Snack – тренинг или влияние современных трендов на обучение персонала. Часть 1 Тренды, прогнозы, аналитика

В данной статье рассматривается взаимосвязь трендов и их влияние на обучение и развитие персонала компаний.

Тренды входят в нашу жизнь сначала совсем незаметно, как первый снег поутру. Они еле уловимы. Проходит совсем немного времени, и тренды становятся более явными, набирают вес, и ускоряются подобно снежной лавине. Так они меняют жизнь общества, и вернуться назад уже невозможно. Тренд очень легко может превратиться в социальную норму (интернет, мобильная связь).

Социологи говорят о новых современных трендах. Давайте сначала рассмотрим, как рождается тренд.
Всегда существует драйвер тренда – технологическая инновация или социальное явление, которые порождают или являются «катализатором» тренда.

Вот всем известные технологические драйверы:
● Переход на цифровой формат
● Интернет
● Мобильная связь
● Развитие путей сообщений
● Нано и генные технологии
● Новые технологии личной идентификации

А вот и социогенные драйверы:
● Изменение продолжительности жизни
● Повышение доходов женщин
● Снижение младенческой смертности
● Кризис

Надо отметить, что сами по себе инновации (в технологических и социальных сферах) не являются трендами. Важны индивидуальные и социальные изменения, которые они производят, ведь они являются драйверами тренда. Далеко не будем ходить за примером – создание виртуальных классов (технологический драйвер). Это привело к такому явлению как вебинары – проведение обучения в виртуальном интернет пространстве.
<...>
Специалистам по обучению персонала, бизнес – тренерам необходимо улавливать и знать тренды, для того чтобы:
· во — первых, чтобы «ориентироваться» в современном пространстве;
· во — вторых, чтобы прогнозировать влияние трендов на бизнес – запрос;
· в — третьих, чтобы эффективно планировать свои действия, создавать новые форматы, ориентируясь на требования компаний и общества.

Социологи выделяют семь универсальных (тысячелетних) трендов. Не все тренды касаются обучения напрямую, но многие из них просто явно вышли вперед, как например рационализация. Рассмотрим каждый универсальный тренд и современный тренд.

Семь универсальных трендов:
— Дифференциация и специализация
— Рационализация
— Индивидуализация
— Рефлексивность
— Абстрагирование
— Глобализация
— «Расколдовывание»

Начнем по порядку:

1. Дифференциация и специализация.

Что означает:
● Более узкоспециализированный подход во всех областях человеческой жизни;
● Разделение труда и появление все новых специализаций
и профессий;
● То, что раньше делали мы сами, теперь отдается на «аутсорсинг», мало кто умеет все;
● В мире все больше и больше разнообразия.

Современный тренд — появление новых профессий. В жизни возникает все больше разнообразия, а мы становимся все более узкоспециализированными: появляется огромное количество новых профессий: блогер, event-менедежер, шопер (консультант по стилю), комьюнити-менеджер, не говоря, уж о профессии мужчина–домохозяйка и выгульщик собак. :)

Ближе к НR департаменту выстроились стройными рядами новые профессии: менеджер по благотворительности (КСО – Корпоративная Социальная Ответственность), специалисты по внутренним коммуникациям в компании, лайф-коуч, бизнес – коуч, и наконец веб – тренер (ведущий вебинаров).

Влияние тренда дифференциации и специализации мы видим сегодня в явлении аутсорсинг. Аутсорсинг это отказ от непрофильной для организации деятельности и концентрация усилий на том, что данная компания может делать лучше всех (тренд может рассматриваться также как проявление универсального тренда «рационализация» — см. далее).

Тенденции таковы, что доля аутсорсинга увеличивается: мы отдаем другим все больше и больше вещей, даже в частной жизни, не говоря уже о корпоративных решениях. <...>

Современный тренд — утрата «простых» навыков:
— ведение домашнего хозяйства (готовка, решение бытовых проблем, уборка, починка, проведение ремонта, ремонт машины) – все чаще обращаемся в «специальные службы»;
— утрата рукописных навыков — все пишется на компьютере (с автоматической проверкой грамотности). Влияние этого тренда мы можем видеть при автоматизации программ обучения. Теперь не надо записывать вручную – просто отвечай на тесты в компьютере. Специалистам по обучению приходится учитывать эти тенденции.

2. Рационализация – время Snack culture.

Рационализация проявляется в следующем:
● Сокращение издержек;
● Уменьшение времени и других ресурсов, которые уходят на вспомогательные виды деятельности, чтобы высвободить время;
● Сокращения потерь времени.

Современный тренд — Snack culture. Снек-культура «сжимает» размеры товаров, услуг, информации для более легкого, доступного и быстрого их потребления. Таким образом, потребитель может узнать, попробовать и почувствовать больше за меньшие деньги и в более короткие сроки.

Снек-культура сжимает все предметы, товары до формата легкого и доступного потребления, совмещаются различные практики, развивается гибридизация. Вы можете спускаться по эскалатору, читая статью, если занимаетесь спортом – слушаете что-то в наушниках или смотрите новости.
Развитие снек-культуры не остановится. Скорость подачи информации будет только увеличиваться, равно как и количество информации, не исчезнет потребность в ее сжатии: вы будете хотеть, чтобы все было короче, понятней, меньше, удобней для легкого, доступного и необременительного потребления.

Проявление этого современного тренда, мы уже можем наблюдать в изменении форматов обучения. Как пишет Юлия Ужакина (управляющий партнер компании «Амплуа», журнал «Управление развитием персонала» №1, 2011):
«еще два года назад тренеры крайне негативно реагировали на наметившуюся тенденцию сокращения продолжительности учебного мероприятия. Основной аргумент против — нельзя за 2—4 часа привить никакой навык. В настоящее время найдены новые формы коротких тренингов».

