Snack – тренинг или влияние современных трендов на обучение персонала. Часть 2 Тренды, прогнозы, аналитика

Начало топика см. здесь.
4. Рефлексивность

Тренд рефлексивность проявляется в том, что:
• у человека появляется возможность конструировать (карьеру, идентичность, жизнь) и выбирать осознанно пути развития;
• человек уже меньше предопределен статусными характеристиками (пол, раса, социальное происхождение, возраст, и т.п.);
• мир дает возможности создавать и пересоздавать себя и управлять обстоятельствами;
• люди конструируют собственную личность. И они рассматривают свою идентичность как проект, нуждающийся в инвестициях, развитии, постоянном преобразовании в меняющихся условиях.

Современный тренд — Управление эмоциями.
Люди хотят управлять эмоциями, состояниями:
• Введение понятия эмоционально интеллекта (EQ), измерение и развитие эмоционального интеллекта не только у отдельно взятого человека, но и у всего отдела продаж или всей управленческой команды.
• Управление стрессом. (Тренинги, специализированный отдых, оформление дома для максимальной эффективности отдыха)
• Тренинги, книги по развитию любых важных человеку качеств (уверенность, способность убеждать, соблазнять и т.д.).

Современный тренд — Смешение, разнообразие жизненных этапов.
● Откладывание деторождения на более поздний возраст.
● Увеличивается количество людей, живущих в одиночестве.
● Увеличивается количество разводов и повторных браков.
● Некоторые учатся всю жизнь, получают гранты (таким образом, «рабочая стадия» жизни отодвигается, либо совсем исчезает).

Современный тренд — Формирование новой биографии.
• «Новая» жизнь в Интернете: создание нового имиджа, нового круга знакомств, новых интересов.
• Возможность поменять документы, уехать жить в другую страну.

Современный тренд — Выбор карьерных стратегий.
● Несколько профессий за жизнь.
● Гибкие графики работы.
● Работа без места, работа в пути.
● «Горизонтальный рост».

Мы видим, какой простор открывается для обучения и развития! Все больше тренинговых программ по эмоциональному интеллекту, управлению стрессом, развитию конкретных навыков, которые бы позволили человеку пройти выбранный путь. Руководители «конструируют» своих лучших сотрудников и создают для них карьерный путь.
Как это отразиться на обучении персонала? Возможно, придется «переучивать» специалистов из смежных профессий, организовывать обучение для тех, кто работает «удаленно». Проводить внутрикорпоративные программы по построению карьеры в данной организации, рисовать «карты карьеры» для удержания лучших сотрудников.

Как разнообразие жизненных этапов повиляет на обучение? Участники обучения становятся другими – они задают себе вопросы: «А оно нам нужно?». Пересматривают ценности собственной идентичности и возможности «игры» с ней.

5. Абстрагирование

• Упрощенное описание или изложение системы, при котором одни свойства и детали выделяются, а другие опускаются.
• «Что-либо, утратившее определенность, конкретность, реальность».

Современный тренд — Абстрактные единицы. Измерение в баллах
(стресса, эффективности сотрудников, успешности, уровень развития интеллекта, степень уверенности человека и т.д.).

Современный тренд — Универсализация в сфере управления: специалисты по управлению проектами, предприятиями, людьми в любой области, бизнес-тренеры, орг. консультанты, коучи. Абстракция становится реальностью. Абстракция может объективно иметь большую стоимость, чем реальное положение вещей. «Все занимаются бизнесом, никто не занимается делом».

В результате, появляются коэффициенты и рейтинги всего: вузов, хитов, ПИФов, брендов, компаний, людей, сексуальности, популярности. Люди не в состоянии понять, что лучшее без некой структуры, им нужен либо бренд как навигатор, показатель статуса или часть личной системы идентичности, либо какой-нибудь рейтинг.

Возможно, все больше на рынке обучения будут, появляется «тренеры и коучи – универсалы по управлению и обучению», у которых есть абстрактные данные, выраженные в баллах и рейтингах.

