На ВУЗ надейся, а сам не плошай Блог компании T&D Dive

В преддверии конференции T&D Dive Solutions Day «Обучение после образования» мы попросили Татьяну Ананьеву — эксперта в области работы с брендом работодателя и привлечения молодежи, официального представитель компании Universum в России — рассказать о текущем положении дел в системе высшего образования в отношении профессиональной адаптации студентов.
И вот что она рассказала:


Сегодня многие компании имеют собственные стратегии по работе с молодыми сотрудниками, стараются развивать и привлекать лучшие кадры еще вовремя учебы в вузах. Роль вузов в стратегии привлечения студентов и выпускников невозможно обойти стороной. Правильный подход дает богатый «улов» студентов.
Однако для выстраивания эффективной стратегии работы с вузами важно знать возможности учебных заведений, их подход, и с учетом этого корректировать собственную стратегию и определять направления вложения усилий. К сожалению, в России (как и во многих странах БРИК), уровень готовности студентов к работе очень низкий. По данным BCG лишь 15-30% выпускников (по сравнению с 70% в развитых странах) полностью готовы к работе.
Принимайте эту реальность и не рассчитывайте на то, что в ближайшее время будут существенные сдвиги в этом вопросе (даже профстандарты не станут спасением, скорее «обострят» ситуацию на первых порах). Поэтому очень важно представлять особенности работы вузов, их студентов и выпускников, и исходя из этого, выстраивать свою систему работы.

Что дают студентам вузы?


Современные вузы можно разделить на три типа: активно нацеленные на трудоустройство и рост конкурентоспособности выпускников, помогающие в трудоустройстве, но в первую очередь исходя из задач практики или старых связей и действующие для выполнения минимальных требований Минобра.
К счастью, в последние годы ситуация активно меняется в сторону преобладания второго (как минимум), и первого типа учебных заведений.

Вузы помогают студентам подготовиться к работе несколькими путями. Перечислять эти варианты я буду исходя из частоты использования этих возможностей вузами.

  1. 1. Производственные практики. Когда-то к этому вопросу вузы подходили очень формально, но сегодня многие (особенно заметен прогресс в технических вузах) стараются, чтобы выпускник осознанно сделал выбор профессиональной деятельности.
  2. 2. Предоставление вакансий от предприятий (трудоустройство). Обычно этот процесс идет двумя путями: системно через отдел трудоустройства или центр карьеры вуза или же ситуативно по запросу (что, однако, может быть более эффективным) через кафедры и деканаты.
  3. 3. Организация презентаций компаний для студентов. Подобные форматы становятся все менее популярными и на них сложнее набирать студентов, поэтому компаниям приходится быть достаточно креативными в плане содержания подобных встреч (ведь если дают ту информацию, которую легко найти в интернете, то зачем тратить время на встречу). Но этот формат позволяет не просто собрать заинтересованных ребят, но и качественно позиционировать компанию.
  4. 4. Организация ярмарок вакансий. Все большее число вузов пришли к пониманию того, что нужны площадки для встреч студентов и выпускников. Поэтому сегодня наиболее продвинутые вузы делают подобные ярмарки несколько раз в год.
  5. 5. Различные мероприятия для студентов — конкурсы, кейс-соревнования, квесты и т.п. – организуемые компаниями на территории вуза. В силу пресыщенности студенческой аудитории разнообразными активностями компаниям приходится проявлять творческий подход, использовать активно геймификацию и соревновательный интерес.


Помимо мероприятий, напрямую нацеленных на взаимодействие вуза и студентов, есть еще совокупность действий, которые реализуют вузы в данном направлении.

  1. 1. Тестирование студентов и помощь в профориентации. Тут многое зависит от профессионализма сотрудников, используемых технологий.
  2. 2. Обучение поведению на рынке труда. Этот формат предполагает обучение навыкам составления резюме, самопрезентации и т.п. Одно время популярность была очень высока, а сейчас она очень сильно зависит от качества контента (ведь множество советов есть в интернете).
  3. 3. Помощь в карьерном планировании. Это новое направление, частично связанное с профориентацией, но гораздо дальше позволяющее простраивать карьерный путь человека. Также его качество во многом зависит от уровня компетентности сотрудников вуза.


Что вузы не дают или дают минимально:


  1. 1. Вузы не могут дать самых актуальных, современных знаний, поскольку не хватает педагогов с соответствующей квалификацией, оборудования и т.п. В этом плане как новейшие изменения в области бухучета и налогообложения, так и современные технологии в машиностроении студенты могут узнать лишь на практике или же непосредственно в рамках работы. Бизнес развивается значительно быстрее системы образования, поэтому эту данность надо принять и самостоятельно решать подобные вопросы (что, впрочем, делают практически все работодатели).
  2. 2. Вузы не дают подготовки по ключевым «мягким навыкам». Востребованные в бизнесе навыки коммуникаций, ведения переговоров, командной работы, планирования, управления личной эффективностью, лидерства, а также набирающие популярность lean-технологии все еще далеки от вузов. Поэтому ответственность за их развитие приходится отвечать самому студенту или же его работодателю.
  3. 3. Вузы не дают культуры работы. Дело в том, что правила обучения и правила работы существенно различаются. Поэтому показать ключевые особенности рабочей деятельности, требования компании, научить этому – всегда задача предприятий.


В работе с вузами также надо четко понимать, что есть вещи, приобретаемые только в процессе работы, и если они не предусмотрены работодателем, то это осложнит процесс вхождения молодых сотрудников в работу, и может нанести ущерб репутации работодателя, а также спровоцирует отток. Поэтому не пренебрегайте пониманием этих особенностей молодых сотрудников и старайтесь интегрировать это в ваши программы работы с молодежью.

Обо всем этом и многом другом Татьяна подробнее расскажет в рамках вебинара «Возможности и ограничения ВУЗов в организации профессиональной адаптации студентов”, который пройдет 22 октября. На вебинаре так же будут обсуждаться практические кейсы и примеры.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.