодня столь остро — неэффективные внутренние коммуникации. Как показывают исследования, многие организации не были готовы к тому, чтобы транслировать сотрудникам необходимость непопулярных мер (таких, как сокращение численности или оплаты труда). По крайней мере, треть компаний в мире не имеет никакой стратегии внутрикорпоративных коммуникаций, направленных на предупреждение возможной негативной реакции работников на сокращение затрат и другие антикризисные действия со стороны работодателя.

Штрих 3. Удержание
Практически все исследования, проводившиеся в 2009 году, в качестве ключевой проблемы, стоящей перед службой персонала, выделяют удержание ценных сотрудников (талантов). Согласно исследованию Deloitte, многие компании испытывают опасение потерять высокопотенциальных сотрудников, которые могут быть переманены конкурентами, готовыми предоставить им лучшие условия.
Проблема удержания ценных кадров была актуальна всегда, но в кризис сделалась особенно острой. В первую очередь это связано с банкротством традиционных методов удержания, таких как обещания карьерного роста, повышение дохода или дорогостоящее корпоративное обучение. Эти привычные методы в одночасье стали недоступны для большинства компаний, вступивших на путь сокращения затрат на персонал (о чем мы писали выше). Можно сказать, что современный HR переживает кризис методов удержания персонала, и поиск новых эффективных способов борьбы за ценные кадры — важнейший «вызов» для HR на ближайший год.

Полная версия статьи доступна здесь или здесь.

Буду благодарна, если Вы дополните этот «портрет» своими комментариями. Особенно интересны факты по ситуации в России (к сожалению, нам найти осмысленные исследования на эту тему не удалось, если знаете такие — пришлите ссылки).

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.