Вот он — Snack-тренинг, Snack-формат. «Цигель – цигель, ай лю-лю», — нетерпеливо постукивают руководители компаний в ответ на предложении тренера о 8 – часовом тренинге.
Нам придется это принять — бизнес – тренеры должны придумывать новые форматы, совмещать обучения «лицом к лицу» с вебинарами, и другими формами.
Популярность кратковременных курсов растет: «Английский за 2 недели», «Измените себя за 2 дня», «MINI MBA: диплом за 6 месяцев».

Еще интересный момент влияния снек-культуры при подаче информации: эра «Клипово – булитной» культуры.<...>
Проявление «Клипово — булитной» культуры мы уже наблюдаем:
● Презентация power-point. Мы не можем говорить, а аудитория просто слушать – нам нужно обязательно показывать, должны быть картинки, видео;
● Презентации с минимальным количеством текста, 1 слайд – 1 мысль.

Современный тренды — гибридизация и совмещение практик. Совмещение в одном устройстве/продукте множества функций.

Гибридизация: Телефон-ПК.
Совмещение практик: Торгово-развлекательные центры (шопинг, кино, салоны красоты, рестораны и т.д. в одном месте).
Совмещение практик: обучение и отдых (Форум Mini MBA Турция 2010, конференция для дилеров компании в Израиле и т.п.)

Гибридизация и совмещение практик находит свое применение и в области оценки персонала. Как пишет в той же статье Юлия Ужакина, все чаще и чаще компании проводят так называемые «мероприятия с двойной целью», например обучение и оценка.

Сюда же — Гала-обучение: чаще всего оно проходит в рамках корпоративных конференций, где собирается большое число сотрудников компании, в том числе из регионов.<...>

Это один из самых ключевых трендов, который уже влияет на бизнес – обучение:
· Скорость подачи и количество информации будет увеличиваться;
· Развитие Snack Culture не остановится. Не исчезнет потребность в «сжатии» размеров информации для более легкого и доступного потребления. Тренинги станут компактные, «на один укус»;
· Упрощение не остановится: ориентация на получение краткой, максимально полезной информации. Нужны буклеты, памятки, инструкции для самостоятельного изучения.

3. Индивидуализация

Индивидуализация проявляется в снижении зависимости от группы, увеличение возможности выбора, стремлением к уникальности и отличию от других.
… в России можно говорить не об индивидуализации (что подразумевает уважение к индивидуальности другого), а об атомизации. То есть повышения степени изолированности людей друг от друга.

… современный тренд — Персонализация профиля потребителя.
Всем знакомы персональные тренеры, диетологи, стилисты, косметологи, индивидуализированные программы тренировок, питания.
В сфере обучения это могут быть индивидуальные системы обучения («Персональные стратегии успеха», собственная персональная тренинговая программа для сотрудников). Акцент на создании персональной тренинговой программы для конкретного отдела.

Современный тренд — Смягчение формальных требований.
При приеме на работу чаще становятся важны не формальные требования (образование, опыт работы в определенной сфере), а реальные, индивидуальные способности и таланты человека.
Таким образом, если мы будет говорить о приеме на работу бизнес-тренера – то очень часто работодатели требуют конкретный опыт, смотрят реальные достижения. Их уже меньше волнует образование тренера. Хотя момент это неоднозначный.…

Таким образом, заказчик обучения требует повышения ценности личного внимания и персонализации.
продолжение — часть 2...

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
Интересная раскладка. Многие тренды и правда имеют место быть (хоть по большей части и не в России :)).
По поводу тренда «Дифференциация и специализация» — мне кажется, что тренд идёт сразу в 2 направления: с одной стороны, в дифференциацию, а с другой, наоборот, к появлению людей, которые занимаются широким кругом задач. Не спроста сейчас все больше появляется компаний, представленных одним человеком.
Тоже самое происходит и в обучении: с одной стороны, всё большей популярностью пользуются тренинги и форматы, направленные на развитие какого-то конкретного точечного навыка; с другой, на такой же пик популярности выходят программы, работающие с общим видением, общим развитием личности без упора на что-то конкретное.

Что касается тренда «snack-обучение», то здесь я согласна с тем, как он проявляется. При этом у меня какое-то внутреннее сопротивление феномену «snack», т.к. это априори что-то быстрое, но не полезное. И, если исходить из понятия «snack» — то, как и в плане питания, в обучении snack's-решения будут пользоваться популярностью, но лишь тогда, когда компания «на бегу» или до тех пор пока компания «не посадит желудок» и не придётся лечиться долгой и правильной диетой.
Именно поэтому, я совершенно уверена в том, что качественное, экологичное и полноценное обучение останется не менее популярным. И если даже на некоторое время уйдёт на второй план, затем вернётся с новой силой.
Что же касается snack-обучения, то его надо делать и разрабатывать — от этого не уйдёшь. При этом важно ориентироваться на то, чтобы при своей snackовости оставалось полезным и питательным :)

Тренд «гибридизация и совмещение практик» — да, есть. И на обучение сильно влияет и, по-моему, это не плохо. Нечего добавить :)

Что касается«индивидуализации» то, на мой взгляд, до России этот тренд ещё не очень дошёл. По крайне мере в нормальном виде. Если только чуть-чуть коснулся Москвы и Питера. И, кстати, не факт, что приживется. Но, несомненно, важно, чтобы на ряду со всем прочим, индивидуальные предложения и решения на рынке обучения существовали.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.