6. Глобализация

Тренд глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

В контексте обучения и развитие персонала однозначно возрастание тренингов на тему «Кросс -культурные коммуникации». Как показывает практика, повышать свою кросс — культурную компетентность стремятся лишь зарубежные партнеры. <...> Про глобализацию можно много рассуждать, здесь и смешение теорий и практик, опять же внедрение западного менеджмента (моноактивная культура) в российскую полиактивную реальность. <...>

7. «Расколдовывание».

Увеличение количества объясняющей всё информации. Нет больше тайны и трепета перед неизвестным. Все можно объяснить, смоделировать, сделать. Геном человека, массовое поведение, клонирование, тайна мозга и т.п. На все вопросы есть ответы. Меняется подача информации в процессе обучения.

Но более важным для бизнес-тренеров и специалистов по обучению становится проявление современного тренда — Упрощение процесса познания:
● Википедия – все просто и доступно.
● Издания «для чайников».
● Тренинги с оптимистичными названиями «Финансы для нефинансистов» и тому подобное.
Всем хочется просто, доступно, чтобы не напрягать мозг, а получить результат.

Также можно говорить об обратной тенденции: рост «заколдовывания»: отсутствие/увеличение количества объясняющей всё информации ведет к отказу от попыток разобраться («что будет, то и будет», «от нас ничего не зависит») или к бегству (в мистику, экстрим, уход от цивилизации). Стратегия сознательного уклонения от информации. Повышается критичность к поступающей из вне информации.

Что ждет бизнес-тренера и специалиста по обучению в компании?
Можно предположить, что ему придется осваивать новые методические модели, придумывать авторские концепции, наконец, изучать носителя информации – потом перерабатывать все «для нефинансистов и немаркетологов» и выдавать слушателям. Работать с сопротивлением в связи с повышенной критичностью слушателей.
<...>
Статья от бизнес-тренера Надежды Бондаренко в ее блоге

Коллеги, какие из трендов вы можете отметить как уже активно оказывающие влияние на вашу деятельность?
Поделитесь вашими наблюдениями — возможно, добавите еще тенденций? :)

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
Продолжу свои комментарии и в этой части, раз уж в предыдущей начала :)

Тренд «рефлексивность». Судя по описаниям — да, его можно наблюдать, правда лишь для узкого круга людей. В России это, к сожалению, не массовый тренд.
Тем не менее это хороший тренд. И, помимо описанных в статье, он ещё подразумевает следующие изменения T&D рынка:
— рост популярности открытых тренингов (после сильного падения спроса на них) при снижении стоимости участия в них, т.к. люди будут больше искать их сами, а не отправляться на них от компании.
— какая-та помощь в повышение общей заинтересованности людей в понимании доступных возможностей в обучении. Возрастающая потребность и осведомленность в знании форматов, форм, тем и т.д.
— готовность к больше личной требовательности, но при этом и большей вовлеченности «учащихся».
— ну так же, поиск все новых и новых методов и возможностей для обучения.

Описанный тренд «абстрагирование», честно говоря, остался для меня непонятен.

Тренд «глобализация» несомненно требует появления программ, обучающих особенности взаимодействия в кросс-культурных командах, принципам и особенностям разных культур и т.д. Кстати, тут уже даже был топик на эту тему. Правда интереса особо не вызвал. Видно тренд ещё только зарождается :)

Про «Расколдовывание» не очень удалось прочитать, т.к. текст прям по картине идёт :( Модет её перезагрузить?
+1
мне кажется «Абстрагирование» лучше назвать как «Рейтингование» — тогда будет более понятно :)

«Расколдовывание» — отображается нормально; попробуй обновить страницу у себя ;)
0
Не знаю, мне понятнее не стало :)

Да, обновила — всё нормально. Правда эта тенденция, так же как «абстрагирование» кажется мне какой-то смутной :)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.